Специальный фотокорреспондент газеты "Красная Звезда" Яков Халип
Фотопублицистика сыграла огромную роль в создании образа бойца, героя, защитника в годы Великой Отечественной войны.
С августа 1941 г. стал выпускаться литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация» и почти одновременно с ним «Фотогазета». Фотографы становились фронтовыми фотокорреспондентами, их задачей было запечатлеть образы защитников Родины. Вот далеко не полный перечень мастеров фотографии, работающих во время войны в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Комсомольская правда»: А. Устинов, М. Альперт, Б. Кудояров, В. Темин, Г. Петрусов, Я. Халип, П. Трошкин, А. Капустянский, С. Лоскутов, И. Шагин.
Пресса получала фотографии из самых горячих очагов боевых действий: фотографы работали на передовой линии фронта, в партизанских отрядах, - их снимки передавали настающую жизнь бойцов и заражали людей духом патриотизма.
Фотокорреспонденты и сами проявляли настоящий героизм, работая в самых горячих точках. К.Симонова писал о фотографе М.Альперте: «Мне как военному корреспонденту, работнику “Красной звезды” немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество».
А вот что пишет Симонов о Павле Трошине: «В моей памяти он сохранился человеком сильным, упрямым и до такой степени необузданным в своей работе, что с ним было опасно ездить. Когда ему надо было непременно что-то снять, он не отступал от своего намерения ни при каких обстоятельствах… Остался в моей памяти облик, пожалуй, самого бесстрашного из всех наших фотокорреспондентов».
Вглядываясь в сделанные военными фотокорреспондентами снимки бойцов, поражаешься, какие они разные, но, вместе с тем, есть в них что-то общее...
Вот, к примеру, две фотографии: М.Альперта «Комбат» и А.Устинова «Московские рабочие-ополченцы у рубежей Москвы». На первой мы видим настоящего героя, бросающегося в атаку на врага, зовущего бойцов за собой (не зря эта фотография стала одним из символов Великой Отечественной войны). На второй двое рабочих-ополченцев, они засняты не на поле боя - но, тем не менее, глядя в их лица и позы, понимаешь, что и они в любой момент готовы сразиться с врагом.
М. Альперт «Комбат», 1942 г
На фотографии «Комбат» младший политрук А. Г. Ерёменко поднимает солдат в атаку. Он сфотографирован за несколько секунд до гибели.
А. Устинов «Московские рабочие-ополченцы у рубежей Москвы», октябрь 1941 г.
Из тысяч таких фотографий, публикуемых в газетах и журналах, складывался образ Защитника Родины, вселяющий в людские сердца уверенность в Победе.
Иван Шагин. "К защите Родины готовы", 1941
Александр Устинов "Бойцы рабочего батальона Москва", 1941
Дмитрий Бальтерманц. "Атака", 1941
Аркадий Шайхет. "Форсирование Днепра", 1943
Борис Игнатович. "Операция прошла успешно", 1943
Ольга Игнатович. "Обед танкистов", 1944
Евгений Халдей. "Жители Белграда приветствуют советских воинов освободителей", 1944
предыдущие статьи об образе героя Великой Отечественной войны:
Рядовой боец - он тоже герой! Священные имена Трудовой подвиг Советского человека Герои блокадного Ленинграда Герой на советских плакатах