Екатерина Дайс
Kандидат культурологии (РГГУ)
сотрудник Отдела межнационального общения и международного сотрудничества МГДД(Ю)Т
Опубликовано в журнале Лэди Босс, #14, Июль 2010, стр. 44
Ирэн Цезарь: возвращение Великой Богини (Отрывок)
http://liter.net/=/Eka/articles/caesar.htm Другая линия, связанная с возвращением Великой Богини, у Ирэн Цезарь носит тамплиерский характер. В этом плане, мы отметим две работы: портрет Эдмунда Войера, завёрнутого в сетку, словно рыба в чешую, и «Дань рабству».
Эдмунд Войер, согласно подписи под портретом - глава нью-йоркских тамплиеров. Его пристальный взгляд заставляет вспомнить не только о магических способностях рыцарей-храмовников, о которых слагались легенды, но и, конечно же, о Великом магистре Жаке де Моле, сожжённом на костре13 апреля 1307 года. Казалось бы, сколько времени утекло с тех пор...
В «Дани рабству» пожилая и дородная, как палеолитическая Венера, афроамериканка целует, подносит к лицу, белую фарфоровую куклу. Цвета её одежды - голубой и алый - напоминают нам не только о цветовой гамме работы «Освобождённая Мадонна», но и в целом об иконографии Девы Марии.
Тёмный цвет кожи этой Богоматери с младенцем (не первой у Ирэн Цезарь Богоматери с ребёнком женского пола) наводит на ассоциации с «Чёрными мадоннами» - скульптурами, распространенными в Европе 13-15 вв. Цвет кожи этих сакральных предметов варьировался от слегка смуглого до эбенового, материалы, из которых они были изготовлены, тоже сильно различались: дерево, бронза, камень.
Согласно одной из версий, тамплиеры привезли Чёрных мадонн из своих Крестовых походов, а Мадонна стала чёрной оттого, что представляла из себя темнокожую Богиню Земли, Изиду с младенцем Гором на руках.
Ирэн Цезарь, актуализуя забытые мифы, представляя в своём творчестве Великую Богиню-Мать, привносит в искусство фотографии тайну древних мистерий Изиды и Осириса, Деметры и Персефоны.
И в наше время та вспышка света, которую видели мисты, входившие в тайное святилище дающей знание богини ночи, освещает моделей Ирэн Цезарь.