Первые дни наступившего года я предавалась сну и лени в виде просмотра очередного росс. криминального сериала - "Морозова". Дело происходило в Калуге, мне нравились городские пейзажи города (я в нем была два лета назад),
неспешный ритм, главная героиня )
Потом я взялась за "Соборян" Лескова. Книжка мне покорилась не с разу. Я ее уже в n-й раз начинаю читать. Впервые совсем давно о ней говорили батюшки в Галиче (а мне было тогда 14 лет, и это был мой первый опыт общения с лицами духовного сословия). За последние года 4 я бралась за нее раза три. И не могла преодолеть рубеж в 1/3. Последний раз взяла книжку в библиотеке местной для чтения в метро на работу и с работы, по маршруту Ю-З-Преображенка. Так потихоньку шло ее чтение. В этот раз я уговаривала себя сконцентрироваться на слоге писателя, поскольку тяжело пробиваться в особенности быта двухвековой давности с разными устаревшими элементами жизни. Еще больше раздражали персонажи мещанского сословия, выведенные в книге, тот же учитель Препотенский, главная либерал-дама города и т.д. Иногда ловила себя на мысли, что худож. л-ра этой эпохи - вот прекрасный исторический источник. Но вот, была пересечена рубежная черта, с героями я свыклась, к обстановке привыкла, сюжет увлек. Последние страницы книги - о последних днях протопопа Туберозова, когда кончилась жизнь и началось житие его - произвели неизгладимое впечатление, также как и эпизод молитвенного стояния с дьяконом Ахиллой.
Конечно, здесь можно было бы написать, что Лесков дает панорамную картину жизни духовенства во второй половине 19 в., состоянии Церкви, взаимоотношения Ц. и общества, Ц. и власти, спорах, идеях, которые рождались в столицах и порой комичным или уродливым образом преломлялись на местах. Да, разумеется, все это здесь есть, как много других занимательных и поучительных сюжетов. Наверное, прочитав книгу до конца, можно начать читать ее сначала и уже иначе смотреть на диалоги лиц, монологические размышления протопопа Т. Но самое трогательное, тонкое, что удается далеко не всем,
совсем не всегда, что трогает душу в проповедях 12 века и чего порой совсем не сыскать в литературе современной, и к чему удалось пробиться в "Соборянах" - это чудо жизни души человеческой, ее становления, ее переживаний, ее крестного пути, с неизбежными падениями и преображением.