Там, где течёт река Ик... (окончание).

Dec 04, 2015 13:16

Дария Рамазан. Начало: Здесь, Здесь, и Здесь.

Башкиры

Выше уже было сказано, что после присоединения Башкирии к Русскому государству и наделения земле­владельцев правом вотчины слова «башкир» и «вот­чинник» приобрели значение равного по смыслу соци­ального термина. Здесь же считаем необходимым добавить еще один момент к сказанному.
В архивных документах, относящихся к XVII веку, имеются факты, показывающие, каким образом тер­мин «башкир» стал постепенно распространяться на все население Западной Башкирии. Например, в гра­моте середины XVII века Куринские татары Уфимско­го уезда называются то башкирами, то ясачными бо­былями, то татарами. Вдобавок слова «башкир» и «бобыль» используются как однозначные термины (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 271). В другом докумен­те, относящемся к тому же времени, о башкире Янгильдине Тлявлиеве, Исенчурке Истякаеве и других и ясачном татарине Минлогозке Кулчимове, Тормогузке Истякове пишется «башкирам и татарам Янгилдейко с товарищами и роду их и племянникам», у них и фами­лия одна, и вотчины общие. (Там же, ед. хр. 50, л. л. 1, 2). Ясачные татары деревни Кугарчинова, Ногайской дороги, пишут, что их дед считался башкиром Кыриланской волости, 70 лет тому назад переехал сюда (документ относится к 1691 году). (Там же, ед. хр. 1095, л. 2). В документе, относящемся к 1639 году, речь идет о защите и охране «башкирского сотника», «ясачного башкирского сотника» Ишимбая Кулушева, а в конце документа Ишимбайко назван «ясачным вогулятином». (Материалы..., ч. I, с. 73). Участник башкирского восстания 1662 года «уфимский татарин Ураслан-бек» в одном и том же документе числился и «среди лутчих башкирцов». (Там же, с. 92-93). Служилый мурза Умряска Ишеев (док. 1700 года) назван то башкиром, то татарином. (Там же, с. 100.). Предки вотчинников деревни Унлар, Таныпской волости, Сибирской дороги (док. 1830 года) в том же документе названы башкир­скими татарами. (ЦГАДА, ф. 1324, оп. 1; ед. хр. 4166, л. 279). Среди «башкир» Байлярской волости, Казанской дороги, написавших в 1679 году челобитную, есть и Арычко Токтамышев. В том же документе он назван также и чувашем. (Там же, ед. хр. 745, л. л. 2, 3). Одним из первых поставивший свою подпись под че­лобитной башкир, написанной в 20-х годах XVIII-гo столетия, Думейка тоже оказался татарином. Участво­вал в восстаниях, имевших место в крае в 1682, 1705 годах. (Там же, ф. 248, оп. 3, кн. 115, л. 1196). В документе 1712 года жители деревни Сарбаш, Ирехтынской волости, Осинской дороги Бекимбет и Сарыбаш (названия подавляющего большинства татарских деревень Башкортостана происходят от собственных имен людей) Акимбетовы названы башкирами, гово­рящими на татарском языке («башкирцы татарского языка») (Материалы..., ч. III, с.81).
Таким образом, к середине XVI века слово «баш­кир» еще не успело войти в употребление, как сослов­ный и административный термин. Оно употреблялось по отношению к людям разной национальности, раз­ных сословий.
По свидетельству башкирских историков уже в момент присоединения Башкирии к Русскому государ­ству его население состояло из многих народов. Но основными были башкиры и татары. В новых условиях люди, вошедшие под названием башкир в сословие вотчинников, оказывались в выигрышном положении по уплате ясака. Этот фактор послужил серьезной причиной возникновения своеобразной ответной ре­акции со стороны переселенцев в Башкирию. Они разными путями стремились стать вотчинниками, т. е. башкирами. И, как показывают документы и истори­ческая литература, своей цели добиваются. Своеоб­разие условий присоединения Башкирии к Русскому государству, возникновение указанных выше форм припуска, неспособность быстрого взятия царским правительством края под жесткий контроль, невоз­можность в течение двух веков взятия населения на учет, наличие большого количества свободных зе­мель в крае, и, наконец, стремление правительствен­ных органов обложить налогом всех переселенцев - все это создает условия не только для закрепления переселенцев на земле, но и для проникновения их в высший слой - слой башкир-вотчинников. Это хорошо видно из документов, относящихся к второй половине XVII и первой половине XVIII-ro веков. Выше была приведена часть из них. В них показан переход бобы­лей, тептяр и других в башкиры. Некоторые докумен­ты рассказывают о случаях непосредственного пере­хода ясачных татар в башкиры. Ясачные татары и их безъясачные сыновья из деревни Исансул Казанской дороги, Уфимского уезда в 1693 году записываются на совместный с башкирами окладной ясак (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 1152, л. 27). Татарам деревень Енабирде и Камай в 1688 году предписывается пла­тить окладной ясак. (Там же, л. 34). Ясачному татари­ну деревни Бол. Иняк Осинской дороги Исанбайко Сайдакову дается разрешение записаться на оклад­ной ясак своего брата Яшполдейко Седякова. (Там же, ед. хр. 1107, 1692 год).
Непосредственная запись безъясачных татар на окладной ясак была характерна для конца XVII века. Например, переехавшие из Свияжского уезда безъ­ясачные татары в 1694 году были записаны на оклад­ной ясак в деревне Колябаево, Ногайской дороги. (Там же, ед. хр. 1167, л. л. 17, 20). Также безъясачные татары из деревни Кубайды Казанской дороги в 1698 году были записаны «на один ясак с своими родствен­никами»- на окладной ясак. (Там же, ед. хр. 1152, л. л. 5, 7). В 1683 году безъясачный татарин Тайбулат Урмасев и башкир Иланской волости Сулейман Ба­янов получают грамоту на уплату одного окладного ясака. (Там же, л. 25). Безъясачные татары деревни Янтудино, Шемшадинской волости, Казанской дороги в 1694 году записываются на тептярский ясак, уп­лачиваемый вотчинниками. (Там же, ед. хр. 1167, л. л. 7-10). Характерным для большинства этих докумен­тов является то, что «... и пред сего такие случаи бывали...» указывается в них. Переехавшие из Свияжского уезда Ырыс и Ахмат Чуденевы, как следует из документа 1692 года, записались на окладной ясак умершего башкира из деревни возле Актаныша, уп­лачиваемый за его повытье. (Там же, ед. хр. 1110). Ясачный татарин Габдуллатип Сагыйтов в 1780 году поселился на земле вотчинников деревни Бураево согласно документу о припуске. К 1815 году числен­ность его наследников достигает семи душ, а 1832 году они просят перевести их в башкиры и пишут: «... так как известно нам, что перечисление из одного сословия в другие ныне существует и многие уже возымели таковое перечисление...» (ЦГА БАССР, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 3071, л. 1). Вотчинники деревень Зиянчурино, Собханкулово и Канчурино, относящихся к 9-му контону, в 1831 году пишут жалобу на притесне­ния со стороны присоединившихся к ним «из татар башкирцов» (Там же, ед. хр. 2774, л. 1).
Приведенные примеры показывают, что к концу XVII века переход в сословие вотчинников превраща­ется в определенной форме традицию. Переселенцы (в том числе и те, которые живут здесь уже давно) разными путями, особенно через запись на окладной ясак, вливаются в сословие вотчинников.
В. Филоненко в своем труде приводит множество примеров, когда башкиры разных дорог пишут жало­бы на переселенцев, отбирающих у них землю, и пишет: «Пришлые, особенно «мухамедяне», старались избегать исполнения каких-либо обязанностей по от­ношению к вотчинникам, отказывались платить оброк и стремились стать вотчинниками, войти в башкирское имя». (Филоненко В. Башкиры, Уфа, 1915, с. 43, 44). И. К. Кириллов в январе 1735 года в своем «Изъясне­нии», написанном в адрес Сената, указывает, что башкиры, чтобы переложить свой ясак, поселяют на своих землях переселенцев, а сейчас уже их (т. е. припущенников-Д. Р.) назвали настоящими башки­рами и называют (Материалы..., т. III, с. 493). А в «доношении», написанном в августе того же года, есть такие строки: «Башкиры год от году в лутчество и в силу пришли нечем иным, а попущением к ним из Казанского и других уездов беглецов селиться, коих назвали тептярями и бобылями: из которых многие под свое имя башкирское вписали (подчеркнуто на­ми- Д. Р.), а воеводы ничего того не смотрели, толь­ко тачили иные лаского, а больше озлобляя и разо­ряя, себя обогатить...» (ЦГАДА, ф. 248, оп. 4, кн. 109, л. 602).
То, что переселенцы входили в башкирское имя в начале XVIII века, было делом обычным. Поэтому в ту пору такие пояснения, как «природные башкиры», «настоящие башкиры», активно использовались в раз­личных документах.
Естественно, переход к башкирам не мог не ска­заться на численности башкир. Башкиры, начиная с момента присоединения к Русскому государству и до ликвидации кантонов в середине XIX века, занимали более высокое правовое положение, чем бобыли, тептяри, ясачные и другие сословия, уплачивающие налоги. В результате сословие башкир постоянно росло за счет прибывающих вновь и за счет находящихся на более низкой ступени.
Р. Г. Кузеев прав, говоря об инфильтрации при­шлых в среду башкир в XIX веке. (Кузеев Р. Г. Числен­ность башкир..., с, 347, 348). Действительно, когда в конце XVIII и начале XIX века были учреждены кан­тоны и башкиры привлечены к охране границ Русско­го государства, в это сословие записалось много но­вых людей. Однако архивные материалы и литератур­ные источники говорят о том, что эта инфильтрация происходила не только в XIX веке, а много раньше. Многочисленные жалобы, просьбы, челобитные, на­писанные в конце XVII-ro и в начале XVIII веков баш­кирами, а также грамоты, выданные государством, четко и ясно говорят о проникновении в сословие башкир людей других категорий.
Здесь также нельзя пройти мимо еще одного мо­мента. Некоторые ученые считают, что демография (естественный прирост населения) у башкир не нару­шалась, что рост численности башкир происходил ес­тественным путем. Мы же считаем, что большая роль в этом, принадлежит переходу в башкиры других лю­дей. В течение 200 лет (1570-1770) в Башкирии одно за другим происходят различные восстания, актив­ными участниками которых были башкиры. Много их погибало во время подавления восстаний, многих под­вергали казни (А они, башкиры одним естественным приростом бывало в разы превышали прирост переселенцев, которые помимо естества, ещё прирастали значитально, за счёт мощнейшей миграции - И.Г.).
Приведем некоторые соображения о роли диф­фузии пришлых в росте численности башкир. П. И. Рычков пишет, что в XVIII веке башкиры за короткое время сильно усилились, поселяя на своих землях беглых. (П. И. Рычков. История Оренбургская (1730- 1750). Оренбург, 1896, с. 4). Казанский губернатор А. П. Волынский в «Письме о состоянии башкирского воп­роса в Российской империи» (1730 г.) пишет, что чис­ленность башкир непрерывно увеличивается, и растет следующим образом: если 20 лет тому назад число башкир не превышало 35.000, самое большее 40.000, то ныне вместе с переселенцами превышает 100.000, «... а именно: казанские, симбирские, темниковские и протчих тамошних уездов ясашные татары, большая половина в башкиры перешли, к тому же и протчие иноверцы, мордва, чуваши, черемиса, вотяки целыми селами и деревнями с ясаков туда же перешли... а ныне уже и русских немалое число от подушных податей беглецов в башкиры перешло...» (История Татарии..., с. 399).
В рукописном документе о восстании Акая (1735- 1741) есть строки, где говорится, что казанские чува­ши, черемисы, мордва и уржумские люди в книгах записываются башкирами. Среди башкир их много, но так как они говорят, что они башкиры, то их опознать невозможно. (История Татарии..., с. 902). У П. Д. Ак­сакова в рукописи, датированной 23 маем 1743 года, сказано, что до присоединения башкир к Русскому государству их численность была невелика, но после переселения татар из Казанского и других уездов, из-за Волги, Касимова, Свияги и Симбирска настолько возросло, что, как выяснилось в ходе восстания 1735 года, число только одних мужчин превысило 100 ты­сяч. (Материалы..., ч. III, с. 526). И. К. Кириллов (в 1735 году) приводит еще более интересные данные: так как земли у башкир было много, к ним устремились на вольное житье нагорные татары, черемисы и др. Сей­час пришлых в два раза больше, чем башкир. (Добросмыслов А. И. Башкирский бунт в 1735, 1736 и 1737 годах, Оренбург, 1900, с. 10).
Конечно, приведенные выше цифры нельзя считать абсолютно точными, но они являются безус­ловными свидетельствами того факта, что татары и другие пришлые в массовом порядке принимали на­звание башкир. Это одно.
Второе: то обстоятельство, что в документах ис­пользуется понятие «настоящий башкир», говорит о существовании разных других типов башкир: настоя­щих башкир и тех, кто считается только башкирами («новые башкиры»?). Как бы то ни было, мы не можем уйти от этих фактов, а должны их понять и постарать­ся объяснить. В документах начала XVIII века часто встречаются понятия «прямые башкирцы», «природ­ные башкирцы», «настоящие башкирцы», «счисляю­щиеся башкирцами инородцы», «неприродные баш­кирцы». Сама действительность породила их.
Многие ученые многократно указывают на факт принятия названия башкир пришлыми людьми. (В. М. Черемшенский, В. Филоненко, Н. В. Никольский, Р. Г. Игнатьев, М. Кармин, С. И. Руденко, М. К. Любавский и др.). И. И. Неплюев считал, что слово «башкиры» произошло от названия административной единицы Башкирия (?! - И.Г.) и относится к народу Башкирии, состояще­му из мишарей, вотяков, мордвы, черемисов и чува­шей. (Материалы..., т. I, с, 105, т. II, с. 81 и т. д.). Н. В. Витебский пишет, что скрываясь от налогов на землю, многие тептяри, в том числе и христиане-тептяри, принимая мусульманство, несмотря на многие запре­ты, стали называться башкирами. (Витебский В. Н.- И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Казань, 1897, с. 391).
По словам Р. Г. Кузеева (Происхождение..., с. 164), приобретение названия башкир было особенно легко татарам, имеющим общие с ними язык, религию и культуру. Например, в составе бурзян, тангаурцев, усерган зарегистрированы около 15 татарских, мишарских и казанских аймаков. Для людей других наци­ональностей для получения названия башкир было необходимо принять мусульманство (там же). Дейст­вительно, в большинстве обследованных нами дере­вень имелись так называемые удмуртские, чувашские и марийские роды.
Факты перехода в башкиры отражены и в указах царского правительства: «... а которые (пришлые лю­ди-Д. П.) вошли в башкирское имя, о тех до времени умолчать». (История Татарии..., с. 408). Похоже, внача­ле, имея в виду быстрейшее освоение новых земель, правительство решило не трогать этих людей. Но за­тем его политика очень быстро меняется. Уже во время второй ревизии (1745 г.) каждое сословие на учет берется отдельно, вновь прибывающие также регистрируются.
Получение названия башкир продолжилось и во время строительства укрепленных линий Оренбуржья, во время создания кантонов и превращения башкир в военное сословие. Например, в материалах пятой, шестой ревизий и других зафиксировано много сведений и записи многих разных людей в башкир­ское сословие (ЦГА БАССР, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 561, л. 1; оп. 2, ед. хр. 35, л. 118; ф. 172, оп. 1, ед. хр. 45, л. 81; ед. хр. 101, л. 96 и т. д.). Татары станции Никольская все переводятся в башкиры (Оренбургский обл. архив, ф. 98, оп. 2, ед. хр. 25, л. 142). Из следующих деревень Уршакминской и Куркульминской волостей Белебейского уезда тептяри переводятся в башкирские войс­ка: Верх. Имай-Карамалы, Биктимерово, Ташлы Шарипово, Давлеканово, Яппарова и др. (ЦГА БАССР, ф. 172, оп. 1, ед. хр. 98, л. 96). В 1814 году в башкиры записываются вновь прибывшие мишари, ясачные та­тары, мещане, купеческие дети Сеитской слободы, незаконнорожденные и т. д. Они являются выходцами из округов Буинского, Курмышского, Карсунского, Елабужского и Белебеевского (Там же, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 116, л. л. 5, 6). Архивные документы говорят об удивительной этнической пестроте башкирского со­словия. Например, в это сословие были записаны и казахи (109 мужчин) (Там же, ед. хр. 1246, л. л. 28- 62). В 1813 году были записаны и кундровские татары. (Оренбургский обл. архив, ф. 98, оп. 2, ед. хр. 25, л. л. 128-133). Р. Г. Кузеев неоднократно указывает на трудность в раскрытии внутреннего содержания этно­нимов башкир и тептяр. В XVIII - XIX веках не было родоплеменного разделения, а основу сельской об­щины составляла деревня, хозяйствовавшая на своей земле,- пишет он. (Кузеев Р. Г. Происхождение..., с. 322). Это особенно справедливо в отношении Запад­ной Башкирии. И архивные документы дают основа­ние для предположения, что такое явление началось в Башкирии гораздо раньше. У. X. Рахматуллин пишет, что в XVIII веке числиться в башкирах было равно­сильно вхождению в более высокое сословие, назва­ние «башкир» освобождало приезжих крестьян от многих тяжелых податей (Рахматуллин У. X. Заселе­ние Башкирии (30-90-е годы XVIII в.) - Кандидатская дисс, М., 1975. с. 45).
В 1782, 1812 годах выходят указы, запрещающие переход в башкиры налогоплательщиков других кате­горий. После выхода этих указов даже башкиры, слу­чайно выпавшие из своего сословия, теряют возмож­ность зачисления их обратно. (ЦГА БАССР, ф.,2, оп. 2, ед. хр. 562, л. 2 и т. д.). Для государства было выгод­нее иметь не привилегированный слой, а как можно больше уплачивающие налоги слои. В середине XIX века, с дальнейшим продвижением границ Русского государства на восток, нужда в башкирском войске, в контонах отпадает. В результате, начиная с середины XIX века определяется норма владения землей-для башкир в 40 десятин на одну душу, для мишарей и тептярей в 30, и для других категорий крестьян в 15. Как видим, башкиры-вотчинники продолжают сохра­нять свое привилегированное положение. Поэтому, деление жителей деревни на категории башкир, теп­тярей, «ясашных» и др. прочно сохраняется вплоть до Советской поры. Характерно, что такое деление на­блюдается даже внутри отдельной семьи: часто родственники относятся одни к башкирам, другие к тата­рам. Конечно, они имеют одинаковый образ жизни, говорят на одном языке.
Следовательно, при решении вопроса об этничес­ком составе народа Башкортостана, о том, кем явля­ются татароязычные башкиры, необходимо иметь в виду множество различных факторов. История наро­дов Башкортостана пережила очень сложные и раз­нообразные периоды, и при ее изучении необходимо возможно большая объективность, и, несомненно, нужно учитывать все вышеизложенное.
Хочется верить, что соседи, веками жившие, пере­плетаясь друг с другом, варившиеся в одном котле, и дальше останутся в отношениях дружбы, сотрудниче­ства и взаимопомощи.

Перевел Фарит ХРУМКИН. Ж. Идель 90-х годов.
 
Previous post Next post
Up