О некоторой асабой странности странного «Казаноцентризма».

Apr 26, 2019 18:45

Сказано «В начале было Слово, и Слово было у бога, и Слово было Бог», а у нас в начале здешней статьи будет только небольшая справка. Не вдаваясь в «точные» цифры последних переписей, где и в каком количестве на сейчас проживают татары, обратимся за этими данными на сайт Института истории им. Ш.Марджани АН РТ:
http://www.tataroved.ru/obrazovanie/textbooks/2/16/. Татары, согласно данным этого сайта, в России, и даже в ближнем зарубежье расселены вполне широко и повсеместно, но всё же, два самых больших контингента нашего народа проживают в Татарстане и Башкортостане. Указано, что в первой республике 1,76 млн., а во второй 1,12 млн. татар. И вполне ведь сравнимые, сопоставимые эти цифры. А если к этому, правильнее посчитать цифры численности татар по республике Башкортостан? Если же ещё принять во внимание, преобладание татарского языка по сравнению с башкирским языком в республике? Много ведь вопросов с этого всего возникает, но здесь и сейчас мы озадачились вопросом, почему на Татарстанских ресурсах мало, если не сказать, что и вовсе нет, публикаций об истории и о проблемах татар Башкортостана?

Прежде чем продолжить далее надо оговориться, в чём же татарский интерес автора к этой теме? Так я родом из БАССР, и вырос там же, а точнее в родном Янауле, что на самом Севере Башкортостана, города, являющегося по меткому выражению Мустая Карима северными вратами республики. И хотя давно уже, я уехал из родного города, но я без него никак, он всегда в моём сердце. Скажу по секрету, и он, мой Янаул, в лице моих друзей, родственников и просто знакомых не забывает меня. Много теплого и интересного я могу рассказать за свой Янаул, и в планах это у меня, но может быть к огорчению моих земляков здесь и сейчас я не стану этого делать, тема у нас другая.

Нет, нет, собственно какого-либо Казаноцентризма, или даже Татарстаноцентризма по Татарстанским ресурсам не наблюдается, и даже, наоборот, на них охвачен вниманием весь древний тюрко-татарский мир, как например, на том же упомянутом сайте Татароведение. А вот по татарам Башкортостана на этом ресурсе нет никаких публикаций. Ну, может, где-то, в общем, и как-то, между прочим, может быть и есть что-то, но выверять это мы не стали.

Обратили мы внимание на сайт научно-документального журнала Гасырлар авазы (Эхо веков): http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/. И, скажем так, на этом сайте есть материалы не только за древнюю Евразию, и тюрко-татарские ханства как на первом, есть ещё и за более поздние, и даже современные времена. Есть на этом сайте материалы и про тюрко-татарскую эмиграцию в Северо-Восточной Азии, и на Дальнем Востоке, есть публикации и про татар в Польше, в Казахстане, и даже про татарский национальный район в Мордовии. Но, и здесь, практически нет ничего об многочисленных татарах Башкортостана. Есть только одна статья как-то за это, что во главе штаба башкирских войск стоял татарин Илиас Алкин. И, в общем-то, всё.

Когда я, как раз раздумывал над здешней статьёй, и уже в свободное от прозаических стараний по добыванию хлеба насущного время, начал её уже писать, получил письмо из Екатеринбурга с текстом первого тома сборника научных статей «Сто лет Уральскому государственному юридическому университету (1918-2018 гг.): в 2-х тт. Т. 1: Эволюция российского и зарубежного государства и права: историко-юридические исследования / Под ред. проф. А.С. Смыкалина. - Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2019. - 1147 с.». В этом сборнике была опубликована и моя статья: «ОБРАЗОВАНИЕ АВТОНОМНОЙ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ОТ БАШКИРСКИХ ПЛЕМЁН К БАШКУРДИСТАНУ (МАЛОЙ БАШКИРИИ) И К БОЛЬШОЙ БАШКИРИИ» (с. 660-742). По этой статье у меня состоялся телефонный разговор с татарским историком из Казани, который, как, и не только он, положительно, отозвался про ту мою статью. Однако собственно не по той статье я остановился здесь, а только потому, что в том разговоре я тоже озвучил вопрос, означенный в этой начатой статье. Ничего объяснительного на этот счёт я всё же не получит, но мне было сказано, что вот де например на сайте Всемирного конгресса татар очень активно публикуются соответствующие материалы, и в частности по истории.

Заглянули мы и на этот сайт, и нашли там тексты целых 5-ти номеров краеведческого журнала «Туган жир» (Родной край): http://tatar-congress.org/ru/tugan-zhir/. Год издания первого датируется «далеким» 2017, а 4 изданы уже в 2018 году. В общем-то, сразу возник, как бы вопрос, а что отдали, переложили изложение истории на откуп, на плечи краеведов любителей. Оказалось, всё же нет, и редколлегия этого журнала во главе с д.и.н. Д.М. Исхаковым с другими именами профессиональных, именитых гуманитариев вполне внушительная, и сами они, члены редколлегии совместно с другими профессиональными гуманитариями отмечены в активных авторах этого журнала. Оказалось также, и как это сказано в заглавии Предисловия к первому журналу, и цели этого издания благородные и нужные «Возрождение татарского краеведения». Много чего интересного опубликовано в этих журналах, но как сказал Козьма Прутков «Нельзя объять необъятное».

Автор выше объяснил свой татарский интерес к означенному им вопросу, но помимо географии, всё же, получается надо ещё более это конкретизировать, и может даже несколько детализировать этот интерес. Кроме географии, дополним эту конкретизацию ещё и хронологией. Первое, это, скажем так, некоторая предыстория нашего края пред тем эпохальным присоединением некой страны башкир к русскому государству, к Московии. Второе, собственно это присоединение, переходящее в третье, совместное бытование нас татар и башкир в Российской империи. Четвёртое, хотя и вполне краткое по времени, тоже вполне можно дополнить пятым, т.е. переходом от провозглашения автономии Башкурдистана и признания этого большевиками к образованию уже ими, большевиками Большой Башкирии. Шестое и седьмое, это соответственно наше совместное бытиё в советскую эпоху и житиё в нынешнем постсоветском времени. И ко всему этому в историческом времени, наши башкир и татар взаимодействия в крае, наша демография, и, в общем, наши татар и башкир проблемы

А ведь по означенному нами вопросу, и по географии, и детализируя имеющийся мизер этого по хронологии, мало чего есть на этом сайте Всемирного конгресса татар, включая и содержание тех пяти номеров упомянутого журнала. Но будем надеяться на тамошние начинания, и, конечно же, пожелаем удачи. А может и сами, как-то сумеем подключиться к этому, что, в общем-то, было предложено.

Сейчас же, прежде чем продолжить далее, взглянем, на всё это наше обсуждаемое, ещё как бы с другой стороны. Тот историк из нашего телефонного разговора, некогда в разговоре при реальной встрече в Казани сказал, мол, де А.З. Асфандияров совершил диверсию, изданием своей книги «Аулы мензелинских башкир». Вместе с тем, Асфандияров в той своей книге помимо аулов Мензелинского уезда бывшей Уфимской губернии представил историю населённых пунктов и других уездов иных губерний Российской империи. А, в общем, Анвар Закирович, как никто другой проделал огромнейшую работу и широко охватил историю премножества сёл и деревень многих районов Башкортостана, и сопредельных территорий тоже. Возникает два вопроса ко всему этому. Первый, если та упомянутая книга это диверсия, то почему до сих пор нет ответа от татарских историков на изложенное в ней? Второй вопрос, если по Мензелинскому уезду бывшей Уфимской губернии это диверсия, то, как с остальными уездами этой губернии? Озвучим и третий вопрос к первым двум, если всякое таковое имеется, как этому противостоять?

В №4 журнала «Туган жир» за 2018 год была представлена статья Р.И. Фатхиева «Корни Татышлов в глуби веков» (с.117-121). В ней немного затрагивается история северных районов Башкортостана, и это конкретизируется Татышлинским районом и собственно населённым пунктом Татышлы в разных его вариантах, как просто Татышлы, а также как Верхние, Нижние, и Новые. Практически весь материал по прежней истории этих означенных населённых пунктов Бирского уезда Уфимской губернии это перепев сведений от А.З. Асфандиярова, и даже с повторением его же ошибок, но без каких-либо ссылок на его авторство. Но да, и не без некоторых собственных предположений и умозаключений, и тоже без каких-либо ссылок на чьё-либо авторство или источники. Не будем вдаваться во все подробности всего этого, но если означенный автор пишет, причём, ни на что, не ссылаясь, что Верхние Татышлы в середине XVII образовали татары, бежавшие от насильственной христианизации, то у А.З. Асфандиярова, совершенно другое мнение по истории этого населённого пункта, и всех означенных его вариантов. Они все у последнего, по происхождению представлены в категории «Удмуртские деревни», причём к этому приводятся и ссылки на документы. А у нашего автора нет ничего кроме его предположений и некоторых тоже ничем не обоснованных предложений.

Однажды в разговоре один московский историк сказал, что работы А.З. Асфандиярова надо читать очень внимательно, на что ваш покорный слуга дерзнул сказать специалисту, да, знаемо это. Уфимский историк М.И. Роднов указывает, что активно приводимые Асфандияровым данные переписи 1920 года, это не собственно сведения этой переписи, а данные из справочника «Населённые  пункты Башкортостана. Ч. III. Башреспублика», издания 1926 года. Он же, отмечая, что первым на это обратил внимание его московский коллега А.Д. Корестелев,  пишет, что информация из списка населённых пунктов 1926 года - это комбинированные сведения из разных источников. Для «тюрко-татар» бывшей Уфимской губернии в основу были положены дореволюционные материалы переписи 1912-1913 гг. (Роднов М.И. Крестьянство Белебеевского уезда по переписи 1920 года: этнический состав. - Москва: ИЭА РАН, 2009. - 121 с., с.28-29). Следует также указать, что данные этой переписи 1920 по Уфимской губернии, кроме Мензелинского и Стерлитамакского уездов относительно недавно были введены в научный оборот М.И. Родновым. К сказанному, заметим, что были, никак не однократные примеры внимательного прочтения работ А.З. Асфандиярова здешним автором «вслух» в своём блоге ЖЖ. Причём, даже, и с анализом стараний его помощников в более поздних его трудах. Например: https://irek-tattarich.livejournal.com/81004.html, https://irek-tattarich.livejournal.com/81255.html,

https://irek-tattarich.livejournal.com/81537.html.

Наш же автор Р.И. Фатхиев не «замечает» ни упомянутых его разногласий с А.З. Асфандияровым, повторяет его же ошибку с якобы «данными» переписи 1920 года, и его же Анвара Закировича словами, получается, пытается ему противоречить. Нет, мы не скажем, что здесь всецело прав Анвар Закирович, но такое его опровержение, если очень мягко сказать, как-то не очень. Ну ладно, автор не очень компетентен во всех этих делах, но куда смотрит представительная редколлегия журнала? Иногда и задумаешься, в общем, да, бог знает, куда смотрят татарские историки. Об этом последнем подробнее может быть несколько позднее, а здесь только про один, скажем так, уже даже исторический случай. Есть такой писатель из юристов Уфы Гали Еникеев, автор нескольких книг по «запрятанной истории» татар, и в частности книги «Корона ордынской империи». А в книжонке этой утверждается, что в 1552 году в 30 тысячах защитников Казани, столицы одноименного государства, «уродливого (увечного)» по словам этого писаки, были преимущественно чуваши и черемисы. И к этому им отмечаются ещё только 500 ногаев и 300 «религиозных фанатиков» из числа крымцев. А вот под водительством законных претендентов на казанский престол Ивана Грозного и Касимовского хана Шейхгали у него прописаны в большом количестве отборные татарские войска. Пишут же некоторые всякую такую «заливную рыбу», но ответов этому от татарских историков не наблюдается, и даже наоборот, пишут они положительные отзывы на писания этого автора Еникеева. На сайте «Татарская электронная библиотека» была представлена его статья «По прозвищу «Звон железа»: http://kitap.net.ru/enikeev.php. И пожалуйста, там же представлена более чем положительная рецензия на рукопись книги Г.Р. Еникеева. Какая книга, не указано, но, похоже, имеется в виду как раз та упомянутая книжонка. А вот в авторах рецензии указан известный татарский историк и этнолог Д.М. Исхаков.

Отметим, что и на этом упомянутом сайте тоже практически ничего нет по означенному в нашей статье вопросу. Зато представлены, например тексты двух книг Константина Пензева с интересными названиями «Русский Царь Батый» и «Великая Татария: история земли Русской» из той же серии «Тайна Льва Гумилёва», что и та писанка Гали Еникеева. Однако книги К.А. Пензева вослед Гумилёву более только о коллинеарности двух народов, русских и татар, и о том, что эти два народа на протяжении многих веков совместными усилиями строили Российское государство. Юрист Еникеев, в общем-то, как бы о том же, но, скажем так, ставит против этих двух народов, не коллинеарных с ними жителей Казанского ханства. Кого именно он имеет в виду не особо им представлено, но его казанотатарофобия наглядно в той его писанке наличествует. Представлены на этом сайте ещё и книги Александры Ишимовой. Наверное, администраторами этого сайта думается что её «Большая иллюстрированная энциклопедия истории России для детей» будет, особенно, информативна и полезна для татарских детей, ресурс то этот ведь татарский.

Однако далее. Автору здешних строк один татарский историк, и тоже из Казани, заинтересовавшийся его работами, порекомендовал ресурс «Реальное время»: https://realnoevremya.ru для публикаций этих работ, и даже связал с сотрудниками этого ресурса. Однако опыт обращений на этот ресурс с этим оказался не удачным, но дело не в этом, и об этом может быть только потом. По означенному же нами интересу, мы просмотрели весь архив этого ресурса «Реальное время». Очень широко охватный оказался этот ресурс, о чём там только нет. И это даже только о материалах по истории, которые как бы по нарастающей стали публиковаться там с 2016 года, уже вполне активно в 2017 году, и далее также активно по настоящее время. Во всяком случае, это так по данным архива сайта. И появились на этом ресурсе премного публикаций о роде Османов и прочих султанах, янычарах, турках и младотурках, и даже про их всех, нравы. Есть там во множестве статей про страну контрастов, Индии. Есть немного и про татар Узбекистана, Германии. И ещё много, много чего. По истории тюрков, татар, тюрко-татарских государств и их взаимоотношений с внешним окружением там правит бал украинский историк Ярослав Пилипчук. Почему это так мы не поняли, но очень плодовитым оказался  этот историк на этом ресурсе. Там его публикаций, начиная с 2017 года, мы насчитали близко к половине сотни, на самом же ресурсе насчитали более сотни его материалов. Но да, есть по истории тюрков, татар публикации и иных, и в частности татарских историков. Заметим только к слову, что публикаций последних, причем вместе взятых, будет, пожалуй, намного меньше, чем у упомянутого украинского историка. А вот чего и на этом ресурсе практически нет, и собственно от татарских историков, опять же материалов об истории и проблемах татар Башкортостана.

Автору всё же удалось найти даже целых две значимых публикаций на эту тему от татарских авторов. Первая, это выдержка из мемуаров Индуса Ризаковича Тагирова о взаимоотношениях татар и башкир, о Всероссийской переписи 2002 года, опубликованная 07.07.2017. А вторая, это интервью Д.М. Исхакова от 03.04.2018 года о том же, о житии татар с башкирами в республике, и о краеведении. А вместе с тем, именно Дамир Мавлявеевич, как никто другой уделял внимание вопросам демографии татар и башкир Башкортостана в своих работах. К слову, отметим, что были интересные статьи по этим вопросам и филолога Дарии Рамазан. Но не наличествует на этом ресурсе более ничего за означенную тему кроме упомянутого.

Зато помимо плодовитого Ярослава Пилипчука вполне активно представлены на этом ресурсе «Реальное время» публикации авторов из Башкортостана, как с проблемами республики, так и по истории наших народов, башкир и татар, причём географически не только республики, но, скажем так, и иных территорий, и в частности, или в особенности Татарстана. Интересны по истории края и в целом о России публикации от И.В. Кучумова отрывков из переводов работ зарубежных историков и путешественников, выполненных под его редакторством. Несколько неожиданным для здешнего автора оказались публикации на этом ресурсе отрывков из работы С.А. Орлова «Ликвидация Уфимской губернии. Как это было? / С.А. Орлов; Центр этнол. Мониторинга Ин-та истории им. Ш.Марджани АН РТ- Казань, 2006. 72 с.». Почему, да как это оказалось неожиданным, всё же потом, а сейчас остановимся на публикациях собственно от башкирских авторов.

Однако, пардон, вначале всё же о публикациях татарского этнолога Ильдара Габдрафикова из Уфы. Поступим сугубо просто, представим названия его публикаций, и, причем без каких-либо особых комментариев, только с очень краткими, как бы вопросами. Этих публикаций на ресурсе три:

Первая от 02.09.2016 называется: «В Башкирии насаждался стереотип о башкирах «настоящих» и «ненастоящих», татароязычных». Т.е. значит, и «ненастоящие» башкиры уже по логике названия этой статьи, это тоже, те же самые башкиры.

Вторая от 19.12.2016 утверждает: «Башкиры, как и татары, являются составной частью российской нации». Татары, как бы уже несколько априори автором объявляются составной частью этой нации, и к этому таковыми объявляются и башкиры тоже.

Третья же публикация от 19.04.2017 после второй звучит вообще парадоксально: «Татары в Башкирии. Человек может быть татаро-башкиром или иметь двойственную идентичность». Если татары уже определены этим автором в некую российскую нацию, и к ним туда же приписаны башкиры, чего же баламутиться ему с их двойственной татаро-башкирской идентичностью.

Мы не стали ставить знаков вопроса к своим замечаниям по этим публикациям, но как бы к последней из них всё же, ответим чуток. Не дают этим этнологам из команды академика В.А. Тишкова покоя татары. Не дают, как бы они ни старались расчленить татар, в своих построениях теперь уже не общности «советский народ», а реализации некой российской нации: https://irek-tattarich.livejournal.com/81702.html. Спросят, а причём здесь поощряемые ими потуги в башкиризации татар. Понятное дело, что не для увеличения численности башкир, а лишь для размытия этнического лица обоих наших народов, в тех же целях, реализации некоего однообразного микса из нас, российских народов. А татары, пожалуй, самое большое препятствие в этом, хотя бы только по своей численности, не говоря уже о других аспектах татарскости нашего народа.

О чём только нет от земляков башкир на этом ресурсе «Реальное время» о жизни республики, и даже о нынешних проблемах башкир. Очень показательны за последнее две публикации, и, в общем-то, как бы за один интерес, за сохранение родного башкирского языка в республике. Первая, это статья Зухры Буракаевой с названием «Вскоре мы получим мощную волну «обрусевших» детей…», 23.06.2018. Вторая, как подписано на ресурсе, это крик души за это же жительницы города Салавата Лилии Зигандировой, мамы пятиклассника, 05.11. 2018. Вопрос очень серьёзный и сугубо важный, а этот вопрос, но уже с родным татарским языком разве не стоит в Татарстане. Мы уж без знака вопроса, не уместен он здесь. Как, ещё более не уместен этот вопрос о родном языке татар Башкортостана, как и вообще с татарским языком в республике. Помимо иного татарский язык в республике испытывает ведь ещё давление принуждением татар к изучению башкирского языка. Ситуация вообще парадоксальная. Башкирские гуманитарии объявляют язык населения Северо-Запада республики северо-западным диалектом башкирского языка, но всех чохом, включая татар, принуждают к изучению башкирского языка, основанному преимущественно на куваканском диалекте. Автором здешних строк по данным переписи 2010 года был проведен анализ распространённости диалектов среди сельского населения республики. Соотношения следующие:

Диалекты

2010 г.

Куваканский

159605

Юрматинский

295661

"Северо-Западный"

629027

А на ресурсе «Реальное время» практически нет ничего за проблемы с татарским языком ни в Татарстане, ни, тем более, в Башкортостане. В интервью, в котором были затронуты и проблемы татарского языка, было не отказано лишь только именитой Леокадии Дробижевой, 23.05.2017.

А теперь о публикациях по истории от земляков башкир на Татарстанском ресурсе «Реальное время». Первая ласточка, чуть запозднившись с весною, прилетела в начале лета, но уже 08.06.2016 года, когда вообще публикаций по истории на ресурсе было ещё очень мало, мало. Прилетело это, в виде интервью одного башкирского казака Ильдара Шаяхметова в чине капитана каких-то войск, обозначенных, вроде луком со стрелой, со звездой на шапке и с гвардейским значком Советской армии на груди, восседающим на лошадке с кураем во рте. Ласточка эта уже только одним своим названием: «Татарский конный полк - это одно из неприятных явлений в русской армии» оказалась весьма провокационной, если не сказать более откровенно. Нам неизвестно кто такой на этом ресурсе, бравший интервью у этого казачка, Тимур Рахматуллин, но он прекрасно всё понял в содержании этого интервью, и, в общем-то, заинтересованно это принял. Да, что вокруг, да около ходить, оно же, это интервью, и, в общем, его содержание, получается, произошло никак не без участия этого товарища Рахматуллина. Если не сказать, что, наверное, и задумано оно было именно им. И потому как бы в унисон названия интервью, этот товарищ в предваряющих его словах отписал якобы вопрос: «почему татарам не место в казачьих рядах». Интервью это, в общем, и, в целом, скажем так, очень нехорошее, но не будем здесь и сейчас за это. Автору здешних строк, это, как в арифметике, уже « на «ум» пошло, может разберёмся и с этим Алла бирса. А пока, заметим только, что этому несколько был уже некоторый ответ на этом ресурсе в том же месяце июне того же года от Рустама Аминова. Но, надо бы всё же, к этому добавить, но как получится со временем.
После некоторого вполне приличного перерыва, появилась уже другая птица, скажем так, более высокого полёта. Как представлено на ресурсе, это историк и публицист из Уфы Салават Ишмухаметович Хамидуллин. Вот со стараний этого автора на ресурсе и продолжим далее.

Previous post Next post
Up