В последний год Своего общественного служения, в преддверии грядущих страданий, Господь начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).
Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).
На обратной дороге Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день.
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование (чтобы оно не приходилось на дни Великого поста) на 6/19 августа, за 40 дней до праздника Воздвижения Креста.
Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере.
Высотой 588 метров, одиноко стоящая посреди Ездрелонской долины гора, находящаяся на пересечении торговых путей и занимающая важное стратегическое место всегда привлекала внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей.
В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения.
Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе строится величественная базилика на месте Преображения и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Базилика Преображения стояла на самой высокой точке горы, второй храм несколько ниже, на близком расстоянии от базилики.
В VI в. на пятом Вселенском Соборе было решено образовать здесь епископию, и святитель оставался там даже при нашествии мусульман.
В IX веке к вершине Фавора поднималась длинная лестница в 4340 ступеней. Паломники восходили по ней пешком.
В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы, которые вносят свои изменения в положения о святых местах. Теперь значительную роль в судьбе Фаворских монастырей, (как и всех на Святой Земле), стали играть латинские монахи. Об этом свидетельствует в своих "Хождениях на Святую Землю" русский паломник XII века игумен Даниил.
В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом из Крита и современник византийского императора Мануила Комнина (1143-1180) оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы.
Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин в 1183 г. подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 г. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов.
В 1212 г. брат Салах-ад-Дина Мелек-Адель воздвиг на вершине Фаворской горы грандиозную крепость для отражения нападений со стороны крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде. В 1263 г., когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора...
С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение.
В 1799 г. святую гору снова огласили звуки войны. Войска Наполеона вступили у подножия горы Фавор в сражение с турками. Но к XIX в. в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломниками снова подниматься на святую гору.
С 1854 г. руины монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. Сюда пришел архимандрит Иринарх, выходец из Молдавии, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского. С 1839 г. он жил в Лавре Саввы Освященного, а затем, странствуя по Галилее, решил поселиться вместе с иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи сникали уважение местных жителей бедуинов и их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей.
Волею случая, архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны.
Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма. Также помогли исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Хайфе, местный житель Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14000 пиастров.
Помог и Иерусалимский патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и давший распоряжение Иерусалимской патриархии помогать старцу по мере надобности. Таким образом, у старца Иринарха собралась сумма около 40000 пиастров и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной.
Денег на строительство храма не хватило, снова пришлось обратиться за помощью к епископу Мелитопольскому Кириллу начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, лично хорошо знавшего 90-летнего старца Иринарха.
Старец Иринарх не дожил до завершения строительства храма и его освящения. Он отошел ко Господу в день Рождества 1859 г. Дело продолжил его верный ученик иеродиакон Нестор, получивший от старца завещание довести все постройки до конца.
Монастырская колокольня возвышается над воротами ограды. Воздвигнута она на пожертвования русской благодетельницы Ольги Кокиной. ( текст
отсюда )
Новые пожертвования со стороны России были использованы для внутренней отделки храма.
Символические три кущи евангельские на вершине горы.
Обратная дорога - на спуске с горы :