Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. К середине 2010-х годов наметилась явная тенденция в монополизации кинопроизводства в стране государством, которая через некоторое время превратилась в действительность. Независимых продюсеров и тем более кино без господдержки (как правило - стопроцентной) представить в нашей стране уже невозможно. Частных инвесторов просто нет, иностранных - единицы для особо избранных.
Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Я всегда говорил, что наше государство ратуя за патриотическо-идеологическое или нравственное искусство, явно недосматривает за тем, кому оно платит и уж точно совершенно не контролирует, какую музыку и какого качества исполняют оплаченные музыканты. Нет, я не ратовал за цензуру, но всегда говорил, что одна из важных проблем отечественного кинопроизводства - полное отсутствие контроля за потраченные бюджетные средства. Уже к 2010-м годам это привело к тому, что кино для продюсеров стало лишь обязательным приложением к лихо сварганенному финансовому отчету для минкульта о целевом использовании бюджетных средств. Как я горько шутил, если бы акт о сдаче фильма в Госфильмофонд не надо было бы прикладывать к отчету, кино бы вообще никто не снимал (впрочем, особо прыткие иногда такие попытки делали и я даже писал тут об этом). В итоге мы пришли к простой схеме - дали денег - сдал отчет - положил фильм на полку. Ситуация настолько усугубилась, что даже в минкульте ее «заметили». И создали Фонд кино, который и должен был стать тем органом, который хоть как-то объективно стал бы отслеживать качество (замечу специально - о художественной ценности речи даже никогда не шло!) готового фильма и его прокатную судьбу. Но опять-таки всё было как у нас обычно и вместо реального проката и получения какой-то прибыли тут же появились МАРКЕТИНГОВЫЕ отчеты о якобы многомиллионной зрительской аудитории и о многомиллиардных прибылях. А качество кино в конце концов стали, по традиции, оценивать по критерию входил ли генпродюсер в число доверенных лиц Президента на очередных выборах или нет.
При Мединском последний фактор стал решающим в распределении бюджетных средств, в этом нетрудно убедиться любому, достаточно взглянуть на протоколы на сайте минкульта.
Мединский был первой попыткой поставить во главе культуры эффективного менеджера. В целом всё вышло удачно. Для Мединского, конечно. Он создал для себя немало собственных «свечных заводиков» за бюджетные средства с красивыми названиями «…общество», да и в самом минкульте деньги распределялись вполне понятным образом. Эффективность этого бизнеса была настолько высокой, что на кинематографе глаз эффективного менеджера особо не задерживался - там выделяемые бюджеты к тому времени уже сильно сократились относительно других его министерских «игрушек», особенно столь любимой… нет, не истории, как вы могли подумать - реставрации. Система была налажена и хорошо отлажена. Любые попытки прийти за бюджетными деньгами продюсерами «не из ближнего круга» пресекались на корню, а любые попытки обойти госмонополию на производство и прокат фильмов - тем паче. Недаром родилось это чудовище под названием «Прокатное удостоверение», за которое, к тому же, стало необходимо еще и деньги платить.
Тоже самое происходило и в Госкино (как бы оно там не называлось, суть осталась та же) - его постоянно сменяющиеся начальники всё дальше отходили от кинопрофессионалов и всё больше приходили к эффективноменеджерству. После ухода Мединского была почти годовая свара между разными кинокланами из «ближнего круга», пока, наконец, не утвердили Максимченко. Эффективность Максимченко можно оценить по двум основным критериям на ее предыдущем посту - хозяйки всего кино в Москве. С одной стороны - это потрясающий сервис «одного окна» для всех снимающих в Москве продюсеров, реально сломавший все (ну, по крайней мере почти все - точно) бюрократические барьеры для оформления разрешений на съемки в городе, а с другой стороны - откровенная афера по продаже всех городских кинотеатров Эрнсту для превращения их в банальные ТЦ. Со вторым, кстати, вышла заковыка - старые кинотеатры все посносили, а вот постройка новых в некоторых случаях даже не началась спустя годы.
Если с приходом Любимовой на пост главы минкульта (точнее с переходом туда с поста главы Госкино) связывали надежды хотя бы в небольшой либерализации и откручивании завинченных донельзя Мединским гаек (что, хотя бы частично, оправдалось), то с приходом молодой и энергичной Максимченко - чуть ли не надежды на революцию. И первые ее шаги стали поистине революционными - она смогла скинуть «серого кардинала Госкино», сидевшую на месте зама не один десяток лет и пережившую нескольких министров, не говоря уже о несчетных глав департаментов и агентств (коими именовали Госкино в разное время) и фактически владевшей всеми финансовыми потоками. Вскоре в Госкино из прежних сотрудников остался по сути лишь один (ну, не считая нескольких чиновников самого низкого уровня) - новая метла смела всех, поставив на их ключевые места своих сподвижников.
И вот настал ключевой момент для новых эффективных менеджеров минкульта и Госкино - первый их самостоятельный конкурс на распределение бюджетных денег для съемок кино. 30 июня 2021 года. Впервые появляется т.н. «список приоритетных тем», которые, на самом деле, были утверждены еще в апреле, но не афишировались. Всё кино, на которые дадут денег на производство в 2021-2023 г.г. должно укладываться в рамки этого списка. Надо сказать, что такие списки впервые появились при Мединском - до этого была чистая вольница - предлагай минкульту сценарии на любые темы, он, дескать, выберет лучшие для финансирования. Мединский ввел такие списки сперва для документальных фильмов. Потом - для игровых, но не для всех, а для неосновного конкурса, т.н. его личного. Да-да, были и такие в последние годы - для тех, кто пришел через общие двери - общий конкурс, для тех, кто знает нужную потайную - свой. Такие конкурсы обычно проводили осенью, после основного, и отличались (явно по примеру госзакупок) очень коротким сроком проведения (дней 10) и очень четким требованием к сценарию. К примеру внезапно вывешивалось объявления, что принимаются заявки на сценарий игрового фильма про Калашникова. Но не просто про Калашникова, а (условно) «Про конструктора автоматического стрелкового оружия, создавшего один из самых распространенных в мире автоматов, в котором должны быть отражены все основные вехи карьеры героя и присутствовать сцена вручения ему государственной премии, а так же эпизод о том, почему автомат появился на гербе Мозамбика». Готовы наваять такой сценарий дней за 5?
При закате Мединского темы, под которые и только под которые, дают деньги, всё чаще стали появляться и в основном конкурсе игровых и даже анимационных фильмов (да-да - детишки должны смотреть мультики тоже по разнарядке). Надо сказать, что при всём при этом, темы для основного конкурса всегда были обтекаемы и по большей части были посвящены всё-таки культуре и искусству. Политические темы (т.е. провластные, разумеется) тоже были, но ненавязчиво и в небольшом количестве и судя по протоколам не особо пользовались популярностью - заявок на них было немного.
После такого исторического экскурса вновь вернемся в последний день июня 2021 года. Когда я увидел опубликованный список тем, я обомлел. Мало того, что он был ЕДИН для всех - и для игрового кино, и для документального, и даже - для анимационного, сами темы!!! Первое, что мне пришло в голову, я вынес в заголовок этого поста - «Это вообще что??? Министерство культуры или министерство пропаганды? Мы должны рассуждать о ВЕЧНОМ или облизывать сиюминутную политическую конъюнктуру?»
Нет, повторюсь, «кто платит, тот и заказывает музыку», но что теперь заказывают «эффективные управленцы» культурой? Для кого это? Мало Раши Тудей? Мало бесконечного ора на главных федеральных каналах? Культура, искусство - это ОСМЫСЛЕНИЕ. А не репортаж о событиях дня. Разве я ошибаюсь?
Вам, наверное, не терпится уже наконец взглянуть на список этих приоритетных тем, которые меня так возмутили, вот он:
1. «Наука России: инновации, технологии, приоритеты» (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2020 № 812 «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий»).
2. «Десятилетие детства. Семья, дети, их защита и поддержка» (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»).
3. «Будущее России. Национальные приоритеты. Достижения России».
4. «Культура России. Сохранение, создание и распространение культурных ценностей».
5. «Образы, модели поведения и созидательная мотивация современной молодежи во взаимодействии со старшим поколением и традиционными ценностями. Добровольчество в России».
6. «Общество без границ: самореализация людей с ограниченными возможностями».
7. «Россия в диалоге культур. Межкультурные и национальные ценности, их значение в современной жизни. Единство многонационального народа России».
8. «Противодействие попыткам фальсификации истории. Исторические победы России. Миротворческая миссия России».
9. «Борьба с терроризмом и его идеологией».
10. «Противодействие экстремизму. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание граждан России».
11. «Герои среди нас. В том числе истории российских медиков, ученых в борьбе с COVID-19».
Вас не удивляют эти темы? Или по крайней мере не вызывают вопросы? Еще раз - речь идет о КУЛЬТУРЕ. Не о СМИ. Речь идет о темах для ВСЕХ жанров и видов. В т.ч. и фильмах для детей. О мультфильмах для них. Как вам сценарий детского фильма на тему №8? Или мультфильм на тему №11?
Даже прошлогодний казус с темой для игровых фильмов «фильмы-экранизации классики с применением средств анимации» уже кажется верхом культурных традиций, а список прошлогодних тем для детских фильмов и вовсе вызывает слезы то ли от заботы о детях, то ли от того, какую вседозволенность позволяли продюсерам столь обтекаемыми формулировками - мало ли что они там понасценарят:
фильмы-сказки для самых маленьких зрителей;
музыкальные фильмы для младшего и среднего возраста;
приключенческие фильмы для подростков;
фильмы о проблемах подрастающего поколения. Семья, дети, их защита и поддержка.
Вот еще один интересный факт - после того, как эффективный менеджмент переименовал Госкино в департамент кинематографии и ЦИФРОВИЗАЦИИ, сайт минкульта стал постоянно глючить, еле работать, а главное в этом году без зазрения совести стали массово вывешивать протоколы ЗАДНИМ ЧИСЛОМ (чего не было ни при одном министре), мало того, в них еще теперь задним числом вносятся ИСПРАВЛЕНИЯ (чего раньше и представить себе нельзя было, а если такое случалось, то оформлялся отдельный документ), часть приказов вообще не публикуется, а то, что публикуется, вполне себе потом УДАЛЯЕТСЯ с сайта как и не бывало. Каково?
Что касается Максимченко, то она явно переживает сейчас романтический период чиновничества - ей до такой степени нравится руководить всеми этими известными дяденьками и тетеньками, что она даже дважды устраивала он-лайн конференции. Для (внимание!) ответа на вопросы, которые возникли после публикации условий конкурса. Точнее - после их НЕпубликации. Все предыдущие годы одновременно с конкурсом вывешивались все соответствующие приказы, регламенты, образцы конкурсной документации, даже проекты госконтрактов - чтобы люди знали как и что они должны предоставить, на каких условиях они получат деньги. В этот раз не опубликовали НИЧЕГО. Образцы трех бумажек для целой кипы документов из примерно 30 штук, про остальные написали - «в свободной форме». Ага, вы подумали - ну вот же - демократия - пиши, что душе угодно! Ан нет. Потом, в течении двух часов на каждой упомянутой он-лайн конференции пояснили что да как НАДО делать в этой «свободной» форме. И чего не делать. И какие будет последствия, если «свободную форму» заполнить неправильно. Кстати, до сих пор нет никакой публичной информации о том, на каких всё же условиях будут давать деньги. Слухи ходили самые разные…
В общем, на мой взгляд, конкурс в этом году - это полный провал и очень точный показатель состояния дел в нашем Правительстве. Попытка сменить парадигму в сфере, где априори работают люди других ценностей, другого видения происходящего, да еще в таком приказном порядке почти с солдафонскими формулировками, приведет к еще бОльшему засилью в кино конъюнктурщиков и к еще бОльшей декультуризации государства. Впрочем, кого это теперь волнует, верно?..
P.S. Бонусный вопрос - а введение минкультом подобных «приоритетных тем» разве не является цензурой, которая в стране формально запрещена даже после «обнуления»?
P.P.S. И так, просто к слову. Как-то мы обсуждали со знакомым продюсером примерно то, что я тут вам понаписал и на мой вопрос «А не изменится ли теперь подход к распределению денег, основанный доселе на…», он ответил в своей краткой, но ёмкой манере: «У нового министра и друзья новые»…
P.P.P.S. Спустя несколько лет министерство превратилось уже в
министерство идеологии...