"Не важно что мы видим, важно как мы видим."
Эллиотт Эрвитт родился в 1928 году в семье эмигрантов из России. В 1939 семья перебралась в США. Родители вскоре развелись, и Эллиотту достаточно рано пришлось зарабатывать на жизнь.
Он - один из признанных мастеров репортажной фотографии. На его фотографиях - приметы времени. Хрущев с разъяренными Никсоном, тыкающим в лацкан Хрущеву - время Холодной войны. . Плачущая вдова Жаклин Кеннеди, идущая за гробом мужа, улыбающаяся Мэрлин Монро, солдаты, отправляющие на войну во Вьетнам. И тут же: собаки, трогательные собаки в пальтишках рядом с сапогами на огромных каблуках, смеющиеся дети, люди на улицах.
Эрвитт, не смотря на преклонный возраст, до сих пор продолжает снимать. Его часто спрашивают, что бы он мог посоветовать фотографам, увлекающимся уличной фотографией.
Советы от мастера:
1 Не планируй слишком много. Хорошо продуманные планы мешают творчеству.
И вот у тебя есть план на сегодня. Снимать только девушек в полосатых футболках. У тебя очередной проект. Или, возможно, именно сегодня, ты тренируешь собственное внимание к деталям. Ты выходишь на улицу, но сегодня день девушек в желтых майках. Вот уже одиннадцатая прошла мимо, а ты все ждешь девушку в полосатой футболке.
Неплохо было бы соблюдать баланс между планированием. Планировать и параллельно снимать все, что вдруг показалось тебе интересным прямо сейчас. Но все, конечно, очень индивидуально. Кому-то важно планирование, кого-то это слишком сильно тормозит.
Эрвитт говорил, что у него не было никакого специфического интереса, когда он снимал собак на улицах. Просто собаки ему казались более симпатичными, чем кошки и люди.
2 Болтайся без дела по улицам.
Одна из лучших вещей в уличной фотографии - это времяпрепровождение.
Когда ты бродишь по городу без определенных целей, наблюдаешь и фиксируешь. Эрвитт говорит, что ему всегда нравилось просто бродить и наблюдать. Когда его спросили, как он обычно познает город, планирует ли он что-нибудь специально, выбирает ли заранее маршрут. Он ответил, что он ничего не планирует заранее. Просто бродит по городу, уклоняясь от туристических троп. Этого достаточно, чтобы увидеть и узнать город.
3 Когда ты фотографируешь на улицах, снимай не только людей.
Показывать реальную жизнь города можно и через обрывки афиш на заборах, жестяные банки из под пепси на асфальте, отражения в витринах и лужах.
4 Не воспринимай вещи слишком серьезно.
Некоторые фотографы протоколируют войну, некоторые бродят по городу с камерой. Некоторые фотографируют более серьезные события, для некоторых - фотография - это просто игра.
Некоторые серьезные уличные фотографы считают, что просто необходимо снимать людей в упор. Эрвитт считает, что у каждого свой подход к уличной съемке. Надо просто следовать своему сердцу. Общих рецептов нет.
Когда-то Эрвитт снимал, чтобы заработать. Он не думал, что снимает арт-фотографию, которая однажды будет стоить очень дорого. Как так случилось, что теперь это стоит очень дорого, абсолютно непонятно....
Если тебе хочется сделать что-то более забавное и смешное, уличная фотография не обязана быть серьезной - иди и делай. Если тебе не нравится снимать людей, снимай архитектуру, снимай цвет, снимай свет. Может быть тебе нравится снимать заброшенные участки города. В городе миллион всего, что достойно быть заснятым. Просто помни, что в конце концов надо просто получать удовольствие от того, что ты делаешь.
5 Используй разные камеры для разных вещей.
Многие до сих пор спорят, какие камеры лучше, лучше ли снимать на пленку или цифра предпочтительнее. Попробуй снимать на разные камеры, используя разные объективы. Не слушай никого, выбери ту камеру, которая ляжет тебе в руку. Которая будет удобна для тебя и для твоих целей. Эрвитт снимает и на пленочную и на цифровую камеру. Но отмечает, что для коммерческих проектов цифровые камеры более практичны и удобны.
В любом случае, не камера делает тебя фотографом. Снимать на разные камеры еще и хорошо, потому что это расширяет твое собственное понимание, как при помощи определенных инструментов улучшить мастерство. Есть мастера, которые снимают шедевры на айфоны.
6 Слава и всеобщее признание зачастую не в твоей компетенции.
Конечно, если тебе повезло снимать Мэрлин Монро, Хрущева и Никсона. При этом ты еще и весьма талантливый фотограф. Шансы, что ты станешь знаменитым, очень велики. Как говорит Эрвитт: некоторые люди удачливее чем другие. Некоторые люди чащи оказываются в правильном месте в правильный час. Когда ты делаешь снимок, который останется в вечности, как правило, ты об этом еще не подозреваешь.Но об этом точно не стоит слишком беспокоиться. Делай что можешь и будь, что будет.
7 Больше фокусируйся на содержании нежели на форме.
Впрочем, когда и содержание и форма на высоте, вот только тогда ты чувствуешь, что снимок получился
8 Когда тебе надо отобрать свои работы, распечатай и положи на пол.
Так проще всего понять, какие фотографии должны быть в твоем портфолио. Или какие фотографии ты хочешь напечатать. Складываются ли они в одну историю.
9. Развивай свои умения наблюдения.
Хорошая камера и технические навыки, конечно, очень важны. Но куда как важнее любопытство, жажда нового и наблюдательность. Продолжая совершенствовать свои навыки, неплохо бы улучшать свою наблюдательность. Впрочем, и одно и второе хорошо тренируется ежедневной практикой. Многие из моих друзей ходят, не замечая ничего вокруг. Механически - с работу на работу. На автопилоте. Путь в уличную фотографию им противопоказан.
"Одна из наиболее прекрасных вещей в уличной фотографии, что она абсолютно не зависит от того, насколько дорога твоя камера или прекрасен объектив. Большая часть в производстве хорошей фотографии зависит от твоей наблюдательности и любознательности. И да, я рекомендую всегда носить с собой камеру, никогда не знаешь, что сегодня произойдет на твоем пути."
10 Не забудь, что фотография требует достаточно много времени.
Эрвитт проводил очень много времени на улице, больше бродил и смотрел, чем снимал. Он отмечал, что очень важно уметь управлять временем. И если ты считаешь себя уличным фотографом, время для съемок на улице должно быть достаточно существенным.
11. Позволь своему стилю найти тебя.
Снимай то, что тебе нравится. Оставь эту возможность людям, решить за тебя, в какой манере ты снимаешь.
12 Снимай эмоции.
Лучшие фотографии, как правило те, которые вызывают эмоции.
13 Регулярно меняй направление своего движения.
Особенно, если ты в большой толпе, попробуй повернуться на сто восемьдесят градусов. И тут же увидишь все в другом свете.
14 Снимай одно и то же с разного расстояния.
Один и тот же объект, сделанный с разного расстояния, выглядит совсем по-другому.
15 Не забывай о правильном балансе света.
Свет и тени могут сделать снимок или угробить его.
16 Иногда снимай черно-белые фотографии.
Они заставят тебя сконцентрироваться на основном; свет, история, форма, эмоции и информации.