Aug 14, 2014 19:04
Должно быть, есть во мне некоторая слабость по отношению к традиционному кино, к типажам будто бы сошедшим со страниц французских романов двухвековой давности. Нечто подобное могли бы снять даже в сороковые, ведь здесь не только форма, но и сюжет остаётся в рамках социально-психологической традиции.
Вера Дрейк, примерная во всех отношениях дама, тратит своё свободное от работы и уходом за больной матерью время на помощь малоимущим девушкам, находящимся в положении. Денег за это не берёт и даже не знает о том, что на подпольных абортах наживается подруга-посредник. Вера, безупречно сыгранная Имелдой Стонтон, встречается с разными женщинами, отношение которых к убийству зародыша разнится от случая к случаю. Для некоторых эта обыденность, кто-то же проникается трагизмом поступка. Организм беременных на причудливую смесь Веры из воды и мыла тоже реагирует по-разному. Конечно, в определённый момент преступная беспечность приводит героиню к печальным и ожидаемым последствиям. Тётенька - настоящий божий одуванчик - должна будет предстать перед судом и ответить за свои злодеяния.
«Это не справедливо! Шесть детей в двух комнатах. Это нормально, когда вы богаты, а если вы не можете их прокормить, то и не можете себе их позволить». Впрочем, так считают не все. Преступление есть преступление, ведь так? И за него следует отвечать даже если ты не до конца осознаёшь ответственность за содеянное. Впрочем, вопрос это дискуссионный, чем, по всей видимости, фильм Майка Ли меня и очаровал. Сама Вера вины не отрицает. Она искренне считает, что помогала девушкам. «Не могла не помочь». Её доброта, простота, клиническое беззлобие и мягкость ужасно подкупают. Вере сочувствуешь, хочется простить ей любые грехи. Мы же понимаем истоки выхода за рамки закона. Виной всему сострадание и недальновидность. Может быть, не стоит такого хорошего человека сажать за решётку? Наверное, неплохо было бы обойтись привлечением к общественным работам, как вы думаете? В суде, однако, наша дилемма автоматически переносится из моральной плоскости в юридическую.
Заметим, однако, что не только у прокурора есть претензии к Вере. Её собственный сын разочарован в матери. Он чувствует себя обманутым. И всё же, сколько в его позиции от обиды, а сколько от идеи, что каждый должен отвечать за свои поступки? Ближе к концу этот вопрос, конечно, проясняется, но такой контраст с теми, кто готов к безоговорочной поддержке Веры, здесь явно не случаен. Не буду расписывать всех подробностей, лишь скажу, что побочные линии и второстепенные характеры тоже не лишены своего нерва.
Майк Ли, задав смелую и изящную загадку на тему «казнить нельзя помиловать», уверенной рукой ставит запятую в таком месте, что вместе с финальными титрами понимаешь: иначе завершить фильм было просто невозможно.
Майк Ли,
кино 2004