Легенда №17 (2013) Николай Лебедев

Nov 08, 2013 20:07

«Легенда №17» - фильм, имеющий бешеный успех у российского зрителя, что подтверждается не только отличными сборами, но и высоким средним балом на Кинопоиске. Конечно, я не мог пройти мимо такого явления, как и многие другие люди, вечно скептически настроенные по отношению к российскому мейнстриму. В качестве маленького бонуса к фильму прилагался молодой талантливый актёр моего любимого театра Петербурга. Козловский по-настоящему хорош в «Повелителе мух» и «Варшавской мелодии», при этом Данила успел сняться у Германа младшего и в нескольких мейнстримных фильмах. У Николая Лебедева он сыграл Валерия Харламова, выдающегося советского хоккеиста, выступавшего под тем самым семнадцатым номером.

Рубаха-парень, достаточно тупой и прямолинейный, пытается добиться успеха в спорте, преодолевая всяческие преграды. Параллельно у него завязываются отношения с девушкой, но в жизни наступает важный момент: он получает приглашение от самого Тарасова (Олег Меньшиков), оборачивающегося на деле «обкаткой» в какой-то третьеразрядной провинциальной команде. Постепенно 17-й номер добивается уважения и признания, благодаря своему мастерству и твёрдому характеру. По мере карьерного роста, вырисовывается линия сложных взаимоотношений с Тарасовым, чей образ, надо это признать, достаточно удачен. Рядом начинает постоянно мельтешить и строить интриги партийный функционер (Владимир Меньшов), олицетворяющий типичного злобного советского чиновника. Так сюжетная линия, приправленная набором из самых жалких штампов, ковыляет постепенно к стержневой теме фильма: противостоянию сборной СССР и Канады.

Портрет киношного Харламова едва ли не карикатурен, его  отлично дополняет эпизод, в котором из-за обострившихся проблем с психикой герой Козловского совершает попытку умертвить своего друга. Как вам такая картина: на огромной высоте между двумя техническими сооружениями натянут трос, по нему на руках перебираются два хоккеиста, а один из них начинает раскачиваться. Эта сцена нужна была для того, чтобы выставить главного героя психопатичным эгоистом, готового рисковать жизнью верного товарища из-за своих тараканов? Как ни крути, но нам Харламова рисуют эдаким талантливым самовлюблённым болваном «с характером». Так вот он какой, герой нашего времени… Многие поступки главного героя обусловлены необходимостью применения примитивных сценарных трюков, ужасно приторных и пафосных. Местами доходит до какой-то крайне степени абсурда. Вас тоже передёрнуло в момент аварии? Мне не очень понятно желание создателей фильма впихнуть в своё детище какие-то намеренно искажённые известные факты их жизни Харламова. Любители хоккея явно могут быть раздражены такими вольностями, а остальным этого просто не нужно. Строго говоря, всё это не является чем-то принципиальным, мы ведь не документальное кино обсуждаем, а некое условное кинополотно «по мотивам». Как драма «Легенда №17» - это мусор, так в чём же причина такого ошеломляющего успеха?

Всё, что я напишу ниже, не имеет прямого отношения к художественному содержанию фильма, но для полноценного понимания сути «Легенды №17» об этом стоит задуматься. Начну издалека. Для большого спорта вообще присущ известный психологический феномен, который иногда называют «принципом ассоциаций»: личные достижения замещаются успехами социальной или политической группы, к которой человек себя причисляет. Такие люди любят говорить «Мы выиграли», хотя выиграла вообще-то их любимая команда, а они на деле в это время сидели в вонючем пабе, потягивая пивко. Вот что об этом писал Айзек Азимов: «Наблюдая за соревнующимися, вы всегда будете в глубине души болеть за свой собственный пол, свою культуру, свою родную местность... вы хотите доказать, что вы лучше, чем дру­гие люди. Любой, за кого вы болеете, представляет вас; и когда побеждает он, побеж­даете вы». Однако раз уж людям по их природе так хочется присвоить себе самую малость чужого успеха, то в этом нет ничего плохого, главное не переходить разумных границ и не стрелять в судей из-за несправедливо назначенного пенальти. Есть люди, которые заслуживают такой участи в куда большей степени, чем несчастный футбольный арбитр. Вот и поговорим о них.

«Хороший, да что там - талантливый фильм!» - дал свою оценку творчеству Николая Лебедева президент Российской Федерации Владимир Путин. Оно и понятно, ведь создаётся впечатление, что кино снято с единственной целью: воспитать в «россиянском» зрителе гоп-патриотизм. Ловко выбраны временные рамки. «Легенда №17» позиционируется как байопик, хотя на деле, подчёркиваю снова, стержневая тема фильма: «мы против канадцев». Теперь каждый школьник будет знать, что Советский Союз победил сборную профессионалов НХЛ в знаменитой Суперсерии 1972-го года. Да, это была громкая победа. В первом-то матче. Для канадцев это был удар, определённо. Однако, Суперсерия состояла из восьми поединков. Вот несколько слов из Википедии о последней решающей битве: "Счёт 5:5, приносивший победу в Суперсерии - благодаря лучшей разнице шайб - сборной СССР, держался до последней минуты. Но на 60-й минуте произошёл, как говорят в Канаде, «самый величайший момент в спортивной истории страны». Иван Курнуайе, перехватив шайбу, отдал её Полу Хендерсону, который сменил Пита Маховлича. Однако пас прошёл за Хендерсоном, которому поставили подножку и оттеснили в борт. К счастью для Канады, Фил Эспозито продолжал игру. Он бросил шайбу в Третьяка, которую тот легко отбил, но в этот момент Хендерсон поднялся на ноги и получил отскок. Хендерсон бросил, но Третьяк отбил и этот бросок, и тогда Хендерсон при полном попустительстве защиты добил шайбу в ворота". Интересно, а канадцы об этом сняли художественный фильм? Понимаю, что такие факты далеко не всех интересуют, но мне подобные вещи кажутся важными. Важны ведь не события, а то под каким углом мы на эти события смотрим, верно?

«Легенда №17» - это кино, которое претендует на то, чтобы называться спортивной драмой, но на деле является посредственной агиткой. Без всей это мишуры вокруг противостояния Союза и Канады, символизирующей в той Суперсерии, надо думать, «загнивающий Запад», фильм является драматургическим провалом. Попробуйте его показать какому-нибудь поляку или японцу. Пусть они сравнят это с любым спортивным мейнстримом про непонятную игру, хоть с тем же «Moneyball» (который известен в нашем прокате под названием «Человек, который изменил всё»…ни больше, ни меньше). Разница слишком очевидна. Надеюсь, что фильм Лебедева обречён на забвение. 

Лебедев, кино 2013

Previous post Next post
Up