Бухара - керамический рай. В лавках, на выносных лотках, на ступенях домов, вдоль стен древних медресе - везде море разливанное керамической посуды. Открытием в Бухаре для меня стала гиждуванская и бухарская керамика. И еще, удивительные работы Хорезмских мастеров.
Самая популярная и массовая - керамика из Риштана. Тонкие, звенящие, покрытые изысканным орнаментом изделия продают в Узбекистане всюду. Они очень хрупки и менять такую посуду приходится часто - благо не дорого. Вот они, на переднем плане на фотографии :
Начну повествование с полюбившейся мне лавке, в которой торговали посудой из всех регионов Узбекистана. Причем посуда была как фабричная «штамповка», так и ручной работы от известных, и от безымянных мастеров. Единственно, что проблемно - лавка находится в древнем Токи, а там царит сумрак. Оттого снимки не такие, как хотелось бы. То, что вы выбираете, вам продавцы выносят на улицу, под солнечные лучи.
В лавке работает узбекская семья, каждый член которой расскажет вам подробно о любом изделии. Особенно хорош в этой семье папа, а довелось мне послушать и сына, и маму. Академический час- 45 минут я провела в лавке. И даже не беседа то была, а скорее урок, или индивидуальная консультация. Продавец-папа знал все местные стили, фамилии мастеров, состав и технологию изготовления красок, названия узоров и множество удивительных фактов о керамике. А у меня было так много вопросов. В общем, мы нашли друг друга.
Лавка находится в
Токи Саррафон. Вот как идете от
Ляби Хауза в сторону
Пои Калян, так сразу и попадаете под купола Токи Саррафон. Под куполами сразу налево и будет та удивительная лавка. Обязательно нужно сначала зайти туда, чтобы потом на протяжении всего пути вдоль рядов керамики чувствовать себя почти специалистом.
Итак, голубая керамика Риштана.
Риштан - город между Кокандом и Ферганой. Самый известный керамический промысел в Ферганской долине, которому много сотен лет. (В Долине есть и другие центры керамики, помимо Риштана). Было время, когда все мужское население Риштана составляли только гончары. Глина там замечательная, пластами лежит по всему району. В неё практически не добавляют примесей. У каждого риштанского мастера свои секреты состава глазури и красок. Но цветовая гамма в основном не измена - все оттенки синего и бирюзового цветов. Узор очень мелкий, тонкий орнамент из огромного числа элементов. Иногда в Риштане применяется не прозрачная, а темная синяя глазурь, тогда все узоры как бы «проявляются» из-под густо-синего цвета. Посуда приятно звенит от щелчка по её краю.
Большинство из того, что продается массово - это продукция Риштанского завода. Хотя она очень не плоха и красива, все же фабрично - это вам не вручную. Покупать и использовать повседневно такую посуду можем позволить себе только мы, в Узбекистане. Отколупался край пиалы - выбросил, пошел купил новую. Красиво и не дорого.
Ручная работа определяется легко. Переверните посуду и посмотрите на донышко. Вот на фотографии явно видно, что ляган сделан вручную, на гончарном круге. Даже если дно покрыто глазурью, следы от круга заметны, если направить свет сбоку.
И еще легко заметить фабричные признаки по стопке пиал или касушек - они входят друг в друга идеально. Потому что одинаковые. На предыдущем снимке это видно. Пиалы ручной работы в ровную стопочку не составить - каждая из них уникальна, и несколько отличается от своих посудных собратьев.
Тёплая керамика Гиждувана
Легкая, пористая, толстостенная. В ней все оттенки желтого и коричневого, немного разбавленные зеленым и синим. Особый изыск - посуда одноцветная. Её на прилавках не много. Там используется темная цветная глазурь поверх тончайшего темного узора. Основной цвет «поглощает» все остальные и создается «мраморный» эффект. Эта посуда впечатлила меня более всего. (На снимке темно-зеленая пиалушка)
Гиждуван - город в сорока километрах от Бухары. Древний гончарный центр, где мастера передают свое ремесло из поколения в поколения. Сейчас там работает уже 60-е поколение гончаров семьи Насруллаевых. Насруллаевы знамениты в Узбекистане, имеют большой комплекс, где можно не только купить посуду, но и посмотреть процесс её изготовления, а если вы располагаете несколькими свободными днями, даже поучиться работе на гончарном круге. А еще Гиждуван славится своим шашлыком и особым способом приготовления рыбы. Съездить туда не успела, но еще не вечер.
Вся гиждуванская посуда, которую мне довелось увидеть - ручной работы. (Видно по стопке пиалушек, что они разные. А перевернув каждую, видим все те же следы от гончарного круга.) Кстати пиалы гиждуванские гораздо крупнее, чем те, из которых мы пьем в Ташкенте и имеют другую форму.
Ляган зеленый какой замечательный! Вот если на него золотистого плова много положить … А в ту, верхнюю приземистую коричневую пиалу терпкого зеленого чай налить … А из зеленой кумыс пить - красиво будет.
Цены на всё это великолепие приемлемы : пиалы $3, касы $5 ляганы $7-8 . Так же в Ташкенте стоит посуда из небьющегося стекла. Так то - Китай, а то Гиждуван! Это и сравнивать нельзя.
Гиждуванские мастера используют особые краски из природных материалов, которые до сих пор составляют и готовят вручную. В их состав входит даже зола от сухой верблюжьей колючки.
Особенно вожделела я горшочки. Как опытный «горшковед», скажу, что в таких толстых, да такой формы, да с пористыми стенками и качественной глазурью горшочках, блюда будут получаться особенными. Горшочек объемом чуть меньше литра стоит около $8. Все цены продавцами озвучиваются в сумах, я лишь для удобства перевела в доллары.
И еще я вожделела рыбное блюдо гиждуванской керамики, но большого не нашла, а маленькое не устраивало. А уж как представила … как я на оном блюде фаршированную рыбу подавать буду, так и поняла, что придется мне в Гиждуван ехать.
Здесь, над прилавком с гиждуванской керамикой - полочка со знаменитым ташкентским фаянсом «Пахта»...
Теперь эксперимент. Вот перед нами два блюда. Справа - риштан ручной работы. Слева - особый вид бухарской керамики - глина и глазурь на вид и вес не сильно отличаются от Гиждувана. Но орнамент имеет совершенно другой характер. А главное - краски!! Они также природные, но цвета подобраны особо. Это цвета древних мозаичных панно на каждом Бухарском медресе и мечети. Можете купить, отнести к ближайшему медресе, и, задрав голову на фронтон, сравнивать.
И есть еще одна особенность в росписи гиждуванской и бухарской керамики. Если на изделиях из Риштана каждая линия узора необычайно тонка и четко очерчена, то линии и узоры в изделиях риштанской или бухарской школы расплывчаты. Свойства их особой краски в узорах таковы, что они слегка расплываются при нанесении, и взаимодействуют с глазурью. Эта расплывчатость создает удивительный эффект.
Продавец взял в руки бухарский и риштанский ляганы. Мы вышли на улицу и он начал медленно удаляться от меня.
- Смотрите! Что-нибудь замечаете?
- Стереоэффект!! Рисунок становится объемным!!! - воскликнула я, указывая на бухарский ляган. С риштанским этого не происходило.
Да, да, да! Вы поняли!!! - радуется продавец.
Когда ляган отдалялся от меня, создавалось впечатление, что каждый круг узора несколько отделялся от предыдущего, и вся картина в целом казалось совершенно иной, объемной и рельефной. Когда продавец вернулся ко мне с ляганами, я даже провела пальцами по поверхности бухарского, чтобы удостовериться, что он идеально ровный.
- Вот этот ляган, риштанский, знаете, не природными красками расписывают - доверительно сказал мне продавец, и , понизив голос, с осуждением продолжил - они там из Киева краску заказывают. Химия! Ну что ж всяк кулик…
Многие ляганы имеют в донышке три неглубоких отверстия, соединенные между собой под слоем керамики - для веревочки - это чтобы красивый ляган можно было вешать на стену, снимая в торжественных случаях. И посуда, и элемент декора получается.
Керамика. Загадочный Хорезм.
Хорезмская керамика стояла в совершенно неудобном для съемки, темном углу лавки. А она очень стоит того, чтобы её разглядывать долго и с наслаждением.
Хорезмскую роспись не спутать ни с чем. Удивительной красоты и изящества витиеватый узор с широкими горизонтальными узорными каймами по краям. Те же, традиционные для среднеазиатского средневековья синие тона. Прекрасная, плотная, звенящая глина. Широко открытые чашки невысоких пиал и касы. Ровные, большие плоскости ляганов с приподнятыми над ними под углом бортиками. Хорезм - моя неразделённая любовь.
Эти ляганы висели высоко, и от острого угла съемки и недостатка освещения, цвета смещены в фиолетовую часть спектра. Рядом с ляганами висят реальные фрагменты керамики 15-16 века, которые были найдены а различных раскопках в Бухаре. Это для того, чтобы мы смогли оценить, что краски в узорах хорезмских ляганов ничем не отличаются от тех, которые использовали много столетий назад.
Лучше сравнить эти куски древней керамики с касами на предыдущей фотографиии - там удалось «поймать цвет».
Ну а теперь, как на уроке - этап закрепления. Учимся определять керамическую школу, гуляя по улицам Бухары :
На переднем плане определенно Риштан.
Сочно-голубой ляган - бухарская школа (помните, из тех, что дают стереоэффект)
А вот, про зеленый ляган, я вам ничего не говорила. Это самаркандская школа. На темно-зеленом или темно-коричневом фоне наносятся белые или золотые узоры тончайшим, словно игла инструментом..
Самарканд, Риштан, Хорезм
Риштан с синей глазурью, Самарканд, классический Риштан, Самарканд, Бухара
Есть в Бухаре и хорошая декоративная керамика. (Веселых китчевых «бабайчиков» в расчет не берем - их делают везде, да и в Ташкенте они дешевле) Кстати, среди керамических магнитов на холодильник увидела работы знакомой ташкентской художницы, правда цена уже была двойная супротив ташкентской.
А речь веду я, вот о каких вещах. Бухарские художники-керамисты делают великолепные авторские копии с фигурок, найденных в археологических раскопах.
Эти четыре фигурки сразу привлекают взгляд
Здесь статуэтка женщины, (по-моему кипчакская одежда) еще более раннего периода.
Рядом с фигуркой - донышко от лягана, большие и маленькие кувшины со сколами. Целая серия старинной керамики из раскопов. Нет! Нет! Из раскопок и музеев это никто не крал.
Просто в старой части Бухары нет толковой канализации. И существуют строжайшие ограничения на подобные работы. Но местным жителям все же как-то свой быт обустраивать надо. И от того-то, если кто задумал пристроить к своему старому дому современный ватер-клозет или ванную, он получает специальное разрешение. И согласно разрешению, может вырыть в своем дворе колодец до 15 метров глубиной. Вот и роет народ, по ходу, проходя культурные слои и находя старинные кувшины, обломки посуды, фрагменты глазурованной облицовки и мозаики. Продают все это продавцам-перекупщикам, а те уж в свою очередь продают нам. Потому в лавках Бухары можно найти удивительные вещи.
Очень понравилась чеканка на латуни, украшенная эмалью и бирюзой. Но даже придумать не могла, что можно подавать на таком роскошном блюде.
Я очень мало купила керамики в Бухаре, решив, что Риштанскую керамику лучше брать в Риштане, гиждуванскую в Гиждуване, а Хорезмскую - в Хорезме. Автобусы-поезда ходят, самолёты летают. И все же, один из самых больших даров Бухары - это общение с продавцом керамики из лавки в Токи Саррафоне. То, что знает и рассказывает он, в Сети не прочтёшь. А еще возможность увидеть в одном месте такое огромное количество изделий различных школ узбекской керамики дорогого стоит.
Вот так вот идешь вдоль стены мечети Калян к одноименному минарету и а там… :
(2400px × 300px)
Можно считать эту полосу домашним заданием. Узнали ли? Где Риштан, Гиждуван, Самарканд или Хоразм?