О социальной и национальной политике Российского правительства по отношению к татарам

May 12, 2020 12:01

В стараниях своих к предстоящей переписи над соответствующей работой, и воспользовавшись неожиданно свалившимся свободным временем с этой самоизоляцией, ваш покорныйц слуга остановился вновь и уже внимательнее на нескольких имеющихся интересных книгах. Скажем так, на книгах по теме предыстории «присоединения» волго-уральских татар к Русскому государству и начальной их истории в этом государстве.
Два параграфа из книги А.И. Ногманова: Самодержавие и татары. Очерки истории законодательной политики второй половины XVI-XVIII веков. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2005. - 215 с. были уже зачитаны здесь «вслух». Работа Б.Л. Хамидуллина: Народы Казанского ханства: этносоциологическое исследование. - Казань: Татарское книжное  издательство, 2002. - 335 с. даже запланирована в качестве основного источника информации для задуманной работы. А здесь и сейчас обратимся к книге Р.Ф. Галлямова: После падения Казани... - Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. - 143 с.
Аннотация к книге небольшая, приведём её почти полностью: «Завоевание Московским государством Казанского ханства приве­ло к резкому изменению этносоциальной ситуации в Предкамье. В книге на основе конкретного материала воссоздана широкоплановая и достоверная картина этносоциальных процессов, происходивших пос­ле падения Казани в 1552 году».
А конкретно же, остановимся здесь на первой части первой главы книги, с говорящим за себя названием:

Социальная и национальная политика правительства по отношению к татарам

Приступая к рассмотрению обозначенной проблемы, необ­ходимо отметить, что к середине XVI в. народы Предкамья уже прошли определенный исторический этап в своем этносо­циальном развитии. К тому времени регион составлял основ­ную территорию Казанского ханства. Здесь располагались сто­лица этого феодального государства Казань, а также другие города - Арск, Лаишев, Алаты, Елабуга, Малмыж, Чаллинский городок, Мамадыш. В период ханства сложились практи­чески все народности края, хотя процесс их этнической кон­солидации не был завершен. «Кроме татарского языка, - пи­сал А. Курбский, - в том царстве (Казанском. - Р.Г.) 5 раз­личных языков: мордовский, черемисский (марийский. - Р.Г.), воитецкий, або арский (удмуртский. - Р.Г.), пятый - баш­кирский»(1). Общеизвестен факт проживания в ханстве и тюркоязычных чувашей. Предкамье же к середине XVI в. преи­мущественно населяли татары. Среди других народностей ре­гиона наиболее многочисленными являлись марийцы и удмур­ты. Определенное представление о населении края в тот пе­риод дает «Казанская история». «...И начя збиратися (собирать­ся. - Р.Г.) в Казань, - говорится в ней, - срачни (мусуль­мане. - Р.Г.) я черемиса, развие по улусом казанским. И ра­ди ему (хану. - Р.Г.) бысть изо оставшихся от плена худые болгары. И молиша его (хана. - Р.Г.) казанцы быти ему за­ступника бедам их»(2).
Социальная структура населения отличалась достаточной четкостью и стройностью. На самой верхушке социальной лест­ницы находился хан - глава государства, который формаль­но пользовался неограниченной властью. Государственный ап­парат управления включал многочисленных чиновников разного ранга(3). Группу феодалов составляли эмиры, мурзы, уланы (огланы), казаки и духовенство. Из них знатностью своего по­ложения выделялись эмиры (карачи, беки-князья), мурзы. Большим влиянием и авторитетом в государстве пользовалось мусульманское духовенство. Главный духовный наставник му­сульман - сеид наряду со светскими феодалами участвовал в формировании внутренней и внешней политики Казанского ханства. Высшая религиозная знать (сеиды, шейхи, шейхзаде и др.) имела земельные владения, пользовалась на основе ша­риата (исламского права) судебным иммунитетом.
Служба ханской власти являлась основным условием для получения феодалами от хана так называемых суюргальных грамот. Эти грамоты давали феодалам право собирать в свою пользу ясак с населения определенной территории. При этом суюргальные земли оставались в собственности хана, кресть­яне, живущие там, считались юридически свободными. Хан при желании мог отменить суюргальные права феодалов. По приказу хана владельцы таких грамот должны были явиться для участия в военном походе со своими отрядами в полном вооружении. Основу ханского войска составляли уланы и ка­заки - представители низших слоев феодалов.
Источники позволяют сделать вывод о том, что в Казан­ском ханстве существовал и институт тарханства. Посредст­вом специальных тарханных грамот (ярлыков) государство в лице хана освобождало некоторых феодалов от всех платежей и повинностей, предоставляло им ряд других привилегий(4). Это явление можно рассматривать как одну из форм вознаграж­дения последних за особые заслуги перед правительством или же как дань особо знатному происхождению, положению в обществе владельцев тарханных грамот.
В этническом отношении группа феодалов Казанского хан­ства в основном состояла из татар. Однако среди марийского, удмуртского, мордовского населения также были свои «кня­зья». Марийские народные предания, например, упоминают не­коего «князя» Болтуша, жившего в XVI в. в бассейне р. Шошмы, притока Вятки(5). Видимо, речь в данном случае идет о ма­рийском феодале, получившем от хана суюргальное право на определенную территорию, населенную его же соплеменниками.
Феодально - зависимое население Предкамья к середине XVI в. состояло из различных категорий сельского и городского «черного» населения («кара халык»). Его этнический со­став был пестрым и включал как татар, так и почти полно­стью другие народности региона. Основную массу населения составляли ясачные люди, которые платили ясак, другие пода­ти и налоги государству, феодалам. «Куллар», «чуралар» пред­ставляли из себя военнопленных. Будучи посажены на землю, они превращались в землевладельцев. Часть их находилась у феодалов на положении дворовых людей. Рабство же не бы­ло характерным явлением социальных отношений Казанского ханства.
После завоевания ханства Русское государство должно было выработать систему взаимоотношений с местным населе­нием. Политика правительства в Предкамье, как и в Средневолжском регионе в целом, нашла достаточное отражение в исторической литературе(6). Мы остановимся на ее социальном и национальном аспектах.
2 октября 1552 г. частично сбылась вожделенная мечта церковно - дворянских идеологов Русского государства, назы­вавших казанскую землю «подрайской» и заявлявших, что «хо­тя бы таковая землица и в дружбе была, ино бы ея не мочно терпети за такое угодие»(7). Штурмом была взята Казань - столица ханства. По этому поводу в русской летописи гово­рится, что «побито их (татар. - Р.Г.) в граде толико множе­ство лежаше, яко по всему граду не бе где ступати не на мертвых»(8). На третий день после взятия Казани Иван Грозный собрал военный совет, на котором решался вопрос о дальнейших дей­ствиях правительства в завоеванном государстве. На совете одни выступили за завершение покорения населения ханства силой оружия, другие высказались за «мирные» пути дости­жения этой цели. Победила вторая точка зрения, поддержан­ная самим царем(9). Это в первую очередь объясняется неста­бильностью внешнеполитического положения Московского го­сударства и значительными потерями в живой силе, понесен­ными русскими войсками в ходе недавних военных действий.
Однако «Казанская война» 1552-1557 гг., восстания ко­ренных народов Среднего Поволжья в 70-80-е гг. внесли свои коррективы в планы правительства. Особым ожесточени­ем отличались они в Предкамье - бывшей цитадели Казан­ского ханства. «В те поры, -  свидетельствуют русские лето­писи, -  Луговая и Арская (стороны. -  Р.Г.) отложилася и многия беды христианству и крови наведоша»(10). Тот факт, что в эти восстания были втянуты все народы и социальные слои населения бывшего ханства, прежде всего говорит об их ан­тиколониальном и национально-освободительном характере. Как правильно отмечал историк XIX в. С.М. Соловьев, «ка­занские народы были предоставлены самим себе в восстаниях против Москвы: ногаи не могли доставить сильной помощи, крымцы - еще менее»(11). Подавлялись они правительством с большой жестокостью. Так, лишь в одной из многочисленных карательных экспедиций зимой 1554 г. отряды во главе с во­еводами Семеном Микулинским, Петром Морозовым, Иваном Шереметьевым и князем Андреем Курбским «сожгли город на Меше, который построили мятежники, били их при всякой встрече, воевали четыре недели, страшно опустошили всю страну, вверх по Каме ходили на 250 верст, взяли в плен 6000 мужчин, 15000 женщин и детей»(12). Частью эти люди были ис­треблены, частью вывезены в центральные районы Русского государства, где подверглись крещению и насильственной ас­симиляции.
Подытоживая последствия «Казанской войны», которая для коренного населения ханства объективно могла бы называть­ся отечественной, тот же С. М. Соловьев отмечает, что «Ар­ская и Побережная стороны опустошены были вконец»(13).
Особенно пострадало татарское население. Результатом во­енных действий в Среднем Поволжье во второй половине XVI в. явилось то, что численность татарского населения здесь сокра­тилась за это время не менее чем на четверть(14).
Одновременно правительство решало и задачи, связанные с организацией системы управления завоеванным краем. Суть проблемы заключалась в том, что, в отличие от до сих пор колонизированных земель, ему здесь предстояло колонизиро­вать  уже  густонаселенные  районы  с  относительно  высоким уровнем общественно-экономического развития и сильной му­сульманской религией. И совершенно естественно, что «уда­ленность края от центра страны... и враждебное на первых по­рах отношение большинства населения к московскому господ­ству требовали создания особой системы местного управления, не похожей на управление другими областями и вместе с тем не противоречащей традиционным принципам»(15). Постепенно сложилась полувоенная, так называемая воеводская, система управления территорией бывшего ханства, которая не претер­пела больших изменений вплоть до петровских реформ. Эта система управления впервые сложилась в Среднем Поволжье и представляла собой совершенно другую «землю», политиче­ски слабо объединенную область с центром Русского государ­ства. Ее возглавляли назначенные на эту должность царем во­еводы со многими дьяками, подьячими, приказчиками и т. д. Естественно, что коренным народам в этой системе управле­ния отводилась только второстепенная, вспомогательная роль. Их представители занимали должности сотников, толмачей-пе­реводчиков, пятидесятников, десятников, старост и т. д. Таким образом правительство «создавало видимость допуска нерус­ских народов к управлению краем и тем самым привлекало к себе господствующие слои нерусского населения»(16).
В административном отношении территория бывшего хан­ства первоначально была разделена на два равноправных и не­зависимых друг от друга воеводства - Казанское и Свияжское. Известный историк второй половины XVIII в. М.М. Щер­батов считал, что царь «тако разделил вновь завоеванных на­родов между наместников своих Казанского и Свияжского, и самым сим разделением отлуча их от единого начальства и следственно... старался и между сими самыми народами мень­ше сообщения произвести»(17).
В дальнейшем на территории бывшего ханства были обра­зованы и другие уезды. Однако источники позволяют сделать вывод, что с самого начала и вплоть до административной ре­формы Петра I начала XVIII в. Предкамье полностью геогра­фически входило в Казанский уезд, составив основную часть его территории. Упомянутый уезд, как и в ханские времена, делился на «дороги» - административные области: Арскую, Зюрейскую, Ногайскую, Алатскую и Галицкую. Кроме того, понятие «дорога» имело и транспортно-географическое значение. «Дороги», в свою очередь, делились на волости, сотни, пятидесятни, десятни. Вместе с тем следует отметить, что гра­ницы между вышеприведенными административными единица­ми, как и сами понятия, не отличались четкостью и выдер­жанностью. С 80-х годов XVI в. внутри Казанского уезда су­ществовали и так называемые «пригородные» уезды. По мне­нию И. П. Ермолаева, они сократили территорию «дорог» и яв­лялись показателем распространения здесь русского населе­ния(18).
Политика правительства в отношении местных народно­стей завоеванного края (прежде всего татар) характеризуется необычайной жестокостью. За редкими исключениями тата­рам, а также другим коренным народам Предкамья запреща­лось жить в черте города Казани, в других городах и вблизи больших дорог(19).
В специально отведенной для лояльных к правительству татар слободе Казани к 1565-1568 гг. насчитывалось 150 дво­ров, примерно с более чем 6000 жителями («живут в одном дворе семей по 10... и болыии 10 семей»(20)), тогда как русское население города достигло к этому времени более 7000 чело­век(21). Перенаселенность дворов с татарским населением объяс­няется тем, что правительство ограничивало их количество в слободе вышеуказанным числом.
Значительная часть сел, деревень и обрабатываемых рань­ше полей пришла в запустение. В писцовых и межевых кни­гах второй половины XVI в. очень часто упоминаются земли «порозжие лесом» и «пустоши»(22). Спасаясь от хозяйственно-эко­номического разорения, закрепощения, насильственного креще­ния и карательных экспедиций правительственных войск, уце­левшее население Предкамья целыми селами и деревнями пе­реселялось с обжитых мест в места более отдаленные и потому менее безопасные(23). Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что уже к 1565-568 гг. только лишь за архиеписко­пом, двумя монастырями и русскими помещиками в Предкамье числилось, по нашим подсчетам, 41 пустошь «с четью», 4 села, «что были пустоши» и «в припуске», 5 пустошей с тре­тью(24). Вероятно, эти «пустоши» являлись заброшенными дерев­нями и ранее обрабатываемыми полями.
Для пресечения и предупреждения «шатости» среди корен­ных народов правительство приняло ряд жестких мер. В ча­стности, «лутчие» и «семьянистые» люди из татар, марийцев, удмуртов и чувашей вместе с семьями специально держались в Казани в заложниках. «Чтоб иноземцы отпросом и обманом в Казани измены не завели», им запрещалось, без специаль­ного на то разрешения воевод, покидать пределы уезда. «Из­мену» и «шатость» полагалось «проведывать всякими мерами тайно». Заподозренные же в «измене» подвергались допросам и пыткам. Коренным народам запрещалось также заниматься кузнечным и «серебряным» делом(25).
Однако правительство понимало, что меры чисто военно-административного характера не могли гарантировать стабиль­ности его положения в завоеванном крае. Политика Русского государства в первую очередь была направлена на то, чтобы ослабить политическую и экономическую мощь феодалов быв­шего ханства - носителей его государственности. Частично эта цель была достигнута в ходе «Казанской войны». Верхуш­ка господствующего класса бывшего ханства практически бы­ла уничтожена. Только осенью 1555 г. погибло 1560 «именных людей»(26). Как свидетельствуют русские летописи, «Казанские люди лутчие, их князи и мурзы и казакы, которые лихо де­лали, все извелися»(27).
Часть феодалов вынуждена была мигрировать за пределы Средневолжского региона и искать службу на стороне. «Что­бы спастись от рук русских, -гласит татарская летопись, - разбежались они в разные стороны. Большинство их разбежа­лось в сторону запада в Крым и на Кубань... Многие пересе­лялись на реку Джим и Куан. Смешались с киргизами и пре­вратились в киргизский народ... Спасавшиеся разорялись»(28).
Многие феодалы были взяты в плен и отправлены в Мо­скву. Им всем было предложено креститься. Далее «давали дияки по монастырем татар, которые сидели в тюрьмах и не захотели креститись; ино их метали в воду»(29), т. е. умерщвля­ли.
Лояльных же к русскому правительству феодалов Иван IV подчинил своей власти и принял на службу. Они стали назы­ваться служилыми татарами. Некоторые из них ценой услу­жения Русскому государству сумели сохранить при новой власти свои привилегии, восходящие еще к ханским временам, и назывались князьями, мурзами. Таким образом этим феода­лам было оставлено право владеть поместьями «без грамот и без выписей с казанских дач по старине»(30), т. е. на вотчинных правах, как и в ханские времена.
Князь Бакшанда Нурушев, например, к 1602-1603 гг. со­бирал с волости Нали Кукмор Арской дороги «з 9 з 10 дво­ров дорогильные пошлины 14 рублев и 18 алтын две деньги, з двора по 5 алтын, да с тех же дворов с свадеб куняшную пошлину»(31), т. е. он собирал ясак и облагал дополнительным налогом население волости, как и в ханские времена. При этом он не имел обязательной в других случаях царской жа­лованной грамоты, дающей ему юридическое право владеть этой волостью(32).
Иногда вотчины феодалов бывшего ханства юридически оформлялись за их владельцами, видимо, за особые заслуги перед правительством. Князю Багишу Яушеву, например, «по государеве жалованной грамоте дано... за государево денеж­ное жалованье» волость Терьса в Восточном Предкамье «на реке Каме»(33). Можно предположить, что эта волость принадле­жала Яушевым еще с ханских времен, и правительство лишь повторно юридически закрепило вотчину за ними.
Обращает на себя внимание и перетасовка феодалов быв­шего ханства после завоевания. У них отбирались исконные земли и взамен давались другие, что «преследовало цель вы­рвать «корни» родовитых фамилий»(34).
Создание служилого сословия из татар и других народов Среднего Поволжья не было новым явлением в политике Московского государства. Более того, к середине XVI в. эта по­литика стала уже традиционной. Но для правительства было характерно то, что оно не шло на раздачу служилым татарам крупных поместий и не допускало чрезмерного расширения вотчин феодалов бывшего ханства, опасаясь их экономиче­ского и политического усиления. Немногие из них имели по­местный оклад в размере свыше 100 четвертей(35) земли, тогда как среди русских помещиков это было обычным явлением. Они не уравнивались в правах с русскими дворянами.
Известно, что историки упоминают в Левобережье Волги через 10-15 лет после падения Казани 200 татарских феода­лов(36). Это говорит о том, что при новой власти в Предкамье со­хранилась лишь небольшая часть феодалов бывшего ханства.
Царь Иван Грозный понимал, что для проведения своей политики среди местных народов региона недостаточно опи­раться только на политически ненадежных феодалов бывшего ханства. Нужны были людские силы и в военных действиях. Поэтому царь ввел в практику верстание части средних сло­ев коренного населения в служилое сословие. Они назывались служилыми людьми «по прибору» и подбирались в основном из ясачных крестьян.
До нас практически не дошел ни один документ, свиде­тельствующий о выделении поместий служилым татарам в первые годы после завоевания Казани. Ценный материал в этом отношении дает писцовая книга Ивана Болтина 1602-1603 гг. Здесь, например, упоминается, что поместье Сабакана Малаева в деревне Верески по Алатской и Галицкой до­рогам «был за отцом его, а в казанской даче дан тот жере­бей отцу его в 65-м году» (1556-1557 гг. - Р.Г.). Здесь же говорится о верстании в 1563-1564 гг. служилого татарина Карманака вместе «с товарыщи 16 человек служилых» в де­ревне Евлушеик Ногайской дороги. Ранее 1562-1563 гг. в де­ревне Бурнашева были поверстаны служилые татары Аксеит Чюрин, Уракчей Девлизерев, Бауш Едигерев, Теней Азбередеев, Бурнак Усенев, Кобек Культамышев и т. д.(37). Поместные зе­мли некоего князя Янбулата Шеманова и других служилых татар упоминаются и в межевой книге Казанского уезда 1565-1568 гг.(38). Верная и исправная служба русскому госуда­рю являлась при этом важнейшим условием выдачи поместий служилым татарам. «Государь царь... за их службу и раде­нья, - говорится в одном из царских наказов казанским вое­водам, - пожалует своим царским жалованьем, и оне бы го­сударю служили и прямили»(39).
Принцип выдачи поместий служилым татарам хорошо рас­крывается в отказной грамоте, выданной Приказом Казанско­го дворца не ранее сентября 1633 г. Уразгильдию и Чюрючею Емеевым детям Хозяшевым на поместье их отца в Казанском уезде. Как видно из документа, отцу Уразгильдея и Чюрючея - Емею Хозяшеву в свое время «за ево, Емееву, службу, что он, Емей ... изменника (Еналея Еммаметова. - Р.Г.), изымав, привел в Казань», были пожалованы отобранные у последне­го «за измену» поместье и вотчина. После Емея сыновья Ена­лея Еммаметова - Урекейка, Ижбулатка и Битуганка пред­приняли попытку возвратить себе бывшие владения их отца. И это им на короткое время даже удалось. Но как только в итоге разбирательства выяснилось, что отец Урекейки, Ижбулатки и Битуганки был «изменником», то тотчас же им в этих землях было отказано. В конце концов эти земли «за службу отца их» были пожалованы детям Емея Хозяшева с условием, что им «как в службу поспеют, наша служба служить и сес­тер своих кормить и, вскормя, с приданым замуж выдать»(40). Как видим, если у одного из служилых татар поместье «за из­мену» было отобрано, то другому, наоборот, за верную служ­бу «государю» оно было пожаловано. Причем в этом конкрет­ном случае за счет пострадавшего. Безусловно и то, что вер­ная служба правительству или же «измена» ему со стороны отцов прямо отражалась на социальном и имущественном по­ложении их детей. Обычно поместья служилым татарам дава­лись вместо денежного жалованья и основанием для владения ими служили царские жалованные грамоты.
Имеющийся круг источников позволяет нам утверждать, что во второй половине XVI в. в Предкамье в целом уже сло­жилось сословие служилых татар. В писцовой книге Ивана Болтина 1602-1603 гг. упоминаются, по нашим подсчетам, около 500 служилых татар (включая и служилых «новокре­щен»)(41). Это означает, что за период примерно с 1566-1567 гг. сословие служилых татар в Предкамье увеличилось примерно в 2,5 раза. Этот факт, в свою очередь, свидетельствует о том, что в эти 35-36 лет шел интенсивный процесс формирования служилого сословия из коренных народов Предкамья. Среди служилого сословия писцовая книга упоминает 14 кня­зей и 6 мурз(42).
Известно, что отряд служилых татар из Предкамья участ­вовал в начавшейся в 1558 г. Ливонской войне. В дальнейшем формирование подобных отрядов становится обычным явлени­ем. В целом служилые татары стали действующей частью про­ведения внутренней и внешней политики правительства.
В отношении основной феодально-зависимой массы корен­ного населения Предкамья правительство проводило политику, учитывающую местные традиции социального подчинения. В так называемой Царственной книге говорится, что сразу пос­ле завоевания Казани «государь послал по всем улусам чер­ным людем ясачным жалованные грамоты ясачные», чтобы они «ясаки платили, якоже и прежним Казанским царем»(43). Вскоре царь «черных людей и Арских пожаловал, ясаки на них велел имати прямые, как было при Магмеделиме-царе... велел их к шерти привести, ясаки на них имати и во всем их управливати»(44). Воеводы же казанские послали на Арскую и Побережную сторону в разные волости «ясаков брать» детей боярских Алексея Давидова, Назара Глебова, Григория Злобина, Якова Остафиева, Ширяя Кобякова и др. «И те дети бо­ярские ясаки собрали сполна и привезли их к воеводам»(45). С того времени основная масса коренного населения Предкамья (татары, чуваши, марийцы, мордва и удмурты) должны были платить в государственную казну ясак. Следует подчеркнуть, что в XVI в. ясак в Среднем Поволжье являлся уже не про­сто данью в известном смысле слова, а феодальной рентой. Это подтверждает и тот факт, что поселившиеся позднее на ясачных землях русские крестьяне также обязывались пла­тить в государственную казну ясак.
Как и в ханские времена, ясак платился за предоставлен­ное государством право пользоваться земельными владениями. Ясачные люди обязывались также платить в казну оброк за пользование лесными, речными, озерными и прочими угодья­ми и нести определенные государственные повинности. Все эти подати и повинности тяжким бременем ложились на ясач­ное население Предкамья и часто являлись причиной матери­ального неблагополучия последних. «Условия уплаты ясака и оброков за пользование участками государственных земель, перед которыми были поставлены народы Среднего Поволжья, вполне отвечали военно-политическим и фиксальным интере­сам централизованного государства. За вновь приобретенные земли казна, ничего не давая, получала ежегодно огромные суммы с населения»(46). Ясак являлся основным выражением от­ношений между государством и населением. Большинство на­селения соприкасалось с государственной властью именно че­рез ясак. Как форма налогообложения крестьян он просуще­ствовал до 1724 г. и составлял значительную часть государст­венных доходов. Поэтому в течение всего этого периода пра­вительство постоянно добивалось численного увеличения ясачников и строго контролировало поступление ясака в государ­ственную казну. «И во всем государю имати прибыли, - го­ворится в одном из наказов казанским воеводам, - которая прибыль государю была прочна, и стоятельна, а людем бы не в тягость»(47).
Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг. зафикси­ровала 79 ясачных селений. Однако она была составлена лишь с целью размежевания служилых татар от ясачного населе­ния, и потому в книге описаны только те ясачные деревни, где проживали и служилые татары(48). Деревни с исключитель­но ясачным населением, которые, по нашему мнению, состав­ляли большинство среди ясачных селений, не попали в пис­цовое описание. Так, при межевании здесь упоминается мно­жество ясачных сел и деревень (Табл. 1 - со списком 56 ясячных деревень). Абсолютное боль­шинство ясачных селений, описанных или упомянутых   в пи­сцовой книге, существовало и в период ханства. Более того, в настоящее время в Предкамье имеется множество сел и деревень, также существовавших еще в период ханства, кото­рые в источниках второй половины XVI столетия среди вот­чинных, поместных или дворцовых селений не числятся, и в то же время они не попали в вышеупомянутую писцовую кни­гу. Этот факт наводит на мысль о том, что к концу XVI-началу XVII вв. их население полностью состояло из ясачных людей. К таким  селениям  можно  отнести Агрыз, Янгулово, Турнали, Пшалым, Сизу, Кошлауч, Мамадыш, Байлангар  и многие другие современные города, села и деревни(49).
Таким образом, ясачники составляли абсолютное большин­ство коренного населения Предкамья. Часть людей из числа местных народностей региона после завоевания ханства попа­ла в крепостную зависимость от архиерейского дома, монасты­рей, русских и татарских феодалов. Так, 9 татарских и «чювашских» дворов к 1565-1568 гг. находились в крепостной за­висимости от русского помещика-дворянина Степана Кайсаро­ва и двух его сыновей(50).
Социальная структура коренных народов Предкамья при новом правительстве сложилась уже в первые десятилетия по­сле взятия Казани. Это, с одной стороны, феодалы в лице кня­зей, мурз и служилых татар, с другой - феодально-зависи­мое население в составе ясачных и крепостных людей.
Несмотря на то, что в лице служилых татар правительст­во стремилось создать себе социальную опору в завоеванном крае, основную ставку оно, естественно, здесь делало на рус­ское служилое сословие. Составной частью социальной поли­тики правительства было и переселение сюда феодально-зави­симого населения из центральных областей Московского го­сударства. Используя русских служилых людей, в первую оче­редь дворян, правительство возлагало на них, на наш взгляд, три функции: 1) полицейские функции в отношении коренно­го населения края; 2) функции проводника колонизаторской политики в регионе; 3) введение в хозяйственный оборот в ин­тересах государства новых земель. Русское крестьянство, при­нудительно или вольно переселявшееся в Предкамье из раз­ных областей Московского государства, также являло собой колонизационный фактор, тем самым выступая проводником политики правительства в регионе.

Продолжение: https://irek-tattarich.livejournal.com/108756.html
Previous post Next post
Up