Давеча поучаствовал в выборах президента Украины (а заодно и мэра Киева, и депутатов Киеврады). В качестве международного наблюдателя. И в качестве координатора международных наблюдателей.
За неделю, прошедшую после выборов, в сети появилось много историй о наблюдении и впечатления о сегодняшней Украине от российских наблюдателей.
Я тоже напишу короткую историю своего наблюдения, но позже. А сейчас взгляд на миссию с позиции одного из координаторов. В отличие от большинства отчетов, этот получится не совсем позитивным и безоблачным.
Миссия ЕПДВ
ЕПДВ -- Европейская платформа за демократические выборы (
http://www.epde.org/ru/) -- это одна из международных организаций, объединяющая национальные наблюдательские объединения стран СНГ, Восточной Европы и Скандинавии. Фокус интереса сосредоточен на оценке электоральных процессов стран восточной Европы, в особенности стран СНГ и Турции, как наиболее проблемных в плане чистоты и честности выборов. Россия в этом объединении представлена (бывшей) ассоциацией Голос.
Именно из Голоса мне как одному из координаторов движения Сонар пришло приглашение помочь в организации миссии. Исходно предполагалось, что миссия должна была состоять примерно из полутысячи краткосрочных наблюдателей. В каждом регионе было бы пара-тройка десятков наблюдателей, которые в режиме мобильных групп объезжали бы участки, разговаривали с комиссиями и наблюдателями, заполняли анкеты и отсылали данные для статистической обработки в реальном времени. Организацию транспорта и поселения, информационное обеспечение, обучение краткосрочников должен был осуществить координатор, один в каждом регионе.
Ночные бдения перед отъездом
Ввиду последних событий и ввиду интереса гражданского общества России к процессам, происходящим в Украине, естественным образом родилась идея пригласить наблюдателей в основном из России. В таком формате было несколько резонов. Во-первых, было бы весьма полезно, чтобы именно граждане России побывав в Украине стали очевидцами происходящего в братской стране (не буду распространяться про прессинг лжи и пропаганды, обрушивающийся на рядового россиянина в последние месяцы). Немаловажен фактор народной дипломатии. Во-вторых, это должна была бы быть вторая по величине миссия, ее представители должны были проводить мониторинг во всех регионах Украины. Обычно в международных миссиях работа наблюдателей полностью оплачивается и компенсируются все расходы. Но при таком масштабе это было бы невозможно организовать. В то же время в России развита традиция выездного наблюдения, когда волонтеры массово ездят наблюдать в другие регионы, поэтому для многих спонтанный выезд в Украину был бы не слишком необычным предприятием.
В итоге миссия спроектировалась в полуволонтерском формате, когда участники добирались за свой счет и не получали оплаты за работу наблюдателями. Организаторы смогли обеспечить лишь проживание в Украине и организационные расходы (транспорт, переводчики, частично мобильная связь) и, в исключительных случаях, минимальные транспортные расходы. Отдельное спасибо за существенный вклад возрождающемуся фонду “Открытая Россия” и другим организациям, оказавшим финансовую поддержку миссии.
На призыв записаться наблюдателями Сонара, Гражданина наблюдателя, Наблюдателей Петербурга и других российских наблюдательских объединений откликнулось на удивление много наблюдателей. На конец записи, их было почти 900! Абсолютное большинство волонтеров готовы были добраться до Украины за свой счет. Поскольку миссия полуволонтерская, наблюдателям было предложено указать предпочтительные регионы для наблюдения. Организаторы собирались по максимуму учесть пожелания волонтеров.
Немного статистики (
https://www.facebook.com/golosinfo/posts/754273054603846).
Распределение по предпочтительным регионам:
Как видим, по модулю столичного фактора, сопоставимой популярностью у российских наблюдателей пользовались и центральные, и южные, и западные, и восточные области.
Распределение по возрастам.
И здесь, распределение наблюдателей по возрастам выглядит достаточно репрезентативным.
Координаторов изначально набирал московский Голос. Честно говоря, не хотелось заниматься координаторской деятельностью, но в то же время хотелось провести в Украине больше трех дней, повидать знакомых, погулять по городам. Так или иначе, уговорили ;) Хотел поехать в Днепропетровск, где живут родственники, которых давно не видел. Однако на Днепропетровск нашелся координатор (Екатерина Бирюкова) с аргументом в виде связей в местных наблюдательских кругах. Пришлось уступить. По остаточному принципу распределили в Киев, что тоже посчитал неплохим вариантом ;)
Хотя были и минусы, поскольку пришлось бы выбирать и контактировать с бОльшим количеством. Взял билет в Киев на 18 число, поскольку на следующий день был назначен круглый стол, с руководителями миссии и украинскими наблюдательскими объединениями ОПОРА (
http://oporaua.org/) и КВУ (
http://www.cvu.org.ua/).
О том как Аэрофлот не посадил меня в самолет, а пограничники на Киевском вокзале (пришлось взять билет на экспресс Москва-Киев) не дали взять с собой ветровку и солнцезащитные очки упоминать не буду -- это совершено отдельная история).
А на небе тучи...
Облачка на горизонте появились уже в понедельник на встрече. С одной стороны, все были готовы к сотрудничеству, с другой -- по общей атмосфере выходило, что приезду девятисот россиян-наблюдателей не то чтобы очень рады. Между строк звучали настороженность и опасения, что в наблюдательские ряды затешутся провокаторы. Конкретные планы по взаимодействию откладывались на потом.
А во вторник в Украину не пустили последнего прилетевшего координатора (поставив штамп о запрете въезда аж в российский паспорт)...
Основная беда пришла откуда не ждали. Подав за десять дней в ЦИК Украины (
http://www.cvk.gov.ua/) список наблюдателей для аккредитации, мы не сразу стали получать сигналы об отложенных сроках и возможных проблемах с аккредитацией. Это было неожиданно, поскольку европейцы загодя оповещали украинскую сторону о формате миссии.
И вот, 20 мая, во вторник, за два дня до начала заезда наблюдателей из ЦИК Украины приходит постановление об отказе в аккредитации списку ЕПДВ (
http://top.rbc.ru/politics/21/05/2014/925236.shtml).
При том, что с частью наблюдателей уже связались координаторы, договорились о регионе наблюдения. Часть людей и до контакта с координатором купили билеты.
Проще всего в изменившихся обстоятельствах было бы миссию свернуть. Да, красивая идея народной дипломатии и желание многих наблюдателей понаблюдать за выборами в братской стране не реализовались бы. Были бы какие-то имиджевые потери, хотя основной гнев был бы направлен на недружественный украинский ЦИК. НО, на самом деле, реализацию идеи миссии остановить было уже невозможно! Как минимум по следующей причине. Было ясно, что самые отчаянные наблюдатели при любых раскладах приехали бы в Украину и стали бы наблюдать в любых условиях, даже без помощи миссии. И таких было бы как минимум несколько десятков, если не сотен. Поэтому в том или ином формате, но миссию наблюдения надо было организовывать.
В итоге было принято решение в условиях неопределенности рекомендовать записавшимся не покупать билеты (
http://www.epde.org/ru/179/items/missija-epdv-ne-poluchila-akkreditaciju-cik-ukraini.html), а уже купившим и желающим приехать все-таки на свой страх и риск пытаться проехать через границу. Тем, с кем координаторы еще не связывались была сделана рассылка. С теми, кого уже взяли в группы наблюдения в конкретный регион координаторы связывались лично и объясняли ситуацию.
Дополнительную сложность представляло то, что в условиях предполагаемого сокращения миссии с 900 человек до 100-200, вынужденной мерой было сокращение регионов, в которых наблюдение бы велось, а у многих записавшихся планы и билеты были уже привязаны к регионам...
Параллельно руководство миссии и даже координаторы по своим связям стали договариваться с украинскими СМИ о приглашениях и направлениях на выборы, чтобы в случае отсутствия аккредитации ЦИК было возможно пронаблюдать в качестве СМИ. Здесь, правда, успех был лишь частичный -- добытых направлений на всю миссию, даже в сокращенном ее варианте (на тот момент подтвердили свое желание приехать более 100 человек) не хватало. И в данном моменте сказывалось недоверие к огромному количеству россиян и нежелание брать на себя ответственность за незнакомых людей в условиях пристального к ним внимания.
Тут надо пояснить, что для наблюдения на выборах в Украине достаточно представлять любое СМИ, хоть из Зимбабве, хоть из России. Аккредитацию для СМИ и их представителей нигде получать не надо. Проблема с российскими удостоверениями СМИ больше относилась к проблеме пересечения границы, нежели к самому наблюдению.
Миссия нашла юристов и в среду был подан иск в суд на решение ЦИК Украины. Однако суд назначил рассмотрение на четверг. В четверг уже должна была приехать первая волна наблюдателей...
Далее события в судебной плоскости развивались, как в хорошем детективе (
http://www.golosinfo.org/ru/articles/670). Суд в четверг вечером был нами выигран!!!
Казалось бы -- победа! С осложнениями в виде отсутствующего решения ЦИКа об аккредитации, неизготовленных аккредитационных карточках, соответственно, отсутствию фактических приглашений на руках у наблюдателей…
Но ЦИК начал подзатягивать решение. Он собрался и принял решение об аккредитации только в пятницу, 23 мая. Аккредитационные карточки в штабе появились только в субботу.
А тем временем, на границах был поставлен фактический шлагбаум на въезд наблюдателей (об этом в следующей части). И… даже эта наблюдательская история не обошлась без украинского чудика Дмитро Яроша (тот, у которого есть визитки)
Этот фрик украинской политики, появившийся в ходе событий на ул.Грушевского и получивший известность на волнах российской пропаганды, решил сделать себе пиар и оттоптаться на теме наблюдателей из России. Его юрист подал в суд на решение ЦИК, давшего нам аккредитацию! (
http://vk.com.3s3s.org/public62043361?w=wall-62043361_139971)
И… тоже выиграл суд!
В субботу :) Прям перед днем голосования.
Это уже было практически смешно, потому что утром в воскресенье в день выборов наши наблюдатели входили бы на участки с действительными на тот момент удостоверениями международных наблюдателей, потому что решение суда вступает в в силу в течении двух дней, а ЦИК вряд ли стал бы утром собираться именно по теме неаккредитации. Однако это не устраняло риск дневного решения и соответствующих проблем.
Но ЦИК Украины в воскресенье перехитрил всех. В соответствии с субботним решением суда по заявлению юриста Яроша, ЦИК отменил свое четверговое решение об аккредитации. И... принял новое решение об аккредитации во исполнение четвергового решения суда о полноценной аккредитации миссии ЕПДВ.
http://www.cvk.gov.ua/postanovy/2014/p0738_2014.htm (в шапке ошибка - решение №738 от 25 мая)
Не запутались? Должны бы. На фото руководитель штаба миссии Роман Удот пытается схематизировать судебные перипетии.
В результате чего рождается следующая схема:
Вот так вот :)
Но приезжающим наблюдателям было отнюдь не до историй с Ярошем. Они выполняли свой квест, который назывался “преодолей границу”.
На границе тучи ходят хмуро...
Уже упомянул, что проблемы с пересечением границы начались еще с приезда координаторов, за неделю до дня выборов. Въезжали мы кто как. Из документов были невнятные сканы обращения в ЦИК Украины от руководства ЕПДВ, ОПОРЫ и КВУ.
Погранцы очень удивлялись сим бумага, но вооруженные верой в то, что мы без пяти минут международные наблюдатели, удавалось убедить их в целях своего визита в Украину.
Ситуация для россиян при пересечении границы осложнена решениями различных органов, принятыми в последние полгода. Наша киселевская пропаганда успела сообщить, что украинцы ввели запрет на въезд
http://ria.ru/trend/ukraine_stop_17042014/. Это совсем не так.
И мы лично и наши наблюдатели были свидетелями, как большинство проезжающих впускается на территорию Украины.
Что действительно есть -- это то, что пограничники получили инструмент заворачивать мужчин призывного и мобилизационного возраста, если те не могут внятно пояснить цель своего визита. Если ты едешь к родственникам и знакомым, то будь добр знать их адрес и телефон, на который пограничник может позвонить. Если у тебя приглашение от какого-либо лица или организации, то также есть вероятность, что попытаются связаться с приглашающей стороной. Оригиналов не требуют, годятся распечатки писем или сканы документов.
Также могут спросить о финансовом обеспечении пребывания в Украине. Формула мало кому известна, но эмпирически безопасно иметь при себе по 1100 гривен на день пребывания или выписку со счета.
Девушек и женщин обычно пропускают вообще без вопросов. Как и семьи с детьми. Пары, особенно молодых людей, спрашивают о цели визита чаще. С мужчинами или группами людей беседуют уже пристально. Проверяют максимально возможное количество свидетельств/документов. И при наличии подозрений могут дать от ворот поворот. То есть депортировать с территории Украины
Еще раз подчеркну, инструменты фильтра используются не для тотального ограничения россиян на въезд, а для возможности воспрепятствовать проникновению на территорию отдельных категорий граждан. Перед выборами к таким категориям относились боевики, сотрудники спецслужб России, искатели приключений в горячих точках, люди без определенных целей, а также российские журналисты и, к сожалению, российские наблюдатели...
Да, по воле ЦИКа Украины у наших наблюдателей, заезжавших в основном в четверг и пятницу не было физически подтверждения, что они международные наблюдатели. Более того, в то время, как многие заезжали, было известно об отсутствии статуса международных наблюдателей.
Часть людей въезжала с приглашениями от СМИ КВУ (несколько десятков приглашений). Большинство въезжало со сканами приглашений от общественной инициативы “Третья республика” (
http://www.3republic.org.ua/ru), ассоциируемая с Юрием Луценко и Романом Безсмертным. По слухам, лично МБХ попросил их содействовать въезду россиян. Практически больше никто не готов был поручиться своим именем и репутацией более чем за несколько человек. А нам потенциально надо было иметь до нескольких сотен приглашений, причем иметь возможность выписывать их в оперативном режиме. Ибо полная неопределенность со статусом миссии и ее форматом привела к тому, что в течении дней заезда мы не знали точно, кто едет, а кто нет. Доходило до того, что о выезде некоторых наблюдателей, координаторы соответствующих регионов могли и не знать, и по факту узнавали уже от их попутчиков.
Итак, понимая ситуацию, но еще не понимая, как работает погранслужба, многие координаторы рекомендовали, имея на руках наши приглашения, по возможности находить родственников и знакомых в Украине или оформлять деловые поездки (хотя в столь сжатые сроки это было практически невозможно). На крайний случай, называть целью визита международное наблюдение, предъявлять документы и участвовать в рулетке.
Основных направлений въезда было три: Киевские аэропорты Борисполь и Жуляны, железнодорожные переезды с пограничниками в Сумах/Конотопе/Михайловском и автомобильные въезды в Сумской области и со стороны Белоруссии (некоторые автомобилисты верили, что со стороны Белоруссии въезжать безопаснее).
ЖЖ почему-то начал нещадно ограничивать величину поста. Так что извините, уместить все в один пост не получилось.
Продолжение читайте в
http://instanton.livejournal.com/83155.html.
(Хроника борьбы с погранслужбой. Случаи на границах. Дни перед голосованием. Итоги миссии.)