Лукьяновское еврейское кладбище

Jan 06, 2022 23:35


Продолжаю серию публикаций о еврейских кладбищах Киева.

На данный момент, известно о шести еврейских кладбищах существовавших в Киеве за более, чем тысячелетнюю историю пребывания еврейской диаспоры в городе, от появления смешанных еврее-хазарских общин в 10 веке до современности.



1. Кладбище периода Древней Руси и Великого княжества Литовского находилось за пределами городских валов, с внешней стороны Львовских ворот. В работе историка Николая Закревского есть упоминание некой грамоты 1522-го года, в которой король Сигизмунд 1 давал Михайловскому монастырю право на владение полями и нивами “под Городом, за воротами Львовскими, за Пробитым валом. Почавши от самого валу Пробитого, Кудрявцем, долиною у верх до Кладовища, а за Кладовища Жидовским до вершины Кудрявца”.  
Вероятней всего, согласно современным мнениям киевоведов, кладбище располагалось в районе между нынешним Кудрявским спуском и улицей Пимоненко. Возможно, в районе Покровского монастыря.



Рис.1 Отмеченное, черной рамкой, расположение первого известного в Киеве еврейского кладбища. Из книги ''Учебный атлас русской истории. Издание 1887”, иллюстрация План города Киева между 15 и 17 веками.

2. Второе, следующее по хронологии, существовавшее еврейское кладбище это погост в районе Зверинца, ныне территория ботанического сада имени Гришка. Основанное в 1798 года, кладбище выполняло функции последнего пристанища иудеев и караимов до 1886-го года, пока не было закрыто из-за переполненности.
3. Третье кладбище, о котором пойдет речь в этой статье, это Лукьяновское еврейское кладбище, открытое в 1894 году, и окончательно ликвидированное в 1962 году.  
4. Самое малоизвестное кладбище Киева, это еврейский погост на Никольской слободке, существовавший в 1880е-1920е.
Небольшой некрополь предназначался для еврейской бедноты, проживавшей на Слободке, которая административно относилась не к Киеву, а к Броварской волости Остерского уезда Черниговской губернии. Такая административная особенность, позволяла местной еврейской общине обходить закон о черте оседлости, и ежедневно переправляться через Днепр в Киев для заработка.  
Согласно Всероссийской переписи 1897 года общая численность населения Слободки равнялась 2247 человек, из которых мещан иудейской веры обоих полов насчитывалось 721 душ.  
Дату основания погоста определить сложно, вероятно это 80е годы девятнадцатого столетия, ликвидация же произошла в конце 1920 годов, так как на картах тридцатых годов кладбище уже не отмечалось.



Рис.2 Топографический план Киева и окрестностей 1896 год. Приблизительно, историческая территория кладбища ныне соответствует стадиону школы №125 по улице Плеханова. Озеро Святое стало основой для северо восточной части Русановского канала.

5. Еврейский участок Куреневского кладбища.
Выделение участка для нужд горожан еврейской национальности состоялось в 1937 году. Захоронения продолжались до конца 1950-х годов.
6. Участок на Берковцах.  
После открытия нового городского кладбища на Берковцах в 1957 году, был выделено ряд участков для еврейской диаспоры Киева.

Лукьяновское еврейское кладбище



рис.3 Карта 1910 года, где отмечены еврейское, мусульманское и караимское кладбища.

Известно, что заложен погост был в 1894-м году, по инициативе киевского казенного раввина Евсея Цуккермана. Евсей Аврамович (1840-1917) был первым раввином Киева, чью кандидатуру согласовала вся община, и занимал он свой пост в течении 35 лет, с 1863 года до 1898 года. За это время еврейская жизнь Киева, значительно преобразилась, достигла невиданных ранее масштабов. Но поскольку жизнь и смерть неразрывно взаимосвязаны, то с ростом численности населения, растет количество и умерших, и уже к средине 80х годов 19-го века, стало очевидно, что небольшое по размерам Зверинецкое кладбище уже исчерпало свои возможности. В 1886 году раввин Цуккерман впервые обратился к городской власти с просьбой выделения нового участка. Долгих восемь лет город и община пытались согласовать данный вопрос. Изначально, город был согласен выделить 3-5 десятин земли (1 десятина равна 1.09 гектара), но раввин Цуккерман настаивал на участке большей площади. И только к 1894 году, на землях между Репьяховым и Бабьими ярами был открыт новый погост площадью 10 гектар. Вероятно, решающим фактором выделения земли именно здесь, было расположение комплекса зданий Еврейской больницы, ранее открытой меценатами Бродским, Заксом, Зайцевым, Гальпериным и Френкелем на Лукьяновке в 1884 году.

В областном архиве сохранился (Ф.1, О.228, Д.232) изначальный проект кладбища, составленный архитектором Владимиром Николаевым. Именитый киевский архитектор, автор памятника Богдану Хмельницкому, здания Купеческого собрания (ныне Филармония), Николаевского собора Покровского монастыря, подошел к поставленной задаче с размахом. Для нужд некрополя было спроектировано ряд зданий в классическом стиле, а так же масштабная кирпичная ограда с арочными центральными воротам, выходящими на Большую Дорогожицкую улицы, ныне улица Мельника. Как можно узнать из отчета архитектурной комиссии от января 1893, строительство кладбища должно было идти в несколько этапов.



Рис.4 Проектный план кладбища 1892 г. За подписью архитектора Николаева.

Первая очередь это земляные работы, мощение дороги, высадка деревьев, сооружения ограды с воротами, а так же строительство деревянных мостиков на неровностях рельефа. На это планировалось выделить 17860 рублей 83 копейки.

Вторая и третья очередь строительства это сооружение двух одноэтажных кирпичных зданий для обмывания покойников в сумму 11000 рублей. Так же планировалось соорудить кирпичный дом для смотрителя (10573 р.), устройство холодильных погребов (2566 р.), и деревянное здание конюшни (3525 р.)





рис.5-6 Страницы проектной документации.

Надо сказать, что так же, в 1888 году Дума согласовала выделение участка площадью 278 квадратных саженей (1251 кв. метров), для нужд караимского кладбища. Однако лишь в 1902 году под него было выделен участок, и начались захоронения умерших членов караимской общины Киева. В 1910 году было добавлено еще 25 квадратных саженей, западнее, вдоль забора еврейского погоста.

Аналогично в 1902 году, рядом с караимским, было основано мусульманское кладбище на участке площадью 1926, 5 кв. саженей (8669 кв. метров).



Рис.7 Карта Киева 1918

Мартиролог известных людей, которые покоились на Лукьяновке, можно начать с главных меценатов кладбища - семейства Бродских.

Лазарь Израилевич (1848-1902), глава Александровского товарищества сахарных заводов, скончался в 1904 году в Швейцари, где по иронии судьбы лечился от сахарного диабета. Несмотря на то, что его отец был захоронен на Зверинецком еврейском кладбище, сам Лазарь был похоронен тут, на Лукьяновке, в дорогостоящем мраморном склепе. В траурной прецессии принимало участие большое количество горожан, одних лишь венков было более ста пятидесяти, из которых десять были изготовлены из серебра. На похороны пришли почтить память наиболее видные чиновники Киева - городской глава, губернатор, командующий военным округом.

Так же, здесь находилась могила известного в Империи адвоката Александра Гольдвейзера (1855-1915), занимавшего более тридцати лет пост председателя Киевской комиссии присяжных поверенных. Александр Соломонович был автором фундаментальных работ по гражданскому и уголовному праву в Российской Империи.

С момента кончины и до переноса могилы в 1962 году на Берковцы, здесь был похоронен известный раввин Вайсблат (1864-1925). Нухим Янкелевич, известный так же, как и а-рав а-Гаон, занимал с 1902 года должность главного духовного раввина Киева, так же является автором Вечного календаря, составленного им в 1890 году.

Макс (Эмануэль) Мандельштам (1838-1912) - доктор медицины в области офтальмологии, получивший широкую известность в еврейской среде, как активный деятель сионистского движения. Поступив в 1855 году в Тартуский университет, он стал первым студентом-медиком еврейской национальности в Российской Империи. В Киеве, он 12 лет занимал должность приват-доцента в университете Святого Владимира. Как сионист, он принимал участие во всех конгрессах сионистов своего времени. Вместе с Герцелем и Нордау, Эмануэль Хацкелевич стал во главе Ховевей Цион (Влюбленные в Сион) в 1897 году. В память о нем названа улица в Тель-Авиве. После сноса кладбища, надгробие было перенесено на Берковцы.

Борохов Дов-Бер Моисейевич (1881-1917) - политический деятель и идеолог пролетарского сионизма Поалей Цион (рабочие Сиона), так же считается одним из основателей идишской филологии. Скончался в декабре 1917 года в Киеве, согласно записи в метрической книге раввината, от заражения крови. В 1963 году, его прах был перенесен в Израиль, где был перезахоронен у озера Киннерет. Согласно некрологу газеты Нова Рада от пятого декабря 1917, Борохов занимал должность члена Центральной Рады, однако в официальных списках чиновников Рады он нигде не фигурирует. В 1954 году Ассоциация российских эмигрантов в Израиле, начала процесс перезахоронения Дов-Бера Борохова. И лишь в 1963 году, при вмешательстве второго президента Израиля Ицхака Бен-Цви (Ицхока Шимшеливича), было осуществлена доставка праха из Киева в Израиль.

Тверской Дувид Янкелевич (1848/50-1902) купец первой гильдии города Киева.

В 1902 году, в Киеве скончался, один из представителей макаровского двора чернобыльской хасидской династии, Дувид Янкелевич. Он был средним сыном в семье, купца и главы хасидского двора, Якова-Ицка Нухимовича (1822/8-1892), правнука основателя династии Менахема-Нухима Тверского из Чернобыля. В честь Якова-Ицхака в израильском городе Цфат построена и названа ныне действующая синагога.

Но по традиции, “должность” главы хасидского двора наследовалась старшим сыном цадика, поэтому, похороненный на Лукьяновке, Дувид занимался при жизни коммерцией, а главой макаровских хасидов стал его старший брат Моисей (1840/43-1920).



Рис.8 Запись о смерти в метрической книге киевской синагоги (ДАКО, ф.1164, о.1, дело 465)

Так же, на Лукьяновке, существовала братская могила погибших во время погрома 1905-го года. Известно, что во время трех дневного погрома произошедшего в октябре, погибло 47 человек, и 205 человек было ранено.

Согласно отчету комиссии под руководством сенатора Турау, которая расследовала причины беспорядков в городе, из 47 человек погибших, 12 человек были лицами иудейского вероисповедания, а из числа раненных горожан, евреев было около трети. Остальные погибшие это расстрелянные участники демонстрации. Однако, в метрических книге киевской синагоги, в записях о смерти (ДАКО, ф.1164, о.1, дело 475), указаны не 12, а 16 человек погибших насильственной смертью во время этих событий.

1) Левин Гирш Самойлович 34 года
2) Щур Ита Моисеевна 18 лет
3) Местечкин Герш Хаимович 27 лет
4) Кац Сруль-Лейб Хаим-Гершрвич 29 лет
5) Ровинский Хаим Мордкович 21 год
6) Эйдельштейн Пинхас Иосифович 18 лет
7) Шапиро Ицко-Айзик Ушерович 22 года
8) Померанец Нисон Аронович 25 лет
9) Куцый Симка Шмулевич 37 лет
10) Штейн Ицко 24 года  
11) Матковский Лейб Абрамович 23 года
12) Найфельд Илья Мордухович 23 года
13) Левитас Пейсах-Лейб Элевич 16 лет
14) Ратнер Сруль-Шлема Аврумович 19 лет
15) Цесин Янкель Лейзерович 40 лет
16) Прежепюрко Хаим Фейбишевич 44 года

Стартом для погрома стали слухи, про массовое участие евреев в революции 1905 года. А так же, что киевские евреи оскверняли, во время митинга перед Городской думой 18-го октября, портреты императора  и иконы . Грабежам подверглись не только кварталы еврейской бедноты на Плоском месте, но и особняки купцов на Липках. Пострадало и казенное еврейское училище имени Соломона Бродского. Как писал сенатор и тайный советник Евгений Турау: ''Погром в городе прекратился только тогда, когда почти все еврейские магазины и квартиры были разгромлены и разграблены''.

После революций, и установления советской власти кладбище всё так же функционировало.



Рис.9 Топографический план местности состоянием на 1924 год. Видны аллеи и участки захоронений. (взят с сайта комитет Бабий Яр)

Согласно данным за 1929 год общая площадь погоста ровнялась 23.3 гектара. К сожалению, точное количество захоронений установить я не смог, несмотря на большой объем просмотренных документов в Городском архиве Киева.

В 1932 году, по причине дефицита строительного материла в городе, большая часть кирпичной ограды была разобрана для нужд завода ''Большевик'', а взамен горсовет обязал заводоуправление  соорудить деревянный забор.

А уже в 1937 году, постановлением горсовета кладбище закрыли для захоронений, по причине переполненности. И судя по отчету Киевгорстроя составленным в 1965 году, действительно надгробий с более поздними датами, чем тридцать седьмой год не было обнаружено.

Неизвестно качество забора, который соорудил завод Большевик, но в уже в 1939 году, Похоронное управление, было вынужденно выделять деньги на строительство ''нового деревянного штакетного забора длинной 101,5 погонных метра, при высоте 1,4 метра''.

А потом пришла война.

Первая и наиболее трагическая волна разрушения кладбища связанная с событиями Холокоста и Бабьего Яра. Согласно воспоминаниям выживших военнопленных Сырецкого концлагеря, немецкая оккупационная администрация города, осознавая неизбежность скорого отступления, решила, используя труд пленных, максимально возможно скрыть следы преступления в Бабьем Яру. В августе-сентябре 1943-го года, отряд из трехсот заключенных Сырецкого лагеря, выкапывал и уничтожал тела погибших. Для сжигания тел, было решено соорудить печи, используя гранитные надгробия и железные ограды могил соседнего Лукьяновского кладбища.

В романе Анатолия Кузнецова есть целая глава посвященная этим событиям -

''Строители занимались возведением печей. Под сильной охраной они ходили через овраг на противоположную сторону - на еврейское кладбище, где немцы указывали, какие гранитные памятники ломать. Заключенные разбирали надгробия, несли в овраг, выкладывали плиты рядами. На них, опять под профессиональным руководством Топайде (опечатка автора, правильно - штурмбанфюрер СС Э.Тохайдо), строилась довольно продуманная и технически совершенная печь - с трубами для тяги, сложными ходами, решетками. Она набивалась дровами, сверху на решетку клались тела головами наружу. Второй ряд укладывался для перевязки накрест, затем следовал слой дров и так далее, пока не вырастал штабель высотой в три метра и с каждой стороной в шесть метров. В штабель входило примерно две тысячи убитых. Чтобы их укладывать, ставили трапы, как на стройках, и носили по ним. Готовое сооружение обливалось из шланга нефтью, которую нагнетал из бочек компрессор.''

После окончания войны, кладбище не благоустраивалось, и продолжало разрушатся уже по естественным причинам. Многие проживавшие рядом, вспоминают, что в 50-е года, кладбище облюбовали различные маргиналы и деклассированные элементы.

Как вспоминал писатель Виктор Некрасов -

''Я иду по тенистой аллее. Тихо, пустынно, шуршат под ногами листья. А кругом… Кругом тысячи, десятки тысяч поверженных, разбитых, исковерканных памятников… Старое еврейское кладбище… Сворачиваю в другую аллею, третью, четвертую… Та же картина. Многотонные гранитные, мраморные памятники в пыли, в осколках. Маленькие овальные портреты разбиты ударом камня… В мавзолеях, склепах содран мрамор, на стенах надписи - лучше не читать… Известно, что немцы в порыве слепой злобы уничтожили центральную аллею. На остальные не хватило сил и желания. Остальное совершено потом. Кем? Никто не знает...''

А уже 26 июня 1962 года, решением № 988 исполком горсовета постановил снести “...старо-еврейське - Караїмське кладовище, розташоване по вул. Мельника № 82-86, закрите у 1937 році і зараз перетворилось в зарослі диких чагарників і дерев, а більшість надмогильних споруд зруйновано ще під час німецької окупації...”.

А судьбу захоронений и памятников, исполком решил следующим образом:
'' а) Оголосити через газету «Вечірній Київ» про ліквідацію зазначених кладовищ з повідомленням громадян, які бажають забрати надмогильні споруди, встановлені на могилах їх родичів, захоронених на цих кладовищах.

б) Перезахоронення останків 55 трупів, захоронених на староєврейському - Караїмському кладовищі в 1948-1949 роках, по бажанню близьких родичів перевести за рахунок коштів Контори поховального обслуговування.

в) Надмогильні споруди, які залишаться безгосподарними (пам’ятники, плити, огради) після 1 січня 1963 року зняти та оприходувати. ''

Совершенно не понятно из решения, каким образом и зачем на закрытом кладбище, в послевоенное время было захоронено 55 человек.





Рис.10-11 состояние кладбища в 1961 году. На фото 10 видна хаотичная свалка снесенных надгробий.

В течении 1960-х годов кладбище было полностью снесено, а на освободившейся территории в течении следующих десятилетий появились - здания спорткомплекса ''Авангард'', огромный комплекс телецентра, здание архива области, АЗС автобусного парка и жилой комплекс ''Герцен-парк''.

Ныне от погоста остался только дом конторы кладбища, а так же в 2017 году из отрога Репьяхового Яра, Заповедник ''Бабий Яр'' достал и  перенес на символическую аллею несколько десятков сохранившихся мацев-надгробий. Правда, и сейчас на территории телецентра еще  можно найти осколки и фрагменты надгробий бывшего еврейского кладбища.



Рис. 12 сохранившийся фрагмент оригинальной ограды. Расположен между обл архивом и Институтом Международных отношений.



Рис.13 аллея сохранившихся надгробий, установленная в 2017.



рис. 14 символическая могила ребе Малбина, ошибочно установленная в 2018. В действительности, ребе был захоронен на Зверинецком кладбище.





Рис.15-15 мацевы на территории Телецентра.

Автор заметки - Павел Зельдич.

Previous post Next post
Up