Трудно быть богом

Mar 05, 2014 02:52

Случилось так, что среди моих друзей и знакомых я отношусь к меньшинству, которые этот фильм оценивают как позитивное явление. Черт побери! Если говорить именно обо мне, я считаю его выдающимся, и конкретно в этом случае не буду осторожничать в высказываниях - я считаю последний фильм Германа гениальным. Да, именно так. Простите за пафос.

Я бы просто осталась при своем мнении, сохранив все аргументы при себе, если бы мои друзья не просили меня объясниться. В том числе потому, что когда-то я была главмастером ролевой игры по миру Арканара. Здесь стоит сразу прояснить несколько вещей. ТББ было первым произведением Стругацких, которое я прочитала. Возможно поэтому, возможно, по другим причинам, оно для меня так и осталось - отдельным, единственным в своем роде.

Стругацкие в своих книгах очень многое умалчивали, отдавая на откуп воображению читателя. Именно поэтому каждый из нас в Арканаре видел что-то свое, в том числе романтичное, красивое, воодушевляющее. В этом плане игра «Арканар: Роза ветров» стала (хоть это и не задумывалось вовсе) своеобразным социальным экспериментом, срезом мнений и ожиданий участников по поводу мира ТББ. На игре в полной мере проявилось сознание современных людей о том, каким мог бы быть Арканар при позитивном развитии сценария. Он таким и стал - милым, веселым, пьяным, если не с победой Просвещения и Возрождения, то с удержанием их позиций и устойчивым шансом на развитие. Но это все предыстория с пояснениями. Я хотела сказать о фильме.

Что сказал табачник

Это был один из вариантов названия фильма, предложенных Германом. И именно этот вариант, на мой взгляд, был бы самым правильным. Позже поясню, почему. Но Германа не стало. Фильм ушел в прокат с названием, которое обеспечило большую узнаваемость, но и большее количество ожиданий. Что, скорее всего, сыграло не в его пользу.

Сложно определиться, с чего начать, говоря об этом фильме. То, что это не кино, в привычном для нас понимании, это, по-моему, очевидный факт. Маститые критики произносят термины типа «синтетическое искусство» - возможно. Я не эксперт. Но для меня очевидно, что этот фильм задействует куда больше рычагов восприятия, нежели обычные кинокартины. Видеоряд, аудиоряд, монтаж - все это работает на ту степень погружения, на которую обычно не претендуют отдельные жанры искусства.

Пример для объяснения. Многие говорят о чудовищном ощущении от тесноты пространства представленных сцен, от постоянных предметов, мешающих смотреть, о странных ракурсах… Во время просмотра я тоже ловила себя на мысли, что мне тесно в этом босховском пространстве, наполненном излишним количеством деталей, сжатом стенами и предметами. Я почти физически ощущала дискомфорт и ждала, когда же покажут чуть более открытое пространство, когда же можно будет продохнуть. Но этого момента не наступало, и количество перешло в качество. Для меня за счет этого приема стали проясняться причины превращения землянина-прогрессора в того Румату Эсторского, которого мы видим на экране в этот самый момент его жизни.

Единственным местом в фильме, где присутствует открытое пространство, является поле, в котором стоит Пьяная берлога отца Кабани, - место, где собираются заброшенные на эту планету земляне. И не случайно - только здесь они могут, вспомнить, кто они и откуда, поговорить друг с другом на «земном» языке. Другое дело, что, не смотря на форму их общения, уровень содержания этого общения остается «арканарским» - они бухают, наезжают друг на друга, глумятся, обсуждают «бытовуху». Не то чтобы никто не помнит светлых идей и целей их миссии. Самая большая трагедия, на мой взгляд, показанная в картине, это то, что они все, включая Румату, больше НЕ ПОНИМАЮТ своих идей и целей. Все это осталось так же далеко, как и Земля, о возвращении на которую они периодически вспоминают, но как-то без энтузиазма, без представления о своем будущем там. Опять же не зря. Нет у них там будущего.

В фильме показано катастрофическое количество дерьма - как метафорического, так и натурального. Не склонна думать, что Герман был копрофилом. Нас сознательно с головой окунают в этот поток грязищи и отходов, чтобы возникло ощущение зловония и удушья - так же, как от замкнутых пространств, наполненных огромным количеством предметов. Эта невозможность отстраниться от окружающего засилья дерьма и тесноты дает понимание того, что в этом месте невозможно остаться прежним пришельцем с другой планеты, невозможно продолжать носить в себе иные представления о мире. Чтобы оставаться их носителем, необходимо хоть какое-то личное пространство, но здесь его просто нет. Здесь повсюду неприглядная сторона Арканара - тесная, грязная, душная, без возможности собраться с мыслями и восстановить силы.

В фильме мы видим уже результат воздействия этой невыносимой ситуации на человека, который когда-то пришел из другого мира. От того, другого мира у него остались лишь воспоминания о своей исключительности, уникальные способности и возможности, некоторые бытовые привычки, разъедающая тоска от собственного бессилия. В этой ситуации человек просто существует. Без надежды и цели. Старается не думать. Его чувства притуплены, поведение почти инстинктивно. Возникает ощущение, что Румата просто боится думать, боится рефлексировать, потому что одна лишь попытка сделать это среди окружающего ада может разорвать на части то, что еще осталось в нем от другого мира. «Я просто кожаный мешок» - говорит один из землян, попавший в капкан.

Все земляне на Арканаре уже не служат великим целям, они отрабатывают определенный функционал. Румата как-то вяло ищет Будаха - не потому, что хочет спасти мыслителя, а потому что таковы его задачи здесь. Просто по инерции - «Таков наш примар». Когда Румата произносит знаменитые слова «Сердце мое полно жалости», в них нет эмоции, в них нет содержания. Это просто эхо от прошлых мыслей и чувств. Очевидно, что окружающая действительность стала для него гораздо реальнее той, откуда он родом. Его общение с Пампой по поводу заточки мечей, взаимные подколки с Рэбой во время церемонии обувания Пица - более осмысленны и интересны, чем общение с коллегами-землянами. Здесь становится актуальным мотив с табачником, который так и непонятно, что сказал. О табачнике было сказано, что он был мудрый человек, но он однажды ушел и не вернулся. Румата повторил это о себе как основной диагноз: «Я тоже ушел и не вернулся».

Момент его «невозвращения» окончательно зафиксирован в финале, который закончился резней. Если в книге мы, читая о смерти Киры и последующей бойне, представляем себе, как от захлестнувших чувств из-за потери возлюбленной Румата «ломается» и идет убивать, в фильме нам показывают совершенно иное. Нет безумства от потери любимой - сомнительно, что здесь вообще имела место любовь. Смерть Киры служит лишь спусковым крючком - Румата получает легитимный, с точки зрения земной морали, повод отпустить себя и опуститься на дно окончательно. И начать делать то, что инстинктивно хотел делать уже давно в этом месте - уничтожать все, что видит. Поэтому в фильме он надевает шлем - маску животного, поэтому так натуралистично показано, как он бессмысленно прикасается ко все еще бьющемуся сердцу убитого врага, как к куску ничего не значащего больше мяса.

Заканчивая свой сбивчивый обзор, хочу еще раз поставить акцент на одной мысли. Для меня основная идея этого фильма заключается не в том, что, попав в скотскую среду, человек начинает вести себя как скотина, а в том, что он перестает мыслить как человек. Он не лишен информации, он не забывает о чем-то большем и светлом, он просто ПЕРЕСТАЕТ ЭТО ПОНИМАТЬ. В этом я вижу главное послание авторов фильма и именно это, на мой взгляд, делает его актуальным для любого исторического периода жизни человечества, включая нашу современность. А может быть, тем более - нашу современность.

Как-то так…
Комменты здесь отключаю, хотите обсудить - в ВК.
 

наизнанку

Previous post Next post
Up