Вознесся во славе Ты, Христе Боже наш, / радость подарив ученикам, / обещав им Святого Духа, / когда они через Твое благословение уверились, / что Ты - Сын Божий, Искупитель мира.
Свой промысел о нас исполнив, / и земное соединив с небесным, / Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, / ниоткуда не удаляясь, / но повсюду пребывая неотступно, / и взывая к любящим Тебя: / «Я всегда с вами, и никто против вас!»
Тропарь и кондак праздника всегда сообщают нам главное о том, что содержится в Предании Церкви по поводу того или иного события. И сейчас мы, читая эти песнопения, можем приобщиться к главным смыслам события Вознесения Христа. Обычно они поются на другом, не очень нам известном языке, и уже есть привычка у очень многих, если не у всех, пропускать их «мимо ушей», просто укачиваясь пением с невнятным содержанием. Но написанные по-русски, они обращают наше внимание на простые, но, одновременно, очень глубокие подробности, которые могли быть нами пропущены.
Во-первых, тропарь. Из него мы узнаем, что Иисус Христос вознесся, когда ученики исповедовали Его Сыном Божьим и Мессией, Искупителем мира. Он обещал им Святого Духа, то есть, по книге Деяний Апостолов - крещение Духом Святым. Для чего?
Из первой главы книги Деяний, сегодняшнего чтения, мы понимаем, что это было дано им для исполнения поручения - для свидетельства о Христе: «и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и по всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» (Деян., 1:8). Что это за свидетельство? О нем написано в Лк. 24- 47: «проповедовать во имя Христа Воскресшего покаяние и прощение грехов во всех народах, начиная с Иудейского». Или, как написано в Мф 28:19-20, «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».
То есть, дар Святого Духа, который был дан апостолам, а впоследствии и всем нам, дан не просто так, не только для личного усовершенствования, но и, в первую очередь, - для свидетельства о Христе Воскресшем, о спасении, и о Царстве Небесном. Здесь интересно, что Христом заповедано не личное возрастание в Духе Святом, а свидетельство другим людям. Это наводит на мысль, что и само личное возрастание в Духе Святом возможно только тогда, когда человек заботится не о себе, а о других. Тогда, и таким образом, осуществляется и его собственное возрастание.
Еще одна существенная подробность, которую нам дает тропарь - что ученики были в радости. Иисус Христос, возносясь, подарил им радость, а радость - это одно из проявлений Духа Святого.
Таким образом, возносясь, Христос оставляет Своих учеников в радости, и мы знаем, что они сошли с горы Елеонской по вознесении Христа, не горюя, но радуясь. Почему? Ответ находим как в конце Евангелия (Мф., Лк.), так и в кондаке.
Из кондака мы узнаем, что дело Христа на земле было - соединить земное с небесным, преодолевая ту катастрофу, которая была вызвана грехопадением, то есть - соединить человека с Богом. И оно было завершено. Воскресение и вознесение Христа - это явление такого соединения человека с Богом, и, одновременно, свидетельство о нем. Это значит, что человек во Христе оправдан и спасен, и об этом нужно благовествовать; для этого ученикам дается дар Духа Святого.
Следующие слова кондака также говорят нам об очень важном: что Христос вознесся, но мы не расстаемся с Ним. Иисус Христос «ниоткуда не удаляется» и «везде пребывает» в Духе Святом. Он может жить в сердце каждого человека, верящего в Него. И Он подтверждает это: «Я всегда с вами, и никто против вас». Вот откуда радость, вместо грусти, у апостолов: Христос теперь навсегда с нами. Не только с двенадцатью учениками в Иудее первого века, но с каждым из нас по всей земле во все времена. И эту радость они, как и каждый из нас, крещенных во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, призваны благовествовать.
Христианство - это радость о Христе в Духе Святом.
С праздником!