Вхождение народов Среднего Поволжья (и не только), в российское правовое пространство. Продолжение.

May 11, 2020 20:08

Начало: https://irek-tattarich.livejournal.com/107818.html

Однако как только госу­дарство начало выбираться из полосы кризиса, для татар насту­пили иные времена. Ситуация стала меняться во многом благо­даря возвращению к активной политической деятельности отца царя Михаила Романова - патриарха Филарета. «Властительный, сильный деятельною волей, политическим опытом и государственным умом, Филарет Никитич после возвраще­ния из польского плена [в 1618 г. - А.Н.] стал в сане святейшего патриарха вторым «великим государем», который на деле всякими царскими делами и ратными владел до своей кончины», - писал об этой исторической фигуре А.Е.Пресняков(42). При Филарете, сосредо­точившем в своих руках всю полноту духовной и светской власти, началась новая волна религиозного фанатизма. Одним из ее проявле­ний стал указ, вышедший не позднее 16 июля 1622 г.(43), направленный на ограничение владельческих прав татарских феодалов.
Указ 1622 г.: «... А в своих дворах татарам крещеных латышей и русских людей отнюдь не держати и на госуда­реву службу им с собою имати не велено, чтоб однолично татаровя руских людей никоторыми мерами не басурманили и православной крестьянской веры не по­ругались. И служилых руских людей татаром приимати и за дворы тут им с ними быть вместе и оскверненье им от татар будет по-прежнему, потому что за­пасы и суды на службе будут с ними одни, а розных судов и запасов им на службу с собою на русских людей не на-возитца...» // Законодательные акты Русского государства второй половины XVI - первой половины XVII века. Л., 1986. № 119. С. 113.
Еще грамота Федора Ивановича от 1593 г. зафиксировала наличие у определенной части татарского общества холопов - зависимых людей различного происхождения. Это были русские, попавшие в кабалу за неуплату долгов или добровольно, «немецкие полоняники», представляв­шие собой в основном литовцев и латышей, взятых татарами в плен в ходе Ливонской войны или же перекупленных у русских служилых людей и новокрещен, а также калмыки и мордва(44). Указ 1622 г. оставил за татарами право владения холопами, однако существенно ограничил его. Непосредственной целью данного правового акта являлось уничто­жение практики совместного проживания помещиков и вотчинников из числа мусульман с принадлежавшими им православными холопами (русскими и принявшими православие латышами).
Для практической реализации замысла всю холопью массу, нахо­дившуюся в собственности не­крещеных татар, разделили на две части, установив для обеих безус­ловный запрет на жительство в «господских дворах». Люди, от­носившиеся к низшей части хо­лопьего контингента, названные в указе «пашенными» холопами, могли с непременного их добро­вольного согласия селиться вне господских усадеб, в специально отведенных для этого отдельных дворах. Что касается второй кате­гории - «служилых холопов», то ими владеть татарам запрещалось вовсе, безотносительно от места проживания. Такой запрет объяс­нялся тем, что в походной военной жизни невозможно было избежать контактов, совместного ночлега и трапезы православных служилых  холопов и их некрещеных господ.  Царское правительство внима­тельно следило за тем, чтобы «татаровя русских людей никоторыми мерами не бусурманили и пра­вославной крестьянской веры не поругались»(45), и стремилось устра­нить саму возможность возникновения подобных ситуаций.
По существу этот запрет был одним из частных проявлений общего правила. В указе, изданном не позднее 16 июля 1622 г., есть упоминание о более раннем законодательном установлении, кото­рым было определено русских православных людей «от татар... освободити на волю»(46). Однако сам факт выхода указа 1622 г. свидетельствует, что вышеупомянутое повеление не соблюдалось. Косвенным подтверждением этого является содержащаяся в тексте указа оговорка относительно латышей, изъявивших желание принять православие. Православие еще не стало фактором, гарантирующим освобождение от кабалы. Иначе законодатели не стали бы запре­щать крестить тех латышей, про которых стало известно, что их намерение принять православие вызвано желанием избавиться таким способом от холопьей зависимости(47).
Такую «уступку» татарским помещикам следует рассматривать как пережиток прежней правовой практики, которая в течение XVII столетия полностью изживается. Освобождение от личной зависимос­ти в обмен на принятие православной веры становится со временем сильнейшим рычагом давления на нерусских феодалов, средством побуждения их к перемене веры. Без сомнения, появление указа 1622 г. факт не случайный. Издание его с подачи патриарха Филарета фактически означало очередную попытку наступления на ислам(48). То, что наступление было на мусульман-помещиков, а не на татар-помещиков, - несомненно. Принявший крещение, и соответст­венно, сохранивший холопов, служилый татарин оставался татарином, но переставал быть мусульманином. Конечно, можно возразить, что в те времена понятия «татарин» и «мусульманин» были практи­чески синонимами, и многие представители татарской феодальной верхушки, потеряв веру, действительно меняли национальную при­надлежность. Но этот процесс шел в течение жизни нескольких поколений и всегда был связан с ассимиляцией. Не смешивавшиеся с русскими татары сохраняли и язык, и обычаи, невзирая на свое православное вероисповедание.
Успех миссионерской деятельности в тот период оценивался по ее видимым количественным результатам. Полная русификация изна­чально предполагалась как процесс длительный, перемена же веры - акт практически единовременный. Совершен обряд крещения - и для русских властей ты уже почти «наш» - православный. Такая ориентация на внешнюю сторону дела была характерна и для последую­щего времени, получив наибольшее воплощение в царствование Елиза­веты Петровны. Только в XIX в. под воздействием массового возвра­щения крещеных татар в мусульманство правительство стало больше обращать внимание на качественную сторону христианизации.
Вообще говоря о том, какой из двух факторов: национальный или религиозный в большей степени сказывался на правовом положении нерусского населения в Российском государстве, нельзя не согласиться с точкой зрения О.И.Чистякова, подчеркивающего оп­ределяющую роль вероисповедания. «Сам по себе национальный статус не влиял на положение человека... Имело значение другое - вероисповедание... Человек не может изменить свою национальную принадлежность, но имеет возможность с большими или меньшими трудностями изменить вероисповедание, а значит, и весь свой госу­дарственно-правовой статус. Поэтому, с точки зрения закона, напри­мер, иудей, принявший крещение и ставший православным, получал все права, которые имел и любой русский человек, принадлежавший к соответствующему сословию. То же касалось мусульман, католи­ков и прочих...»(49).
Именно фактор вероисповедания обусловил значительное сходст­во указов, регулирующих правовое положение татарского служи­лого сословия, с актами, касающимися «иноземцев», состоящих на русской службе. Последних объединяло с татарами то, что каноны их веры (христианские по своей сути. - А.Н.) не признавались в государстве, опорой которого было православие. К примеру, на ру­беже 1627-1628 гг. появляется указ «О запрещении неправослав­ным иноземцам владеть православными людьми, живущими в го­родских дворах»(50). При ближайшем рассмотрении выясняется, что прообразом данного законодательного акта послужил указ 1622 г., и норма, заложенная в нем в отношении татар, была распространена теперь на всех иноземцев, проживавших в Российском государстве.
Фактически указ 1622 г. можно считать наиболее ранним доку­ментальным подтверждением практики, запрещавшей нехристианам владеть православными холопами. Учитывая тот факт, что данное законодательное установление вошло составной частью в Соборное уложение 1649 г., есть основания утверждать, что на татарах зачас­тую обкатывались законодательные нормы, получившие затем об­щегосударственное применение(51). Впрочем, встречались и ситуации обратного порядка. Так, не позднее 8 мая 1630 г. вышел указ «О запрещении иноземцам продавать и обменивать данные им помест­ные и вотчинные земли»(52). Адресован он был «иноземцы розных государьств», испомещенным в русских городах. Им запрещалось продавать и обмениваться землями между собой и с русскими слу­жилыми людьми. То и другое допускалось только со специального разрешения верховной власти и оформлялось через Иноземский и Поместный приказы. Впервые такое запрещение встречается в бо­ярском приговоре, состоявшемся не позднее 27 ноября 1613 г. и предписывавшем отдавать выморочные поместья иноземцев только иноземцам(53). Упомянутые указы послужили основой для указа, вы­шедшего не позднее 30 апреля 1635 г., запрещавшего дворянам и детям боярским покупать, принимать в заклад и нанимать помест­ные земли татар(54).
Непосредственным поводом для его издания была челобитная арзамасских мурз и татар на «арзамасских же мурз и татар, что те мурзы и татарове, не хотя государевы службы служить, поместья свои и вотчины продали, и заложили, и в наем на многие лета отдали московским и иных городов дворяном, и детем боярским, и всяких чинов людем»(55). Запрещение государством совершения каких-либо сделок с землями татарских феодалов, последовавшее после нее, можно оценивать двояко. С одной стороны, оно как будто имело положи­тельное значение для данной группы татарского населения. Созда­валось нечто вроде особого земельного фонда, перераспределение земель в котором было возможно только внутри определенной груп­пы - служилых татар. Такое обособление позволяло избежать раз­мывания земельных пожалований, перехода их в руки русских по­мещиков и, соответственно, способствовало сохранению татарского служилого сословия как особой социально-этнической категории.
С другой стороны, установление подобного порядка землевладе­ния оборачивалось для татарских феодалов существенным ущемле­нием их владельческих прав. Указывая на подобные ограничения, Н.А.Фирсов сравнивал их с тем, что «если бы было узаконено, что платою получаемою за труд нельзя пользоваться на правах полного ее собственника, нельзя на нее приобрести у одних людей то, что у других можно»(56). Из-за этого земля теряла в глазах татар-землевла­дельцев определенную долю своей ценности.
Хотя с точки зрения закона введение запрета на операции с земель­ной собственностью нерусских феодалов означало, что владения рус­ских служилых людей также перераспределялись только между ними, на практике это было не так. Анализ законодательных документов свидетельствует, что данная правовая норма не работала, межэтни­ческие сделки совершались в основном в пользу русских владельцев. Не случайно указ 1635 г. был адресован прежде всего русским дво­рянам и детям боярским(57).
Из его содержания явствует и такой немаловажный факт, как стремление части татарской феодальной верхушки всяческими спосо­бами уклониться от несения службы в русском войске. Указ сооб­щает о том, что продав, заложив или сдав в наем свои поместные и вотчинные владения, некоторые арзамасские мурзы и татары «пошли жить в Казань и в Свияжской и в Казанской пригороды, и живут в татарских и черемисских деревнях»(58).
Несомненно, подобное явление не ограничивалось одним Арза­масским уездом, так как было характерным для того времени. На наш взгляд, оно было вызвано целым рядом взаимосвязанных между собой причин. По свидетельству Е.И.Чернышева, к середине XVII в. подавляющее большинство служилых татар не имело крестьян. К примеру, в 1646 г. в Казанском уезде было 619 дворов служилых татар-помещиков. Из них 449 помещиков (72,3%) не имели крестьян и бобылей(59). Да и из оставшихся 170 едва ли можно было насчитать 25 человек с более или менее значительными поместьями. Боль­шинство служилых татар владело земельными угодьями, однако в их распоряжении было лишь один-два крестьянских двора или два-три дворовых человека, обслуживающих помещика, но не обрабаты­вающих землю(60). В таких условиях, когда поместья не приносили дохода, выглядит вполне естественным желание их владельцев сбыть эту землю каким-либо образом, избавившись тем самым от обязан­ности служить, а нередко - погибать за нее.
Не следует забывать и то, что одной из отличительных черт политики государства в этот период было стремление оторвать служи­лых татар от обстановки, которая способствовала бы консолидации татарского феодального класса, сохранению его этнической и рели­гиозной самобытности. Из-за этого татар испомещали в средней полосе России, в областях с русским населением. Поэтому оставление ими поместий и бегство на историческую родину можно расценивать как своеобразную форму противодействия грозящей русификации и ассимиляции.
Подводя итоги рассмотрению законодательства о татарах второй половины XVI-первой половины XVII вв., отметим ряд моментов, характеризующих его особенности:
во-первых, необходимо указать на узость источниковой базы этого периода. По существу в распоряжении исследователей имеется всего лишь пять-шесть документов, так или иначе характеризующих правовое положение татарского населения;
во-вторых, следует отметить, что уже с 1550-х гг. политика, проводимая царским правительством в Среднем Поволжье, имела ярко выраженную антимусульманскую направленность. Не добив­шись зримых результатов в христианизации широких слоев татар­ского общества, центральная власть делает ставку на обращение в православие представителей татарской феодальной верхушки. Анализ законодательства показывает, что с 1620-х гг. принадлеж­ность к мусульманской конфессии становится фактором, негативно сказывающимся на реализации служилыми татарами прав на землю и зависимых людей;
в-третьих, действия правительства по отношению к татарскому служилому классу отмечены печатью противоречивости. Московским правящим кругам приходилось умерять свои антимусульманские устремления, соотносить их с военными интересами государства. Оборотной стороной ограничения владельческих прав татарских феодалов было их обнищание и деклассирование, а следовательно, невозможность нести воинскую службу. Это вынуждало правительст­во избегать форсирования указанных процессов.

Примечания

1 Более полную информацию о документах указанного периода см. в книге: Ермолаев И.П. Казанский край во второй половине XVI-XVII вв. - Казань, 1980.
2 Веселовский СБ. Вступительная лекция к практическим занятиям по исто­рии русского права, прочитанная в Московском университете // Труды по источ­никоведению и истории России периода феодализма. - М., 1978. - С. 301
3 Павленко Н.И. Идеи абсолютизма в законодательстве XVIII века тизм в России XVII-XVIII вв. - М., 1964. - С. 416.
4 Владимирскш-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Киев, 1905. -С. 4; Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. - Юрьев, 1912. -С. 17.
5 Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. - С. 4.
6 Филиппов А.Н. Указ. соч.  - С. 31.
7 Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч.  - С. 90.
8 Чиркин В.Е.  Мусульманская концепция права // Мусульманское право. Структура и основные институты.  -  М., 1984.  -  С. 11; Шариат // Ислам: энциклопедический словарь. - М., 1991. - С. 292-294.
9 Каппелер А. Россия - многонациональная империя: Возникновение. Исто­рия. Распад / Пер. с нем. С.Червонной. - М., 1996. - С. 18.
10 Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и При-уралье. - Уфа, 1995. - С. 38.
11 Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. - Казань, 1990. - С. 196.
12 Головашенко А. История России: спорные проблемы.  -  М.,  1994. - С. 82-84.
13 Виппер Р. Иван Грозный. - М., 1922. - С. 34.
14 Каппелер А. Россия - многонациональная империя... - С. 28.
15 Каштанов СМ. Земельно-иммунитетная политика русского правительства в Казанском крае в 50-х годах XVI в. // Ученые записки Казанского гос. пед. ин-та. Вып. 80. Казань, 1970. - С. 164-165.
16 Ермолаев И. П. Среднее Поволжье ... - С. 14.
17 Об этих событиях см.: Ермолаев И.П. Указ. соч. - С. 16-26.
18 ААЭ. - Т. 1. - № 241. - С. 259.
19 ААЭ. - Т. 1. - № 241. - С. 260.
20 Там же.
21 Градовский А. Д. История местного управления в России нений. - СПб., 1899. - Т. 2. - С. 372-373. // Собрание сочинений. - СПб., 1899. - Т.2. - С. 372-373.
22 ААЭ. - Т. 1. - № 358. - С. 436-439
23 Там же. - С. 436.
24 Там же. - С. 437.
25 Там же. - С. 438.
26 Фирсов И.А. Положение инородцев ... - С. 213-214; Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского дела ... - С. 26-27; Григорьев А.Н. Христиа­низация нерусских народностей как один из методов национально-колониальной политики царизма // Материалы по истории Татарии. - Казань,  1948. - Вып. 1. - С. 226-286; Исхаки Г. Идель-Урал. - Казань, 1991. - С. 23 и др.
27 ААЭ. - Т. 1. - № 358.  - С. 437.
28 Там же.
29 Там же. - С. 438.
30 Макаров Д.М. Осуществление политики царизма по христианизации чува­шей в XVI-XVIII веках // Вопросы социально-экономической и политической истории Среднего Поволжья и Приуралья периода феодализма. - Чебок-сары, 1973. - С. 48.
31 ААЭ. - Т. 1. - № 358. - С. 438.
32 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории... - С. 127.
33 Ермолаев И.П. Среднее Поволжье... - С. 64.
34 ААЭ. - Т.1. - №245. - С. 267-268; Фирсов Н.А. Положение инород­цев... - С. 109.
35 Степанов Р.Н.  К вопросу о служилых и ясачных татарах // Сборник аспирантских работ. Право, история, филология. - Казань, 1964. - С. 63.
36 По данным А.В. Чернова, относящимся к 1630 г., число ратных людей из представителей народов Среднего Поволжья (татар, чувашей, мордвы) составляло 18701 человек. Эта цифра составляла около 20% от общей численности русского войска (92555 человек): Чернов А.В. Вооруженные силы русского государства в XV-XVII веках. - М., 1954. - С. 130.
37 См.: ААЭ.  - Т. 2.  -  № 89.  - С. 161-183; № 97.  - С. 194; № 100. С. 198; № 104. - С. 203-206; Т. 188. - С. 318-327 и др.
38 АИ. - Т. 2. - № 307. - С. 364-365.
39 Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. - М., 1978. - С. 173, 174, 230.
40 Законодательные акты Русского государства второй половины XVI-первой половины XVII вв.: Тексты. - Л., 1986. - № 78. - С. 86.
41 Там же. - № 79. - С. 85.
42 Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990. - С. 18.
43 Законодательные акты... - № 119. - С. 113.
44 ААЭ. - Т. 1. - № 358. - С. 438-439.
45 Законодательные акты... - № 119. - С. 113.
46 Там же.
47 Там же.
48 В комментарии к данному указу В.М.Панеях отмечает: «Вызванный религи­озным фанатизмом и нетерпимостью, указ был подготовлен, вероятно, под влиянием патриарха Филарета». (Законодательные акты Русского государства второй поло­вины XVI-первой половины XVII вв. Комментарии. - Л., 1987. - С.146.).
49 Чистяков О. И. О политико-правовом опыте и традициях России ник Моск. ун-та. Серия 11. Право. - 1990. - № 2. - С. 13-14.
50 Законодательные акты... - № 166. - С. 138.
51 ПСЗ-1. - Т. 1. - № 1. - С. 128-129.
52 Законодательные акты... № 198. - С. 156.
53 Там же. - № 69. - С. 82.
54 Там же. - № 224. - С. 165-166.
55 Там же.
56 Фирсов Н.А. Положение инородцев...  - С. 110.
57 Распорядительная часть указа начинается следующими словами: «И государь царь и великий князь Михаил Федорович... указал... московским и из городов дворяном, и детем боярским, и всяких чинов людем в городех у мурз и у татар их поместных и всяких земель покупати и меняти, и в заклад, и в наем, и здачею имати не велел...». См.: Законодательные акты... - № 224. - С. 166.
58 Там же.
59 Чернышев Е.И. Татарская деревня второй половины XVI и XVII вв. //. Еже­годник по аграрной истории Восточной Европы. 1961 г. - Рига, 1963. - С. 182.
60 Там же.
Previous post Next post
Up