Лк. 24:30-53, Деян., 1:1-12
Принято считать, что о теозисе в Новом Завете ничего не написано. Действительно, это слово в Писании не употребляется, но мы можем найти свернутые указания на теозис, в частности, в эпизоде Вознесения Иисуса Христа.
После Воскресения Иисус сорок дней был со своими учениками, и учил их. Очевидно, что учение воскресшего Христа должно было так же отличаться от Его учения до Креста и Воскресения, как и Сам Христос стал отличаться от Того, с Которым около трех лет делили жизнь Его ученики.
Из последних глав Евангелий мы знаем, что Иисус после воскресения изменился настолько, что многие просто не могли Его узнать, то есть - не вмещали суть произошедших со Христом изменений. Нам это показано на примере Марии Магдалины и Луки с Клеопой, но это, конечно, только частные проявления общей тенденции. Падшая человеческая природа с большим трудом может воспринять те изменения человеческого естества, которые произошли после воскресения. Из текстов Евангелий ясно, что Воскресший Иисус по меньшей мере три раза передавал Своим ученикам Духа Святого, чтобы они просто выдержали Его присутствие, не испугались и смогли слушать то, что Он им говорил. Иисус говорит Своим ученикам: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, ибо это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите», потому что это - Тот же Иисус, Которого они знали, но в Его теле уже нет смерти, хотя есть те же раны. Воскресший Иисус не скован теперь ограничениями пространства, Ему не мешают стены и не нужны открытые двери. Итак, мы видим качественное изменение воскресшего Христа.
Очевидно, что и учение Его после воскресения должно быть другим, качественно новым.
До Креста и Воскресения Иисус сообщал Благую весть о том, что люди не оставлены, что Бог любит их и спасает посредством Сына Своего Иисуса Христа, что Царство Божье приблизилось, и что им обещана вечная жизнь.
Но после Воскресения, как мы читаем в Деяниях, Иисус «в продолжение сорока дней говорил им о Царстве Божьем». Он учит не о приближении Царства Божьего, а о самом Царстве, то есть - о качественном преображении человека. То есть, теперь Царство Божье не просто обозначается, как существующее и приблизившееся. Иисус Христос рассказывает уже непосредственно о нем, и о том, что нужно делать человеку, чтобы его достичь: получив на Пятидесятницу Духа Святого, возрастать в Нем и через Христа восходить к Богу-Отцу.
То есть, Он рассказывает им о теозисе. Эта завершающая фаза учения объясняет и сам факт вознесения Иисуса Христа. Теперь, в обновленной плоти, Он не нуждается ни в каком «вознесении», Он, не сковываемый пространством и временем, не зависящий от них, может сразу же быть «по правую руку Отца». Но Иисус, все же, производит это вознесение, и ясно, что это - наглядно-показательное действие, которое сделано для учеников. На протяжении всех Евангелий мы видим, что Иисус, как любящий и терпеливый учитель, многократно и подробно объяснял Своим ученикам Благую весть. И последнее земное действие Иисуса - это такое же наставление, подробное, буквальное объяснение Любящего тем, кого Он любит: что нужно делать, чтобы быть со Христом в Царстве Небесном, как нужно возрастать в Духе Святом, то есть - что такое теозис.
Поэтому Он возносится и преображается Сам в Духе Святом перед Своими учениками, чтобы в этом наглядно-показательном действии они получили последние необходимые наставления. И об этом свидетельствуют слова Деяний: «И облако взяло Его из вида их». Облако было необходимо, потому что Иисус преобразился до конца, став тем Богочеловеком, Который находится в непосредственной близости от Бога Отца, «по правую руку», и Который придет в конце времен, в том свете, который описывается как «молния от края и до края земли». Смысл теозиса в том, чтобы взращивать Духом Святым этот свет Иисуса Христа, Который теперь живет в нашем сердце, чтобы в конце времен свет Иисуса Христа внутри нас соединился со Светом Иисуса Христа, идущего во славе. Этот свет, как написано в Писании, сжигает все грешное на земле, и для этого грешного является и мучением, и Страшным Судом: «Свет Израиля будет огнем, и Святой его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день» (Ис., 10:17). И этот же свет для тех, кто обрел Христа в сердце, кто возрастал в этом свете, является радостью встречи со Христом, идущем во славе, в Его настоящем облике. Свет Иисуса Христа во славе встретится со светом Иисуса Христа в нашем сердце. Свет встретится со светом.
Такого света пока люди, даже ученики, трижды от Христа принявшие Духа Святого, выдержать не могли. И Иисус Христос последние мгновения преображения, последние фазы теозиса, закрывает облаком. До излияния Духа Святого в мир полное преображение Христа опасно для них, почти так же, как для людей Ветхого Завета, которые не могли видеть Бога. Вспомним, как Бог вел Свой народ по пустыне, ночью в столпе огненном, а днем - в столпе облачном, заботливо скрывая от них силу Своего могущества. И Иисус также закрывает от учеников последнюю фазу теозиса облаком, наказав им ждать излияние Духа Святого в мир.
Почему Христос учит теозису? Иисус повелел ученикам ждать «обещанного от Отца». А что было обещано Отцом? - вечная жизнь, преобразование человека во Христе и обретение сыновства Богу-Отцу по благодати. Это обещание осуществляется после излияния Духа Святого в мир и «крещения Духом Святым», как сказал Христос ученикам. Текст Деяний открывает нам, что Крещение духом Святым имеет две цели, их можно обозначить как «земную» и «небесную» , или внешнюю и внутреннюю.
«Земная», внешняя, состоит в том, что ученики «примут силу» и смогут продолжить дело Христа, свидетельствуя о спасении людей Иисусом Христом, и о Царстве Небесном: «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.,1:8).
«Небесная», внутренняя цель - достичь такого преображения, чтобы быть в состоянии пребывать, в качестве сынов по благодати, вблизи Бога-Отца, то есть - в вечной жизни, в Царстве Небесном. Это и есть «принять обещанное от Отца».
Если первая, внешняя задача решается сравнительно легко - «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой», и это уже - возможность свидетельствовать о спасении Христом людей и о Царстве Небесном, то, что касается второй задачи, внутренней, она, после излияния Духа Святого в мир, требует постоянной внутренней работы. И Иисус показывает, какую работу по возрастанию в Духе Святом должны проводить ученики, чтобы в результате принять «обещанное от Отца» - вечную жизнь. И начало осуществления этих двух целей, начало новозаветной жизни - в принятии излияния Духа Святого в мир, в «крещении Духом Святым».
Поэтому-то ученики вернулись в Иерусалим «с великой радостью». Потому что теперь они знали весь путь, все было наглядно сначала рассказано Христом в течение сорока (то есть, достаточного количества) дней, а потом еще и показано в момент Вознесения. Ученики, уже трижды освященные Духом Святым, знали, Кого и чего им ожидать. Они видели наглядно весь свой дальнейший путь, им было показано, как им самим «возноситься», то есть, освящаться Духом Святым. Они узнали, как придет Иисус Христос в конце времен, и что конец времен - это радостная встреча Света со светом. И что все это восхождение происходит со Христом и во Христе, что Дух Святой соединяет людей со Христом, и что Христос может жить теперь в сердце каждого из нас. В этом контексте последние земные слова Христа «Я с вами до скончания века» обретают свою мощь и силу, свой глубинный смысл, и, более того, у нас есть знание о том, что делать дальше, чтобы в конце времен встретить Христа, идущего во славе. Чтобы Свет встретился со светом.
Поэтому вместо грусти у учеников была радость, которая передается и нам. Потому что нет расставания, а есть крепкая прочная связь со Христом, есть перспектива духовной работы и встречи, и потому что, вознесшись и воссев по правую руку от Отца, Христос нас не оставляет. Наоборот, наша жизнь соединена со Христом и продолжена в вечность, и Христос живет в сердце каждого их нас. «Я всегда с вами, и никто против вас».
Аминь.