Дария Рамазан. Начало:
Здесь,
Здесь, и
Здесь.
Башкиры
Выше уже было сказано, что после присоединения Башкирии к Русскому государству и наделения землевладельцев правом вотчины слова «башкир» и «вотчинник» приобрели значение равного по смыслу социального термина. Здесь же считаем необходимым добавить еще один момент к сказанному.
В архивных документах, относящихся к XVII веку, имеются факты, показывающие, каким образом термин «башкир» стал постепенно распространяться на все население Западной Башкирии. Например, в грамоте середины XVII века Куринские татары Уфимского уезда называются то башкирами, то ясачными бобылями, то татарами. Вдобавок слова «башкир» и «бобыль» используются как однозначные термины (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 271). В другом документе, относящемся к тому же времени, о башкире Янгильдине Тлявлиеве, Исенчурке Истякаеве и других и ясачном татарине Минлогозке Кулчимове, Тормогузке Истякове пишется «башкирам и татарам Янгилдейко с товарищами и роду их и племянникам», у них и фамилия одна, и вотчины общие. (Там же, ед. хр. 50, л. л. 1, 2). Ясачные татары деревни Кугарчинова, Ногайской дороги, пишут, что их дед считался башкиром Кыриланской волости, 70 лет тому назад переехал сюда (документ относится к 1691 году). (Там же, ед. хр. 1095, л. 2). В документе, относящемся к 1639 году, речь идет о защите и охране «башкирского сотника», «ясачного башкирского сотника» Ишимбая Кулушева, а в конце документа Ишимбайко назван «ясачным вогулятином». (Материалы..., ч. I, с. 73). Участник башкирского восстания 1662 года «уфимский татарин Ураслан-бек» в одном и том же документе числился и «среди лутчих башкирцов». (Там же, с. 92-93). Служилый мурза Умряска Ишеев (док. 1700 года) назван то башкиром, то татарином. (Там же, с. 100.). Предки вотчинников деревни Унлар, Таныпской волости, Сибирской дороги (док. 1830 года) в том же документе названы башкирскими татарами. (ЦГАДА, ф. 1324, оп. 1; ед. хр. 4166, л. 279). Среди «башкир» Байлярской волости, Казанской дороги, написавших в 1679 году челобитную, есть и Арычко Токтамышев. В том же документе он назван также и чувашем. (Там же, ед. хр. 745, л. л. 2, 3). Одним из первых поставивший свою подпись под челобитной башкир, написанной в 20-х годах XVIII-гo столетия, Думейка тоже оказался татарином. Участвовал в восстаниях, имевших место в крае в 1682, 1705 годах. (Там же, ф. 248, оп. 3, кн. 115, л. 1196). В документе 1712 года жители деревни Сарбаш, Ирехтынской волости, Осинской дороги Бекимбет и Сарыбаш (названия подавляющего большинства татарских деревень Башкортостана происходят от собственных имен людей) Акимбетовы названы башкирами, говорящими на татарском языке («башкирцы татарского языка») (Материалы..., ч. III, с.81).
Таким образом, к середине XVI века слово «башкир» еще не успело войти в употребление, как сословный и административный термин. Оно употреблялось по отношению к людям разной национальности, разных сословий.
По свидетельству башкирских историков уже в момент присоединения Башкирии к Русскому государству его население состояло из многих народов. Но основными были башкиры и татары. В новых условиях люди, вошедшие под названием башкир в сословие вотчинников, оказывались в выигрышном положении по уплате ясака. Этот фактор послужил серьезной причиной возникновения своеобразной ответной реакции со стороны переселенцев в Башкирию. Они разными путями стремились стать вотчинниками, т. е. башкирами. И, как показывают документы и историческая литература, своей цели добиваются. Своеобразие условий присоединения Башкирии к Русскому государству, возникновение указанных выше форм припуска, неспособность быстрого взятия царским правительством края под жесткий контроль, невозможность в течение двух веков взятия населения на учет, наличие большого количества свободных земель в крае, и, наконец, стремление правительственных органов обложить налогом всех переселенцев - все это создает условия не только для закрепления переселенцев на земле, но и для проникновения их в высший слой - слой башкир-вотчинников. Это хорошо видно из документов, относящихся к второй половине XVII и первой половине XVIII-ro веков. Выше была приведена часть из них. В них показан переход бобылей, тептяр и других в башкиры. Некоторые документы рассказывают о случаях непосредственного перехода ясачных татар в башкиры. Ясачные татары и их безъясачные сыновья из деревни Исансул Казанской дороги, Уфимского уезда в 1693 году записываются на совместный с башкирами окладной ясак (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 1152, л. 27). Татарам деревень Енабирде и Камай в 1688 году предписывается платить окладной ясак. (Там же, л. 34). Ясачному татарину деревни Бол. Иняк Осинской дороги Исанбайко Сайдакову дается разрешение записаться на окладной ясак своего брата Яшполдейко Седякова. (Там же, ед. хр. 1107, 1692 год).
Непосредственная запись безъясачных татар на окладной ясак была характерна для конца XVII века. Например, переехавшие из Свияжского уезда безъясачные татары в 1694 году были записаны на окладной ясак в деревне Колябаево, Ногайской дороги. (Там же, ед. хр. 1167, л. л. 17, 20). Также безъясачные татары из деревни Кубайды Казанской дороги в 1698 году были записаны «на один ясак с своими родственниками»- на окладной ясак. (Там же, ед. хр. 1152, л. л. 5, 7). В 1683 году безъясачный татарин Тайбулат Урмасев и башкир Иланской волости Сулейман Баянов получают грамоту на уплату одного окладного ясака. (Там же, л. 25). Безъясачные татары деревни Янтудино, Шемшадинской волости, Казанской дороги в 1694 году записываются на тептярский ясак, уплачиваемый вотчинниками. (Там же, ед. хр. 1167, л. л. 7-10). Характерным для большинства этих документов является то, что «... и пред сего такие случаи бывали...» указывается в них. Переехавшие из Свияжского уезда Ырыс и Ахмат Чуденевы, как следует из документа 1692 года, записались на окладной ясак умершего башкира из деревни возле Актаныша, уплачиваемый за его повытье. (Там же, ед. хр. 1110). Ясачный татарин Габдуллатип Сагыйтов в 1780 году поселился на земле вотчинников деревни Бураево согласно документу о припуске. К 1815 году численность его наследников достигает семи душ, а 1832 году они просят перевести их в башкиры и пишут: «... так как известно нам, что перечисление из одного сословия в другие ныне существует и многие уже возымели таковое перечисление...» (ЦГА БАССР, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 3071, л. 1). Вотчинники деревень Зиянчурино, Собханкулово и Канчурино, относящихся к 9-му контону, в 1831 году пишут жалобу на притеснения со стороны присоединившихся к ним «из татар башкирцов» (Там же, ед. хр. 2774, л. 1).
Приведенные примеры показывают, что к концу XVII века переход в сословие вотчинников превращается в определенной форме традицию. Переселенцы (в том числе и те, которые живут здесь уже давно) разными путями, особенно через запись на окладной ясак, вливаются в сословие вотчинников.
В. Филоненко в своем труде приводит множество примеров, когда башкиры разных дорог пишут жалобы на переселенцев, отбирающих у них землю, и пишет: «Пришлые, особенно «мухамедяне», старались избегать исполнения каких-либо обязанностей по отношению к вотчинникам, отказывались платить оброк и стремились стать вотчинниками, войти в башкирское имя». (Филоненко В. Башкиры, Уфа, 1915, с. 43, 44). И. К. Кириллов в январе 1735 года в своем «Изъяснении», написанном в адрес Сената, указывает, что башкиры, чтобы переложить свой ясак, поселяют на своих землях переселенцев, а сейчас уже их (т. е. припущенников-Д. Р.) назвали настоящими башкирами и называют (Материалы..., т. III, с. 493). А в «доношении», написанном в августе того же года, есть такие строки: «Башкиры год от году в лутчество и в силу пришли нечем иным, а попущением к ним из Казанского и других уездов беглецов селиться, коих назвали тептярями и бобылями: из которых многие под свое имя башкирское вписали (подчеркнуто нами- Д. Р.), а воеводы ничего того не смотрели, только тачили иные лаского, а больше озлобляя и разоряя, себя обогатить...» (ЦГАДА, ф. 248, оп. 4, кн. 109, л. 602).
То, что переселенцы входили в башкирское имя в начале XVIII века, было делом обычным. Поэтому в ту пору такие пояснения, как «природные башкиры», «настоящие башкиры», активно использовались в различных документах.
Естественно, переход к башкирам не мог не сказаться на численности башкир. Башкиры, начиная с момента присоединения к Русскому государству и до ликвидации кантонов в середине XIX века, занимали более высокое правовое положение, чем бобыли, тептяри, ясачные и другие сословия, уплачивающие налоги. В результате сословие башкир постоянно росло за счет прибывающих вновь и за счет находящихся на более низкой ступени.
Р. Г. Кузеев прав, говоря об инфильтрации пришлых в среду башкир в XIX веке. (Кузеев Р. Г. Численность башкир..., с, 347, 348). Действительно, когда в конце XVIII и начале XIX века были учреждены кантоны и башкиры привлечены к охране границ Русского государства, в это сословие записалось много новых людей. Однако архивные материалы и литературные источники говорят о том, что эта инфильтрация происходила не только в XIX веке, а много раньше. Многочисленные жалобы, просьбы, челобитные, написанные в конце XVII-ro и в начале XVIII веков башкирами, а также грамоты, выданные государством, четко и ясно говорят о проникновении в сословие башкир людей других категорий.
Здесь также нельзя пройти мимо еще одного момента. Некоторые ученые считают, что демография (естественный прирост населения) у башкир не нарушалась, что рост численности башкир происходил естественным путем. Мы же считаем, что большая роль в этом, принадлежит переходу в башкиры других людей. В течение 200 лет (1570-1770) в Башкирии одно за другим происходят различные восстания, активными участниками которых были башкиры. Много их погибало во время подавления восстаний, многих подвергали казни (А они, башкиры одним естественным приростом бывало в разы превышали прирост переселенцев, которые помимо естества, ещё прирастали значитально, за счёт мощнейшей миграции - И.Г.).
Приведем некоторые соображения о роли диффузии пришлых в росте численности башкир. П. И. Рычков пишет, что в XVIII веке башкиры за короткое время сильно усилились, поселяя на своих землях беглых. (П. И. Рычков. История Оренбургская (1730- 1750). Оренбург, 1896, с. 4). Казанский губернатор А. П. Волынский в «Письме о состоянии башкирского вопроса в Российской империи» (1730 г.) пишет, что численность башкир непрерывно увеличивается, и растет следующим образом: если 20 лет тому назад число башкир не превышало 35.000, самое большее 40.000, то ныне вместе с переселенцами превышает 100.000, «... а именно: казанские, симбирские, темниковские и протчих тамошних уездов ясашные татары, большая половина в башкиры перешли, к тому же и протчие иноверцы, мордва, чуваши, черемиса, вотяки целыми селами и деревнями с ясаков туда же перешли... а ныне уже и русских немалое число от подушных податей беглецов в башкиры перешло...» (История Татарии..., с. 399).
В рукописном документе о восстании Акая (1735- 1741) есть строки, где говорится, что казанские чуваши, черемисы, мордва и уржумские люди в книгах записываются башкирами. Среди башкир их много, но так как они говорят, что они башкиры, то их опознать невозможно. (История Татарии..., с. 902). У П. Д. Аксакова в рукописи, датированной 23 маем 1743 года, сказано, что до присоединения башкир к Русскому государству их численность была невелика, но после переселения татар из Казанского и других уездов, из-за Волги, Касимова, Свияги и Симбирска настолько возросло, что, как выяснилось в ходе восстания 1735 года, число только одних мужчин превысило 100 тысяч. (Материалы..., ч. III, с. 526). И. К. Кириллов (в 1735 году) приводит еще более интересные данные: так как земли у башкир было много, к ним устремились на вольное житье нагорные татары, черемисы и др. Сейчас пришлых в два раза больше, чем башкир. (Добросмыслов А. И. Башкирский бунт в 1735, 1736 и 1737 годах, Оренбург, 1900, с. 10).
Конечно, приведенные выше цифры нельзя считать абсолютно точными, но они являются безусловными свидетельствами того факта, что татары и другие пришлые в массовом порядке принимали название башкир. Это одно.
Второе: то обстоятельство, что в документах используется понятие «настоящий башкир», говорит о существовании разных других типов башкир: настоящих башкир и тех, кто считается только башкирами («новые башкиры»?). Как бы то ни было, мы не можем уйти от этих фактов, а должны их понять и постараться объяснить. В документах начала XVIII века часто встречаются понятия «прямые башкирцы», «природные башкирцы», «настоящие башкирцы», «счисляющиеся башкирцами инородцы», «неприродные башкирцы». Сама действительность породила их.
Многие ученые многократно указывают на факт принятия названия башкир пришлыми людьми. (В. М. Черемшенский, В. Филоненко, Н. В. Никольский, Р. Г. Игнатьев, М. Кармин, С. И. Руденко, М. К. Любавский и др.). И. И. Неплюев считал, что слово «башкиры» произошло от названия административной единицы Башкирия (?! - И.Г.) и относится к народу Башкирии, состоящему из мишарей, вотяков, мордвы, черемисов и чувашей. (Материалы..., т. I, с, 105, т. II, с. 81 и т. д.). Н. В. Витебский пишет, что скрываясь от налогов на землю, многие тептяри, в том числе и христиане-тептяри, принимая мусульманство, несмотря на многие запреты, стали называться башкирами. (Витебский В. Н.- И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Казань, 1897, с. 391).
По словам Р. Г. Кузеева (Происхождение..., с. 164), приобретение названия башкир было особенно легко татарам, имеющим общие с ними язык, религию и культуру. Например, в составе бурзян, тангаурцев, усерган зарегистрированы около 15 татарских, мишарских и казанских аймаков. Для людей других национальностей для получения названия башкир было необходимо принять мусульманство (там же). Действительно, в большинстве обследованных нами деревень имелись так называемые удмуртские, чувашские и марийские роды.
Факты перехода в башкиры отражены и в указах царского правительства: «... а которые (пришлые люди-Д. П.) вошли в башкирское имя, о тех до времени умолчать». (История Татарии..., с. 408). Похоже, вначале, имея в виду быстрейшее освоение новых земель, правительство решило не трогать этих людей. Но затем его политика очень быстро меняется. Уже во время второй ревизии (1745 г.) каждое сословие на учет берется отдельно, вновь прибывающие также регистрируются.
Получение названия башкир продолжилось и во время строительства укрепленных линий Оренбуржья, во время создания кантонов и превращения башкир в военное сословие. Например, в материалах пятой, шестой ревизий и других зафиксировано много сведений и записи многих разных людей в башкирское сословие (ЦГА БАССР, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 561, л. 1; оп. 2, ед. хр. 35, л. 118; ф. 172, оп. 1, ед. хр. 45, л. 81; ед. хр. 101, л. 96 и т. д.). Татары станции Никольская все переводятся в башкиры (Оренбургский обл. архив, ф. 98, оп. 2, ед. хр. 25, л. 142). Из следующих деревень Уршакминской и Куркульминской волостей Белебейского уезда тептяри переводятся в башкирские войска: Верх. Имай-Карамалы, Биктимерово, Ташлы Шарипово, Давлеканово, Яппарова и др. (ЦГА БАССР, ф. 172, оп. 1, ед. хр. 98, л. 96). В 1814 году в башкиры записываются вновь прибывшие мишари, ясачные татары, мещане, купеческие дети Сеитской слободы, незаконнорожденные и т. д. Они являются выходцами из округов Буинского, Курмышского, Карсунского, Елабужского и Белебеевского (Там же, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 116, л. л. 5, 6). Архивные документы говорят об удивительной этнической пестроте башкирского сословия. Например, в это сословие были записаны и казахи (109 мужчин) (Там же, ед. хр. 1246, л. л. 28- 62). В 1813 году были записаны и кундровские татары. (Оренбургский обл. архив, ф. 98, оп. 2, ед. хр. 25, л. л. 128-133). Р. Г. Кузеев неоднократно указывает на трудность в раскрытии внутреннего содержания этнонимов башкир и тептяр. В XVIII - XIX веках не было родоплеменного разделения, а основу сельской общины составляла деревня, хозяйствовавшая на своей земле,- пишет он. (Кузеев Р. Г. Происхождение..., с. 322). Это особенно справедливо в отношении Западной Башкирии. И архивные документы дают основание для предположения, что такое явление началось в Башкирии гораздо раньше. У. X. Рахматуллин пишет, что в XVIII веке числиться в башкирах было равносильно вхождению в более высокое сословие, название «башкир» освобождало приезжих крестьян от многих тяжелых податей (Рахматуллин У. X. Заселение Башкирии (30-90-е годы XVIII в.) - Кандидатская дисс, М., 1975. с. 45).
В 1782, 1812 годах выходят указы, запрещающие переход в башкиры налогоплательщиков других категорий. После выхода этих указов даже башкиры, случайно выпавшие из своего сословия, теряют возможность зачисления их обратно. (ЦГА БАССР, ф.,2, оп. 2, ед. хр. 562, л. 2 и т. д.). Для государства было выгоднее иметь не привилегированный слой, а как можно больше уплачивающие налоги слои. В середине XIX века, с дальнейшим продвижением границ Русского государства на восток, нужда в башкирском войске, в контонах отпадает. В результате, начиная с середины XIX века определяется норма владения землей-для башкир в 40 десятин на одну душу, для мишарей и тептярей в 30, и для других категорий крестьян в 15. Как видим, башкиры-вотчинники продолжают сохранять свое привилегированное положение. Поэтому, деление жителей деревни на категории башкир, тептярей, «ясашных» и др. прочно сохраняется вплоть до Советской поры. Характерно, что такое деление наблюдается даже внутри отдельной семьи: часто родственники относятся одни к башкирам, другие к татарам. Конечно, они имеют одинаковый образ жизни, говорят на одном языке.
Следовательно, при решении вопроса об этническом составе народа Башкортостана, о том, кем являются татароязычные башкиры, необходимо иметь в виду множество различных факторов. История народов Башкортостана пережила очень сложные и разнообразные периоды, и при ее изучении необходимо возможно большая объективность, и, несомненно, нужно учитывать все вышеизложенное.
Хочется верить, что соседи, веками жившие, переплетаясь друг с другом, варившиеся в одном котле, и дальше останутся в отношениях дружбы, сотрудничества и взаимопомощи.
Перевел Фарит ХРУМКИН. Ж. Идель 90-х годов.