В этот раз получился какой-то совсем уж здоровый текст. Кажется, я вхожу во вкус. Ноябрь был весьма насыщенным: 30 TV-эпизодов, 16 фильмов, 4 драматических спектакля, 3 оперы, 2 балета, 2 концерта.
Кино
Кояанискатси / Koyaanisqatsi (1982) Годфри Реджио - 10. Один из лучших документальных фильмов в истории кино. Таймлапсы и музыка Филипа Гласса создают завораживающую ритмичную и рельефную картину, складывающуюся из череды образов. Впрочем, это, строго говоря, и не кино вовсе, скорее уж вид искусства на стыке музыки и видео.
Земля (1930) Александр Довженко - 9. Блестящий фильм! Я уже смотрел шедевр Довженко, но это было достаточно давно. Драматургия политически ангажированного авангарда - это что-то по-настоящему удивительное. Человеческие страсти в контексте духа эпохи. Практически безупречное кино.
Падение дома Ашеров / La chute de la maison Usher (1928) Жан Эпштейн - 9. Удивительное дело: Эпштейн в этой своей работе достиг таких высот владения языком кино, которые недостижимы для подавляющего большинства современных постановщиков. Кино, как оно есть!
Орфей / Orphée (1950) Жан Кокто - 8. У этого фильма мало общего с известными легендами об Орфее и Эвредике. На момент выхода это была модерновая и достаточно смелая трактовка, но сейчас лучшая работа Кокто - настоящая признанная классика.
Мама Рома / Mamma Roma (1962) Пьер Паоло Пазолини - 8. Очень «итальянская» драма. Ранний Пазолини - вполне себе адекватный и интересный режиссёр без выкидонов. При этом, несмотря на то, что фильм по-настоящему хорош, всё равно меня не покидает ощущение бесконечной удалённости «вселенной Пазолини» от той, в которой обитаю я. Странное чувство, когда кино приносит удовлетворение, но при этом оставляет понимание, что ты при сохранении стилистики снял бы практически все эпизоды иначе.
Алиса в городах / Alice in den Städten (1974) Вим Вендерс - 8. Road movie с похожим на щенка пуделя унылым журналистом-неудачником и маленькой девочкой - бессодержательная штука, но уютно меланхоличная. Смотреть такое кино - всё равно, что укутаться в тёплый плед.
Лакомб Люсьен / Lacombe Lucien (1973) Луи Маль - 8. Кино о молодом люмпене, который в 1944-м году по воле случая становится полицаем. Люсьен не то, чтобы конформист, он вообще не думает о политике, он недостаточно развит для того, чтобы принимать какие-то выгодные решения. Лезть в коллаборационисты в 44-м? Ну, вы понимаете. Просто так сложилось. Беда в том, что он ещё и в еврейку влюбляется. Очень любопытное исследование поведения и мотивации простого, как три рубля, паренька. Снято всё это почти по-брессоновски - ладный коктейль из простоты и глубины.
Венди и Люси / Wendy and Lucy (2008) Келли Райхардт -7. Грустная и простая история о девочке, направившейся на Аляску на дряхлой машине вместе со своей любимой собакой. В каком-то маленьком типичном американском городишке её машина ломается. Помимо этого, заканчивается еда для собаки, которую главная героиня решает украсть в магазине, на чём и попадается. Выбравшись из полиции, Венди пулей отправляется туда, где последний раз видела Люси, но там её уже нет. Из этой трогательной истории могла бы получиться посредственная слёзовижималка в духе «Хатико», но на деле перед нами достойный образец независимого кинематографа стилистически близкий к брессоновскому минимализму.
Зелёный луч / Le rayon vert (1986) Эрик Ромер - 7. Удачный пример воплощения на экране женской депрессии, истоки которой кроются в отсутствии социальных навыков и сексуальной неудовлетворённости. Главная героиня не понимает других людей и даже в большой компании чувствует себя чужой. Тоска и одиночество становятся её единственными верными спутниками. В глазах мужчины она наблюдает лишь сиюминутное желание удовлетворить сексуальные потребности, когда ей нужны любовь, ласка и романтика. Кажется, что только зелёный луч, увиденный на закате солнца, может спасти её, ведь легенда гласит, что это самый верный способ магическим образом обрести дар понимания чувств других людей. Милое и, пожалуй, немного поверхностное кино.
8 Женщин / 8 femmes (2001) Франсуа Озон - 7. Должно быть, лучший фильм Озона. Восемь женщин собираются вместе в одном доме ради торжества, но весело встретить рождество им помешает один мёртвый мужчина с ножом в спине. «Одна из них - убийца. Кто?» Здесь у француза даже получается быть немного оригинальным. Банальной завязкой он усыпляет бдительность зрителя, но потом ему удаётся через ироничные и находчивые сюжетные повороты добиться эффекта неожиданности. Впрочем, хулиганское сочетание женского детектива и мюзикла удалось всё-таки благодаря достойному актёрскому ансамблю, а не сценарию или режиссуре.
Кальмар и кит / The Squid and the Whale (2005) Ноа Баумбах - 7. Остроумное кино о распаде семьи. Начав с делёжки детей по дням недели (а вместе с ними и кота) родители опускаются, как это часто и бывает, до критики друг друга. Младший сын принимает сторону матери, старший же больше признаёт авторитет отца. На деле, конечно, все члены семейства - какие-то черти. Мамка не может жить без регулярной дегустации новых мужских писек. Глава дома легко рассказывает детям о маминых изменах, которой, судя по всему, ужасно завидует, заодно обучая ребят «началам мизантропии». Старший сын пытается походить на отца, перенимая при этом от него в том числе и недостатки. Младшенький (на вид ему лет 12) пьёт пиво и мастурбирует в школьной библиотеке. Звучит страшнее, чем есть на самом деле. «Кальмар и кит» - это уютненький фильмец в духе Уэса Андерсона.
Свобода / La libertad (2001) Лисандро Алонсо - 7. Иногда я думаю о том, что можно вообще не смотреть новые фильмы, раз уж есть такие, с которыми уже успел как-то ознакомиться, они мне даже понравились, но, вот незадача, совершенно ничего из них не помню. Типичное «медленное кино». Если не считать песни на радио, то первый раз человеческий голос мы услышим на 33-й минуте фильма. Понравилась находка: трудящийся и обедающий рабочий в кадре фактически снимается статично, кажется, что со штатива, затем камера «улетает» показывать природу, постоянно находясь в несколько суматошной динамике, но «наткнувшись» на человека в автомобиле замирает и снова становится почти неподвижной. Сюжет, конечно, специфичный, как и положено в таком кино. Ходит себе парень туда-сюда: рубит деревья, иногда пилит их, походу дела ещё кушает, умывается, курит, слушает радио и испражняется. Хорошо понимаю тех, кто считает подобные вещи спекулятивными, но меня это кино затягивает, всё-таки что-то в этом есть!
Беспечный ездок / Easy Rider (1969) Деннис Хоппер - 6. Невнятное road movie об отбросах общества. «Они боятся не вас, а то, что вы представляете», - говорит персонаж Джека Николсона двум вольным байкерам, - «вы для них представляете свободу». А что такое свобода? Торговля наркотиками? Курение марихуаны? Беспорядочные половые связи в хиппи-общине? Нет, ребята, это какое-то дерьмо, а не свобода. Любопытные типажи, смелая операторская работа и тухлая атмосфера Америки 60-х. За сцену приёма кислоты ставлю положительную оценку.
Поворот винта / Turn of the Screw by Benjamin Britten (2004) Кэтти Митчелл - 6. Фильм-опера BBC. Иногда я сталкиваюсь с такими замечательными видео-версиями опер, что дух захватывает, но это не тот случай. О «Повороте винта» часто говорят, что это мрачная и страшная штучка, хотя на деле скорее уж странная. Дикая типично английская история, где смешивается мистицизм и сюрреализм.
Во все тяжкие / Breaking Bad (2008-2013) автор проекта - Винс Гиллиган - 6. [
рецензия]
Географ глобус пропил (2013) Александр Велединский - 5. [
рецензия]
Обливион / Oblivion (2013) Джозеф Косински - 3. [
рецензия]
Театр
«Дни Турбиных» (театр «Мастерская», Григорий Козлов). Ходил на премьеру этого достаточно неплохого спектакля, который, впрочем, не оправдал всех моих ожиданий. Мне нравится молодой театр Козлова, симпатичен его подход к классическим постановкам, но мириться с отсутствием режиссуры становится всё сложнее и сложнее. По сути, мы имеем дело с продолжением его предыдущей постановки «Тихий Дон», которая выгодно выделялась на фоне репертуара театра своей эпичностью. Много ли вы знаете восьмичасовых спектаклей? Козлов тогда фактически замахнулся на «Бесов» Додина (которые тоже идут весь день), но по-настоящему ему удалось, как мне кажется, только первое действие. «Дни Турбинных», в свою очередь, не отличаются какой-либо оригинальностью, но, надо сказать, что талантливые молодые артисты «Мастерской» пытаются вытянуть действие на достойный уровень. В принципе, у них это получается, если закрыть глаза на то, что некоторые актёры задействованы сразу в нескольких ролях - не самая удачная «фишка», честно говоря.
«Калека с острова Инишмаан» (БДТ, Андрей Прикотенко). Средненькая постановка популярной современной пьесы Мартина Макдона, известного нам больше по фильмам «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов». Сама пьеса, кстати, неплохая, но не более того, а вот сам спектакль хуже. Понравился Тарас Бабич, сыгравший калеку Билли, его и покритиковать не за что - спасает постановку как может. Он, кстати, номинировался на высшую театральную премию Петербурга «Золотой софит». Ещё хотел сказать пару слов, не касающихся непосредственно «Калеки». Назначение Могучего на место художественного руководителя - это большая удача для БДТ, а ведь к маю ещё и реставрация основной сцены завершится. Надеюсь, что уже со следующего сезона у них всё будет хорошо.
Напоследок, оставлю небольшой отрывок из пьесы Мартина Макдона, который по каким-то причинам в БДТ не прошёл цензуру:
ДЖОННИ: Тут вот снимок одного типа, он пришёл к власти в Германии, у него такие смешные усики.
МАМАША: Дай-ка мне взглянуть на его усики.
(ДЖОННИ показывает ей фотографию в газете)
Да, смешные.
ДЖОННИ: Ему бы или отрастить их, или совсем сбрить эту жалкую поросль.
МАМАША: Похоже, этот тип никак не решит, что ему делать.
ДЖОННИ: А парень, вроде, неплохой, несмотря на усики… Удачи ему.
Жизнь и судьба (МДТ, Лев Додин). Лейтмотив спектакля и первоисточника - одинаковое отношение к евреям в нацистской Германии и в Союзе. Интересно, что в центре всего этого у Додина находится фигура Штрума - он не страдалец и не мученик, по сути это история превращения учёного еврея в жида. Если серьёзно, то я не припоминаю слабых постановок у Додина. Опять про моральный выбор человека в тяжёлых для него условиях. Человек с принципами и убеждениями заканчивает подлецом поневоле. Как так вышло?
«Москва-Петушки» (театр «Мастерская», Григорий Козлов). Очень приличная камерная постановка. Никогда особо не любил Ерофеева, но перенести его «поэму в прозе» на сцену получилось очень удачно, хотя в спектакле было задействовано всего два актёра. Перевалов и Артёмова молодцы!
Концерты и музыкальный театр
«Золушка» (Прокофьев, МТ). Ничего не понимаю в балете, но постановка Ратманского меня впечатлила. Очень живая интерпретация! Режиссура и хореография позволяют взглянуть на хорошо известный шедевр другими глазами. Тут всё кристально ясно, никакого сложного символизма: забавно, увлекательно, местами неожиданно. «Золушка» - это очень, очень балетная партитура, здорово, что из неё можно слепить такой спектакль, понятный даже неискушённому зрителю. Несмотря на ироничную сцену с мужиками с голубых штанах, один из которых под конец сцены прикладывает туфельку к ноге, могу смело порекомендовать эту постановку к просмотру с детьми.
«Спящая красавица» (Чайковский, МТ). Шабаш, восхваляющей некромантию. Типичные классические танцульки, рвущие рот от зевоты. За миллион лет до драмбалета. Просто набор из танцевальных номеров длиною от тридцати секунд до двух минут. После каждого из которых музыку заглушали аплодисменты. Вот он - настоящий театральный ад. Даже обидно, что на такой мертвяк угрохали такие шикарные декорации.
Шостакович (Гергиев): Симфония № 9, концерт для виолончели с оркестром, симфония № 14. Хороший концерт получился, особенно удачно исполнение 9-й симфонии, в 14-й впечатлил Михаил Петренко - он хорош не только в Вагнере, определённо. Да, и надо сказать, что Шостакович Гергиева мне нравится.
«Поворот винта», «Сон в летнюю ночь», «Поругание Лукреции» и «Военный реквием» (Бенджамин Бриттен). Вот такой убойный коктейль я получил в ноябре. Две постановки оперы, одно концертное исполнение и реквием. Раньше, надо сказать, я мало что знал у Бриттена. Оказывается, что это вполне себе любопытный и в чём-то даже уникальный композитор. Британская опера так непривычна на слух, особые проблемы начинаешь испытывать из-за шероховатостей либретто, так как не просто читаешь перевод (как в случае с немцами и итальянцами), но и вникаешь в то, как это звучит в оригинале. Здорово то, что у Бриттена все три оперы получились совершенно разные. С одной стороны - странная и немного жутковатая штучка «Поворот винта», в МТ она похожа на постановку BBC по своей атмосфере, с другой - практически безупречная комическая опера «Сон в летнюю ночь». Не могу сказать, что я сильно проникся музыкой этого композитора, он для меня до сих пор остаётся британским чудаком и вряд ли когда-нибудь станет мне близок. Я хорошо ощущаю разницу между наследием Берга, между «Воццеком», захватывающего меня с первых тактов, и любой оперы Бриттена, однако этот месяц, безусловно, прошёл под звездой наиболее значительного британца в музыке со времён Пёрселла.