Дикий отдых - тяжелая работа.
(с) Личные наблюдения
ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
С слишком долго я писал этот опус. За прошедшее время произошли большие изменения на Украине, так что не берусь оценивать полезность всей приведённой информации. Постараюсь дописать сей текст поскорее, потому стиль его может быть рваный - я писал куски отдельно друг от друга и шлифовать их сейчас нет ни желания ни времени. Так что, что есть, то есть.
Да, о самом железном коне я пару слов впишу после послесловия.
ПОДГОТОВКА
С моего последнего посещения Крыма в 2008 году
, меня не отпускала мысль, что его стоит осмотреть более тщательно, и что время для этого спокойного и тщательного осмотра стремительно уходит - новые заботы и проблемы здесь и рост популярности Крыма там... К этому лету, можно сказать, я готовился целый год. Были прочитаны отчёты многих отдыхающих, просмотрены карты, атласы, полуостров был изучен через
Google Maps и
Google Earth. Планы получились наполеоновские. Стало ясно, что они неосуществимы в существующих ограничениях. Началась работа скульптора - отсечение лишнего. Рубил по-живому…
Будущая программа посещения полуострова строилась на основе:
состава команды;
выделенного времени;
имеющихся денег;
дополнительных условий;
и завышенной самооценки, как это выяснилось позже.
Туристический план в общих чертах выглядел так: объехать весь Крым по кругу, по побережью. Не по берегу моря, конечно, но ближайшими дорогами. Более детальный план включал: въезд на полуостров через
Арабатскую стрелку, два дня стоянки, окрестности Керчи, два дня стоянки, Коктебель-Судак, два дня стоянки, Евпатория, два дня стоянки, мыс Тарханкут (и обязательный осмотр “Чаши любви”), два дня стоянки. Стоянки планировались реально дикими - в палатке. Пикантности придавало отсутствие какого-либо туристического опыта у всех членов команды. Точки интереса намечены были, но чёткого плана небыло - хотелось экспромта.
К лету была куплено тьма-тьмущая всякой всячины для туризма. Для этой всячины был приобретён багажник-бокс
Атлант Classik 430 на крышу, ибо всё-всё-всё и детская коляска в обычный багажник уже не влазило. Экипаж определился таким образом: 2 взрослых, сын 5 лет и дочь 6 мес. Старшая дочь во время “экспедиции” должна находиться в детском лагере в Евпатории, коий мы планировали почтить своим вниманием, проезжая мимо.
За неделю до выезда на Юг были проведены учения по погрузке всей поклажи в машину, её разгрузке, установке палатки и т.д. Всё это на даче у брата, куда ещё надо было добраться. Тренировка прошла технически удачно. Остался только вопрос с младшей дочей, которая всю дорогу старательным криком требовала к себе внимания - как она себя поведёт в длительной поездке?
ПОНЕСЛАСЬ…
И вот день старта настал. Все вещи загружены, в том числе четыре десятилитровые канистры воды для поддержания гигиены младшего члена экипажа.
Выехали из дома с отставанием от примерного плана на 3 часа... В дороге пару раз фотографировались, перекусывали... Малышка вела себя на удивление примерно и в Опочке мы решили вместо ночёвки в Витебске ехать максимально далеко. При выезде у нас был запасной вариант проведения отпуска на случай, если доча не даст нормально ехать до Пскова - вернуться и отдыхать в Л.О. Хорошо, что им не пришлось воспользоваться.
Ближайшая гостиница со свободными номерами нужного нам масштаба обнаружилась через
booking.com в г. Рогочёве (городе сгущенного молока). Это была гостиница «Лидер», что на улице Дзержинского. Booking.com забронировал нам номер за 550000 BYR, которого по факту не оказалось и ночевали мы в «люксе» за 750000 BYR. Люкс = 2 комнаты, ванна и балкон. Через комнаты, ванну и коридорчик можно бегать по кругу, что было сразу всем показано сыном. Сам по себе, номер как номер, белорусской гостиницы. У меня сложилось впечатление, что они все одинаковые, только размером и местом расположения отличаются. В ванной советские нюансы: щель вдоль стены и наклон ванны такой, что с краёв вода стекает на пол и образует лужу. Смеситель переключается "как-то так". Бачёк унитаза "не сломан, а просто наполняется медленно". Завтрака нет (но у нас собой было). Но нам-то всего-навсего переночевать, ничего, сойдёт.
Утром пару часов погуляли по Рогачёву. Я почему-то думал, что алюминиевые кастрюли в Белоруси будут дешевле, чем у нас - мне нужна была парочка под приготовление еды в походных условиях, но это оказалось не так. Заводы-то у нас, чем я думал! Но кастрюльки купил, без них никуда. Городок милый, но пора ехать дальше.
Переход на Украину планировался через “карманный” переход Комарин/Славутич, куда мы и направились. Ехали по хорошим дорогам сквозь леса. Позже я отмечу маршрут узловыми точками - посмотрите по карте, если интересно. По-дороге купили ведёрочко черники. Замечательно пошла!
До границы всё ведёрочко и съели, следя что б ягоды не попадали на сидения (удалось!). Перед “Комариным” остановились в лесу перекусить. На территории Белоруси на заправках не поешь, нет таких заправок там (мне не встретились). Всё надо делать самому, но места для отдыха расставлены регулярно и отлично укомплектованы.
Обедали бич-пакетами, консервированной рисовой кашей с тушёнкой и булочками, вскипятив воду на походной плитке. И тут оказалось, что мы едем по области, подвергшейся радиоактивному заражению, а рядом находится
Полесский государственный радиационно-экологический заповедник.
Посмотрели по карте где мы купили чернику… Всё оказалось в порядке, но осадок, как говорится, остался… Весь отпуск проверял по ночам, не засветился ли кто? :) Местные на эти таблички не особо обращают внимание, пашут во всю…
По дороге проезжали Дублин. Неожиданно.
Особенность АЗС в Белоруси - предоплата и буржуйское “сначала заправься, потом оплати” там не работает. В этой связи при оплате с картой “до полного бака, пожалуйста” требуют назвать желаемое количество топлива, списывают (блокируют?) сумму на это количество, а потом сразу же возвращают остаток. Я заправлялся несколько раз, называл заведомо на литров 10 больше и всё нормально возвращали. Но, если честно, каждый раз напрягался в ожидании проблем.
Через переход Комарин/Славутич без очереди пропускают спец автомобили, обслуживающие ЧАЭС, т. к. это кратчайший к ней путь - тут Беларусь серьёзно вдаётся в Украину. Но ездить в сторону ЧАЭС строго-настрого запрещено. Говорят, что за нарушения могут даже конфисковать машину, как загрязнённую. Сам не проверял.
МАПП Комарин/Славутич только для легкового транспорта. Приехали в 18:00 впереди было 2 машины. Ждали минут двадцать, пока запустят на переход. Запустили сразу всех (накопилось машин 5) и в 19:00 мы уже катили по Украине. Белорусскую сторону прошли вообще без вопросов - документы собрали и отдали, «до свидания». Украинцы поверхностно посмотрели всю машину и даже в бокс не заглянули. Въезжали по загранпаспортам, потому ничего не заполняли. Даже «зелёную карту» не спросили, в отличие от белорусов.
Дороги на Украине контрастные - где-то неплохие, редко отличные и почти всегда залатанные. Количество заплат такое, что шумовые полосы дорожной разметки на общем фоне не слышны вовсе. До Белой Церкви, следующего планового чек-поинта, ехали через Бровары и Киев. Киев тоже контрастный город. В пригороде чем-то напоминает наше Лигово. Вид с моста Патона прекрасен! Мегапамятник Родине-Матери тоже впечатляет. В районе станции метро «(бульвар?) Дружбы народов» пришлось прогуляться пешком в поисках банкомата. Осталось какое-то странное впечатление от окружения. Не хорошее, не плохое - непривычное, но определиться с ним времени небыло. Вскочил в машину и помчались дальше ибо время уже было вечернее, а до ночлега ещё ехать и ехать.
От Киева до Белой Церкви ехали уже в тёмном вечеру и, как оказалось, перед Днём Конституции Украины - на шоссе было очень плотное движение.
К Белой Церкви подъезжали в полной темноте южных ночей. Без навигатора по карте я бы там наездил… Поворотов не видно, я и с навигатором-то пару раз проскакивал нужные. Вообще, в Белоруси и Украине свои особенности ночного вождения: в Белоруси у половины автомобилей либо самодельный ксенон установлен, либо свет не отрегулирован, либо просто с дальним ездят. На Украине с регулировкой фар всё в порядке, но носятся, как на пожар или в роддом.
В Белой Церкви я поссорился с CityGuide'ом (или он со мной?) и зашёл в первый же отель, вывеску которого я заметил. Это была гостиница «Рось» (видимо, восстановил название по карте, т.к. на месте название не запомнил). Отель был страшный… Нет - ужасный! Воспоминания о рогочёвском Лидере сразу стали на много приятнее. Но на улице было темно, в машине сонный и от того сердитый экипаж, да ещё ссора с навигатором... Судьба…
Администратор на меня посмотрела очень подозрительно, огласила очень-очень низкие цены на проживание (в этот момент отель стал чуть лучше) и предложила посмотреть условия. А условия были жуткие. Жить можно, конечно, и деньгам условия соответствовали, но как-то не хотелось тут жить по доброй воле... Я попытаюсь описать неописуемое.
Тяжело описать обстановку гостиниц тем, кто не видел их в СССР. Это старая советская гостиница, с сохранившимся каким-то образом интерьером тех времён. Обои, двери, ковровые дорожки и их пыльный запах в коридорах, кровати, тумбочки, сантехника, краны - оригинал, полная аутентичность! Из нового - бойлеры для добычи горячей воды, которые висят в номерах где придётся. В серьезных думах я спускался в фойе и даже забавный говорок коридорной (?) не мог меня отвлечь от них. А на улице было темно, в машине сонный и от того сердитый экипаж…
Подаю документы на оформление. Администратор смотрит в них и говорит, что не будет нас селить. Я из состояния задумчивости перехожу в замешательство. А она объясняет, что не может жителей Ленинграда поселить в таких условиях! Говорит езжайте дальше по улице, там ещё три гостиницы будет, по-дороже, но вы не испортите впечатления от нашего города! В итоге переночевали мы в «Червона Рута». Вернее так кафе называется, а вывеска гостиницы вообще незаметна, потому как это мини-отель «Обрий». У нас был замечательный 2х комнатный номер, с огромной кроватью и балконом, без завтрака (но у нас с собой было...) и парковкой под балконом на тротуаре.
Утром мы тронулись в путь. Перед стартом я полез глянуть уровень масла и, о ужас!, он был на минимуме. Пришлось поколесить по местным заправкам в поисках литрухи подходящего масла. Почему так получилось с маслом - не понятно. Я и дальше «гари давал», но уровень стоял как приколоченный до самой очередной смены.
Выехали мы опять часов в 11 часов. Погода стояла отличная, временами шли внезапные короткие дожди, которые причиняли неудобства мотоциклистам. Ехали мы в хорошем настроении и с ветерком, за что и были отловлены бдительными ДАIшниками, притом совершенно глупо. Я видел знак, сбросил круиз, но не успел выкатить скорость... Радар-детектор даже не пискнул. Позже, когда с инспектором болтали, он показал как его «фоторужьё» работает. Классно работает! Целишься, стреляешь импульсом и вуаля - Full HD видео со скоростной отметкой. Классная штука!
Под Первомайском видел указатель на
музей РВСН, читал по него, но не сходили, о чем сейчас жалею - когда теперь в него попадёшь? Супруга же видела вокруг только медовые торговые точки и всякие красивости.
В теории, в конце третьего дня мы должны были приехать к морю, но вечером. Ставить эту большую палатку второй раз в жизни, да ещё и в ночи мне чертовски нехотелось. В общем мы решили эксперименты на себе не ставить и переночевать в нормальных условиях ещё разок, что бы к морю приехать днём, отдохнувшими и с хорошим настроением. Остановились в отеле Ингул у одноимённой реки. Очень приятный отель, стандартная (украинская) цена за номер. Поели в соседней харчевне - тоже неплохо. О самом отеле особо сказать нечего. Обычный. С внешней заявкой на античную архитектуру. На два номера большой балкон. Куча, нет - туча(!) ласточек.
![](https://lh5.googleusercontent.com/L0GzIx7IqflFv8bUPvfT2KmiSyUhNWU8Iwql7EO4nj7AYiUk_4Qq5ffdWrfD5fUW3sCuLl3iea0VlMW3yopGoS_AV13ahoFZGPE0sarSjOO3zYimyODsPsPdaNGRylMc_0m4XVI)
![](https://lh6.googleusercontent.com/JwXPXi7z8aMUtw4JeSgr_awjr7xLkuDD-QCO4GtZi4Zn_ilodsNR5IqptGbniDKq_gkN4egA0J-ph9hQJzsY9K9Z9FjGsrzYJ-bDraMZgkJ-VMermxKncLC84e0oC2Cv4b_JGkA)
![](https://lh4.googleusercontent.com/kARuJmwDgiY1MmqT2eDGg_li4kg8XLhS73pNLTJCZk0yknaqKx_2-rVRFMV3tnIcZ7IVhf7pdbkb2XKrCD0kLpI4fdX2gwwI_xAQv43RjEVgn5y5HDO9GeAPm75_ThYBjK_9kP4)
Утром выехали дальше. В процессе движения было решено, что в Крым будем въезжать по нормальной дороге, через Красноперекопск и Джанкой, а потом просто снизу поднимемся от Каменского по Арабатской косе до диких мест и отдохнём в уединении… Только море, пляж и мы. Фантазия рисовала волшебные картины... День прибытия к морю был очередным прекрасным днём путешествия. Прекрасная погода, прекрасная природа, яркое солнце, абрикосовые сады
и… вот оно - море! Вид с обрывистого берега особенно прекрасен. Полюбовались, умилились, надышались морским воздухом и поехали искать место стоянки…
Тут необходимо вернуться назад, года этак на пол, когда я составлял будущий маршрут, разглядывал карты и всё такое, мне попался отчёт одного путешественника, который достаточно подробно описал нюансы пребывания и передвижения по Арабатской косе. В том числе дорогу-грунтовку в состоянии стиральной доски и злых комаров. Вот тут-то и проявилось моё самомнение - что я, грунтовок и комаров не видел?
Арабатская коса оказалось местом популярным и рядом с Каменским на берегу машин была тьма-тьмущая. Т.к. ни о каком уединении речи не было, пришлось ехать в сторону Соляного. Мы всей семьёй оценили высокое качество «стиральной» доски дороги. Тот самый путешественник писал, что ехать надо либо до 20 км/ч, либо более 80 км/ч. Более 80 реально страшно - машина летит сама, руля почти не слушается. На 20 трясёт просто ужасно. У меня за 5-7 км пути магнитола вывалилась два раза!!!
Сама по себе коса тоже не производила впечатления - степь, коровы и запах цветущего моря. Но время на манёвры уже не было, как мы не старались приехать к морю днём, приехали мы засветло, но к вечеру, надо было ночевать. Найдя относительно чистый и удобный кусочек побережья мы приступили к установке лагеря.
Основная задача супруги была отвлекать детей, моя - установка палатки. Тут оказалось, что поставить палатку в лесу и на берегу моря это, как говорят в Одессе, две большие разницы! И дело даже не в почве, кольев я разных набрал. Всё дело в ветре…
Нет ничего невозможного, особенно когда от тебя этого ждут. Трудно описать тут процесс установки палатки. Могу сказать только, что это было увлекательно и чем-то сродни парусному спорту или запуску воздушных змеев. Частично с помощью супруги и заклинаний Такой-то Матери палатка была установлена! Матрасы надуты, спальники разложены. Солнце село… И тут появились комары, а мы все в летнем. Доча плачет, сын ноет, что есть хочет, жена требует стол собрать и сына покормить, один я молчу, нервничаю и думаю о плохом. Мой план дикого отдыха в Крыму дал трещину...
Продолжение следует…
Часть 2-3