«Театральный роман» по Булгакову

Nov 12, 2018 09:06

Для меня ноябрь этого года обещает стать театрально насыщенным. Приглашения от spbblog поступают, как из рога изобилия. Только успевай сверять свой календарь и подавать заявки, чем мы с kareliya_piter активно и занимаемся. Очень символично, что театральный месяц начался с «Театрального романа» в «Балтийском доме». Огромное спасибо spbblog и лично 2dar за предоставленную возможность заглянуть в театральное закулисье, kareliya_piter - за душевную компанию.

Театр-фестиваль «Балтийский дом» зазывает петербуржцев и гостей города в гости. В театре утверждают: «Ноябрь - не время грустить, а время идти в театр!». Так идем же скорее в зрительный зал.



Представленный на суд зрителей спектакль поставлен по одноимённому роману Михаила Булгакова. «Театральный роман» - неоконченное произведение писателя, написанное от имени некоего писателя Сергея Максудова (Арсений Воробьев).



Все начинается с предложения. Талантливому писателю, нашему главному герою, поступает предложение написать пьесу для театра. Так начинаются его взаимоотношения с Независимым театром. Исследователи творчества Булгакова считают, что «Театральный роман» в немалой степени произведение автобиографическое. История, рассказанная в романе, в какой-то степени отражает историю взаимоотношений самого писателя с МХАТом в ходе постановки пьесы "Дни Турбиных".

Неслучайно, наверное, в какой-то момент на сцене появляется огромная мхатовская чайка. До конца спектакля ее образ с горящими глазами является полноправным участником театрального действа.





Итак, писатель Максудов подписывает с театром договор - ему предстоит переделать свой роман в пьесу для постановки в Независимом театре. Поставив подпись на договоре, он попадает в театральную кабалу. Мало того, что наш герой лишается половины полагающегося ему гонорара, так он еще теряет права на свою же пьесу. Ко всему прочему, ему предстоит пройти тяжелый путь - терпеть переиначивания и переделки своего произведения в соответствии с желаниями театрального руководства, режиссера, артистов... И только если автор выдержит все перипетии этого нелегкого пути, то сможет увидеть и заветную афишу со своим именем на театральной тумбе, и саму постановку.



Начинается работа над пьесой, а с ней и знакомство со странным сообществом людей, имя которому - театральная труппа.



Нам, зрителям в зале, вместе с автором предстоит познакомиться с противоречивым миром театрального закулисья. Трагизм подневольного положения главного героя отступает, спектакль наполняется комическими сценками - яркими и смешными,



подчас неожиданными…



Мизасцены сменяют друг друга, порой они напоминают капустник, порой - водевиль, а иногда и любительский театр. Где-то тонкая ирония Булгакова, где-то - невообразимый гротеск от режиссера спектакля Леонида Алимова. Перед зрителем - мир театрального закулисья с бесконечными интригами и сценической суетой, особыми отношениями между людьми, постоянным лицедейством и тягой к богемности.

Герои сменяют друг друга, каждый персонаж «выписан» с особой тщательностью - у него своя история, характер, роль… Покажу лишь некоторых.

Философски возвышенный мэтр Аристарх Платонович (Михаил Брискин) и деятельная секретарша Торопецкая (Наталья Парашкина).



Рассудительный Иван Васильевич (Анатолий Дубанов).



Истеричная, вездесущая и постоянная играющая артистка Пряхина (Маргарита Лоскутникова).


Героев - в театре, а значит, и в спектакле - много, они разные. Есть те, перед кем зрительный зал замирает в почтении и благоговейном трепете. Основоположники, так они прописаны в театральной программке. Их роли исполняют корифеи «Балтийского дома»: Вадим Яковлев, Татьяна Пилецкая, Ирина Соколова.



По задумке режиссера любимые зрителями народные артисты читают монологи. Звучат три текста из популярных театральных хитов своего времени. Это было очень профессионально и убедительно.



Сильно, мощно и молодо.



Великолепно и безупречно.



Слова все верные. Это были сольные выступления профессионалов с большой буквы. Голос, дикция, умение держать зал… Но, вот героев, которых они играли, я, к большому сожалению, не увидела. А жаль…

Более убедительна была старая актерская «гвардия» театральной труппы Независимого театра. Очень доходчиво объяснили они автору, почему его пьеса им не нравится. Пьеса, сама по себе, замечательная. Но из-за молодости прописанных персонажей играть они в ней не могут. Этим она плоха и в таком виде в театре поставлена быть не может.



Надо отдать должное режиссерам Независимого театра. Шанс показать себя в профессии предоставили и начинающим актерам труппы. Сцена признания в любви от молодых артистов (Юлия Мен и Владимир Бойков) была превосходна.





Спектакль длится три часа (с одним антрактом). Герои, события, сцены сменяют друг друга. На сцене условные декорации. Лишь двигающаяся авансцена то выезжает на первый план, то отходит в закулисье.



Актеры не отпускают внимание зрителей. Сольные выступления, парные, групповые. В некоторых массовых сценах одновременно занято около двадцати артистов.



Впервые встретила в драматическом театре оркестровую яму с «живыми» музыкантами и дуэтом ретро-вокалисток (Варвара Маркевич, Ирина Муртазаева). Неожиданно, музыкально и очень в тему.



Текст от Михаила Булгакова. Актуальность затронутых тем. Яркие и запоминающиеся роли, многие из которых - бенефисные. Актерская работа, в большинстве своем, безупречна. Даже сценические тени великолепны и убедительны.



Зал смеялся, замирал, аплодировал стоя. Не скажу, что мне не понравилось. Уходила в смешанных чувствах. Захотелось обратиться к первоисточнику. Признаюсь, спектакль не отпускал. По прошествии времени определилась. Я люблю волшебство театра, когда ты открываешь дверь и проникаешь в его пространство, на автомате оставляешь одежду в гардеробе, спешишь купить программку, занимаешь место в зале и ждешь… Гаснет свет, открывается занавес, и ты на какое-то время выпадаешь из действительности и начинаешь жить в другом времени и пространстве.

А здесь - театральное закулисье. Нет, я просто обожаю заглядывать в закулисье. Но меня привлекают настоящие задворки театра - гримерки, театральные коридоры, костюмерные… А вот быть свидетелем закулисной жизни театральной труппы и процесса рождения спектакля мне, как оказалось, совсем не надо. Пусть творческие муки остаются за занавесом, я за магию театра)))

Хочется пожелать замечательному коллективу «Балтийского дома», чтобы вслед за главным героем, чуть подправив фразу, зрители как можно чаще говорили: «Часы, проведённые в театре, были лучшими...»


spbblog, Театральный роман, отзыв, театр, спбблог, спектакли, Балтийский дом, впечатления

Previous post Next post
Up