специально для
OdnOvremennO " - Ба! Да ведь это писательский дом. Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом. Обрати внимание, мой друг, на этот дом! Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов. ("Мастер и Маргарита")
Я покажу вам чертову дюжину фотографий серой и дождливой Москвы - именно такой она была восьмого января 2014 года. Помимо картинок вас ждут еще небольшие истории, связанные с домами, на которых останавливался мой взгляд во время прогулки.
Итак, начинаем!
1-ая Тверская-Ямская улица, 16 - доходный дом Николая Федоровича Капырина, возведенный в 1901 году по проекту архитектора Сергея Михайловича Гончарова, и перестроенный в 1911-1912 годах архитектором Эрнстом-Рихардом Карловичем Нирнзее.
Капырины - это известный род купцов-старообрядцев, которые жили в Боровске и торговали лесом, а также занимались пивоварением.
1-ая Тверская-Ямская, 6 - "вытравленный" модерн. Дом построен в 1903 году архитектором Константином Розенкампфом. Владелец - Федор Езерский - был знаменит тем, что открыл здесь "счетоводные курсы", где обучал придуманной им самим русской системе тройного учета (раньше применялась итальянская). Учеников Езерский трудоустраивал, создал профсоюз и издавал бухгалтерские журналы. После революции, когда Езерский уже умер, а его сын эмигрировал, дом был значительно переделан в сторону упрощения конструкций и "изгнания" элементов модерна.
В 90-годах случился капитальный ремонт, который уничтожил почти всю былую красоту. В том числе, на здании появился плиточный узор вместо цветочного орнамента.
Доходный дом Ильи Давыдовича Пигита, владельца табачной фабрики "Дукат". Пятиэтажный дом в стиле "модерн" был построен в 1908 году по проекту архитекторов Эдмунда Станиславовича Юдицкого и Антонина Аристарховича Милкова. Примечательно, что следы Милкова теряются уже в 1907 году, то есть он придумал оформление фасада для дома Пигита и исчез - ему было 39 лет.
Илья Пигит сдавал квартиры профессорам, артистам, адвокатам, докторам, художникам. Дом стал местом встреч представителей тогдашнего бомонда: здесь бывали художники, композиторы, актеры и режиссеры. На одном из таких светских soirée познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан.
После революции Илья Пигит продал дом московскому Благушинскому домовладельческому акционерному обществу. Квартиры стали коммунальными, и в один прекрасный день в одну из них въехал Михаил Булгаков. Это было его первое московское жилье, и сюда же он позже "поселил" Воланда со свитой. Теперь дом на Большой Садовой, 10 все знают как "Булгаковский дом" - здесь располагается "нехорошая квартира", которая теперь стала музеем.
Большая Садовая, дом 6 - построен в 1916 году архитектором Виктором Антониевичем Гашинским, о котором известно не очень много, но, весьма вероятно, что он работал в архитектурном бюро Эрнста Нирнзее.
Малый Козихинский переулок, 12. Обращают на себя внимание цифры MCMXIV, которые свидетельствуют о том, что дом был построен в 1914 году. Дом, созданный по проекту архитектора Владимира Дмитриевича Глазова, был возведен на участке, принадлежащем Ольге Волобуевой. Архитектор Владимир Глазов известен многими постройками, и в числе прочих - проектом гостиницы «Балчуг».
Интересно, что в этом доме, в квартире номер 12, жили Коморские - Владимир Евгеньевич и Зинаида Васильевна, к которым приходил в гости Михаил Булгаков, а позже реальные события и встречи в этих стенах с другими писателями и актерами становились частью его литературных произведений.
Дом номер 13 по Малому Козихинскому переулку - это четырехэтажный дом, построенный по индивидуальному проекту в 1906 году. Сейчас здесь располагается ООО "Группа Альянс".
Здание бизнес-центра "Трехпрудный переулок, 4" - построено в 1989 году, но в конце двухтысячных было в значительной степени реконструировано вплоть до замены инженерных сетей.
Интересный дом на Трехпрудном переулке, 8. Раньше на этом месте был особняк, в котором родилась и прожила первые 20 лет своей жизни Марина Цветаева. Затем, после революции его снесли и построили дом для кооператива "Творчество". Автор первоначального проекта - архитектор Михаил Емельянович Приемышев, ученик Федора Шехтеля. В 1928 году дом был сдан, а через 20 лет его решили перестроить и доверили это дело архитектору Дмитрию Булгакову. Он, в свою очередь, учился у Алексея Щусева, и прослыл большим любителем "украшательства".
Дом в Трехпрудном переулке многие считают примером "архитектурного хулиганства" из-за смешения стилей и элементов. И это при том, что Булгакову не дали тут особенно развернуться: перестройка происходила без отселения жильцов. Кстати, жили тут (в разное время) Изабелла Юрьева, Сергей Образцов (занимал два этажа - квартира и кукольная мастерская), Игорь Моисеев. А сейчас, вроде бы, в этом доме есть квартира у Ренаты Литвиновой.
"Скоропечатня" Александра Александровича Левенсона, построенная в 1900-м году архитектором Федором Осиповичем Шехтелем. Первая московская типография, здание которой было спроектировано в стиле "модерн". Административное здание напоминает замок, а вглубь участка уходят строения, в которых раньше располагались производственные цеха.
Через десять лет после открытия в этой типографии были напечатаны первые книги стихов Марины Цветаевой - она сама оплатила все тиражи.
После революции имущество Левенсона было национализировано и здесь разместилась 16-я государственная типография треста "Мосполиграф".
С недавних пор тут находится бизнес-центр "Трехпрудный".
Мамоновский переулок, 7 - глазная клиника и дом с богатой историей. Когда-то он выходил фасадом на Тверскую, до тех пор, пока в 1941 году его не развернули на девяносто градусов и не перенесли в переулок.
В начале своей истории - в 1767 году - это было двухэтажное строение, дом купца Симонова, а через 11 лет его владельцем стал надворный советник Дмитрий Иванович Нарышкин, и у дома появился третий этаж.
Еще через десять лет дом приобрел Матвей Васильевич Дмитриев-Мамонов - отец одного из фаворитов Екатерины II - Александра Дмитриева-Мамонова. Пока хозяин во время Отечественной войны 1812 года участвовал в московском ополчении, французы, вошедшие в столицу заняли его дом - здесь расположился принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона. Видимо, это спасло дом от поджога, поэтому он смог пережить Московский пожар.
После войны хозяин дома был уличен в связи с декабристами, отказался присягать царю и был отправлен в психушку, а дом передали Глазной больнице. В память о владельце дома - Мамонове - осталось название переулка - Мамоновский.
Примечательно, что здание было выкуплено у графини Дмитриевой-Мамоновой на деньги, которые являлись пожертвованиями горожан. Глазная больница находится по этому адресу с 1830 года.
Тверская, 26 и 28 - два дома, созданных венским архитектором Августом Егоровичем Вебером. Московский предприниматель и меценат Александр Александрович Пороховщиков пригласил его в Москву для строительства ресторана "Славянский базар". Затем в 1871 году Вебер построил для Пороховщикова два доходных дома.
Оба дома связаны с именем и другого архитектора - Федора Шехтеля: в одном доме он снимал квартиру, а в другом располагалась его архитектурная мастерская.
Невозможно было пройти мимо аутентичных дверей этой замечательной сталинки - 1-ая Тверская-Ямская, 13. Здесь жил великий клоун Карандаш и человек, который придумал слово "вертолет" - конструктор Николай Камов.
Спасибо за внимание!