Даниэль Ноуленд (Daniel Nowland) имеет ученую степень в области cертификации качества продуктов питания, он является консультантом Джейми Оливера по вопросам, касающимся продуктов питания и сельского хозяйства. Даниэль ездит по всему миру и много времени проводит на фермах и предприятиях по производству пищевых продуктов. Совместно с Джейми Даниэль работает над созданием и усовершенствованием стандартов производства продуктов питания.
Далее мы приводим свободный перевод статей, выполненный самостоятельно, которые были размещены в личном блоге Даниэля, блог Даниэль ведет на сайте Джейми. Статьи посвящены очень актуальной на сегоднящний день теме - как правильно покупать и выбирать продукты питания, какими принципами при этом нужно руководствоваться (наши материалы будут состоять из 3-х постов, по две сатьи Даниэля в каждом нашем посте). Итак, слово Даниэлю.
«Экологически безопасный» и «выращенный в благоприятных условиях», "выращенный без ущерба для окружающей среды" - мы все чаще слышим эти термины применительно к продуктам питания. Нам говорят о пользе местных сезонных продуктов. И термин «продуктовые мили» тоже на слуху.
Но, что это все на самом деле означает? И как разобраться, какие продукты лучше? Если добавить сюда еще и критерий соотношение «цена-качество», то выбор продуктов питания может обернуться настоящей головной болью...
Что означает «осознанный» выбор продуктов?
По сути "осознанный выбор продуктов" - это выбор продуктов, которые лучше всего соответствуют нашим потребностям. Звучит это высказывание как нечто само собой разумеющееся. Однако на практике делать покупки осознанно намного сложнее, чем многие себе представляют. Все дело в том, что мы часто покупаем то, что нам просто нравится. Мы часто идем на поводу у рекламы. Проблема в том, что мы позволяем убедить себя, что нам нужен тот или иной продукт.
Каждый человек в своем выборе ориентируется на то, что лично ему действительно важно. Для одного важно поддержать местного производителя, другой руководствуется заботой о сохранении окружающей среды при производстве продуктов, для третьего важен только вкус, а для четвертого важна лишь цена продуктов.
Многие делают продуктовые покупки вообще не задумываясь о правомочности их производства или их экологической чистоте. Именно такой подход и есть противоположность осознанному выбору. Зачастую покупатели ходят постоянно в один и тот же супермаркет исключительно в силу привычки и списка покупок не составляют, при выборе продуктов для них часто определяющей является привлекательная упаковка или цена со скидкой товара.
Один из супемаркетов Ашан в выходной день, Москва
Что лучше: фермерские магазины или супермаркеты?
Простого ответа на этот вопрос нет, да это и неудивительно. И в том, и в другом случае есть свои «за» и «против».
Опять-таки, все зависит от ваших приоритетов, жизненных ценностей и возможностей.
Если только вы не живете в сельской глубинке, то скорее всего поблизости от вас есть супермаркет. Крупные сетевые магазины часто ругают за низкое качество продуктов. Виной тому - слишком большой ассортимент и объем продаваемой продукции. Но можно посмотреть на это и с другой стороны: в супермаркетах и выбор огромный, и покупки совершать удобно. Да, это так, но на полках супермаркетов все же много продуктов, которые не принесут пользы вашему здоровью.
Речь идет о таких продуктах, как газированные напитки, дешевые сладости и жирные снеки. Но в этих же супермаркетах можно купить и свежие овощи, и полезные продукты, богатые белком. А еще такие магазины предлагают большой выбор приправ и специй, способных выгодно преобразить даже самое простое в смысле приготовления блюдо.
Безусловно, независимые частные или фермерские магазины могут стать отличной альтернативой супермаркетам. Но нет никакой гарантии, что качество продуктов в таких частых магазинах будет выше. Все зависит от уровня этики ведения бизнеса в каждом магазине. В большинстве стран в уважающем себя фермерском магазине, мясной или рыбной лавке можно не только купить продукты высокого качества, но и услышать интересную историю с местным колоритом. Такие магазины выгодно отличает индивидуальный подход к покупателю и любовь владельцев к своему делу. И, будем надеяться, они напрямую сотрудничают с изготовителем продукции.
Магазин здорового питания " Город-Сад", Москва
Начиная с 1980-х годов в Великобритании закрылись примерно три четверти мясных магазинов. У оставшихся магазинов либо были постоянные преданные покупатели, либо качество продуктов и сервиса у них было намного выше по сравнению с супермаркетами. Будь то мясная лавка или фермерский магазин, они действительно имеют возможность довести свой способ ведения дела до совершенства. Для большинства супермаркетов это является непосильной задачей из-за отсутствия мотивации у сотрудников и низкого уровня зарплат.
Мясник в одной из мясных лавок, Лодон
Имеют ли значение «продуктовые мили»?
Под «продуктовыми милями» («food miles») обычно подразумевается то расстояние, которое преодолели продукты питания от места производства до полки в магазине. Имеет ли этот факт для вас значение или нет при покупке продуктов - зависит от личных приоритетов. Если вы предпочитаете местные продукты и поддерживаете местного производителя - тогда, да. Если ваш выбор продуктов определяется идеей защиты окружающей среды при их производстве, то, скорее всего, это не так уж и важно для вас.
Фрукты и овощи можно импортировать из страны с жарким климатом, или можно выращивать их в местных теплицах, которые необходимо обогревать. В первом случае экология планеты пострадает меньше. А как быть с такими продуктами, как зерна кофе или какао-бобы, которые растут только в странах с жарким или тропическим климатом?
Остается только покупать такие товары в виде импорта, но это не мешает большинству людей наслаждаться кофе или шоколадом, даже если они и руководствуюся идеей поддержки местного производителя.
Главный вывод таков: если можно производить доступные по цене продукты высокого качества в своей стране, то нет смысла их импортировать.
Магазин органических неупакованных фруктов и овощей, Лондон
Что такое «сезонность»?
Такие понятия как «сезонность» и «продуктовые мили» связаны между собой. Например, летом в Великобритании выращивают потрясающую клубнику. Можно есть свежие, вкусные, экологически чистые ягоды и таким образом поддерживать местного производителя. А вот зимой придется довольствоваться импортной клубникой. Скорее всего она не будет такой же вкусной и ароматной, как местная, и покупка импортной клубники не пройдет бесследно для окружающей среды.
Если есть возможность - покупайте местные сезонные продукты. И для окружающей среды польза, и вкус у них будет гораздо лучше.
Перечисленные рекомендации помогут вам осознанно выбирать продукты. Это вполне под силу каждому из нас. Кроме того, важно отдавать себе отчет в том, что именно мы употребляем в пищу и почему. Предприятия пищевой отрасли будут вынуждены реагировать на изменения в потребительском спросе. В результате выиграют и экология, и мелкий, и крупный бизнес, и качество продуктов.
Когда вокруг столько разговоров об экологичности, сезонности и благоприятных условиях содержания животных, голова может пойти кругом. Как сделать так, чтобы выбор продуктов не противоречил личностным ценностям? И с чего начать?
Во второй части статьи «Как стать этичным покупателем» мы поговорим о том, на что следует обратить внимание при покупке продуктов животноводства, а также научимся осознанно подходить к закупкам продуктов на неделю.
Магазин здорового питания, Лондон
Насколько «этичны» по отношению к окружающей среде крупные супермаркеты?
Этот вопрос не перестает занимать меня на протяжении уже многих лет. И без критического анализа существующей информации здесь на разобраться. Крупные супермаркеты утверждают, что заботятся об экологии, но на деле это не всегда оказывается правдой.
Может сложиться мнение, что магазины премиум класса продают исключительно произведенные без ущерба для окружающей среды и для здоровья человека (будем их называть соответственно "этичными" и "экологичными") продукты. А в магазинах эконом-класса вся продукция - сплошь "неэтичная" и "неэкологичная". Такое утверждение было бы ошибочным.
"Экологичные" и "неэкологичные" продукты можно встретить как в дорогих супермаркетах, так и в магазинах класса "эконом". Интересно другое: в некоторых странах крупные супермаркеты все же берут на себя обязательства, связанные с защитой окружающей среды при производстве продуктов.
Участник фермерского фестиваля Slow Food ("медленная еда"), Москва
Благоприятные условия содержания животных в фермерских хозяйствах
Супермаркеты Sainsbury’s, например, принимают активное участие в реализации программы «Одобрено Королевским обществом по борьбе с жестоким обращением с животными» (
RSPCA Assured). Благодаря этому фермы имеют возможность улучшить условия содержания животных.
Крупнейшая сеть супермаркетов Австралии «Woolworths» также присоединилась к программе, призванной с обеспечением благоприятных условий содержания животных. И теперь все куриное мясо, производимое под брендом «Woolworths», проходит проверку на соответствие необходимым стандартам. За этими переменами стоят реальные действия. Розничные торговые сети твердо решили изменить ситуацию в лучшую сторону и выполняют свои обязательства.
Составить рейтинг наиболее «этичных» розничных магазинов непросто. Нужно учитывать все - от условий содержания животных до размера минимальной заработной платы на производящем предприятии а также влияние деятельности фермы на окружающую среду.
В январе 2016 года был опубликован отчет, в котором рассматривались минимальные стандарты содержания животных на фермах. Перед составителями отчета стояла непростая задача - дать оценку крупнейшим игрокам на рынке продуктов питания. Учитывалось все: что заявляют компании, какие обязательства на себя берут, и, главное, что делают конкретно в этом направлении.
Неудивительно, что возглавили список такие бренды как «Уейтроуз» (Waitrose), «Маркс энд Спенсер» (Marks and Spencer) и «Сейнсберис» (Sainsbury’s), а замыкали рейтинг дисконтные магазины Lidl (Лидл) и Aldi (Альди). Действительно, как мы видим из этого примера, если речь идет о качестве условий содержания животных то цена продукции имеет значение.
Частный рыбный магазин, Северный Лондон
Как осознанно подходить к закупкам продуктов на неделю. Основные рекомендации
Если вы стремитесь стать этичным покупателем, постарайтесь следовать основным рекомендациям, приведенным ниже. Также обращайте внимание на информацию об условиях содержания животных. И не забывайте про прочие факторы, о которых говорилось в первой части статьи.
1. Не покупайте все в одном магазине. Безусловно, время - ценный ресурс для каждого из нас. Тем не менее, возьмите за правило делать покупки в нескольких разных супермаркетах и частных фермерских магазинах - так вы научитесь выбирать лучшее из того, что предлагает каждый из них.
2. Проведите небольшое исследование. Если условия содержания животных и воздействие на окружающую среду вам не безразличны, почитайте информацию на сайте супермаркета об этом. Так вы сможете узнать о деятельности компании в данной области. Только не станьте жертвой так называемого «зеленого пиара». Громкие заявления о защите окружающей среды могут оказаться всего лишь хорошо продуманным маркетингом.
3. Поддержите независимые частные магазины, которых становится все меньше. Чтобы остаться на плаву, им нужны покупатели. Не бойтесь подойти и поговорить с продавцами - отвечать на вопросы - это их работа. В таких магазинах даже можно почерпнуть новые кулинарные идеи. При этом, в отличие от супермаркетов, там нет чрезмерного изобилия, которое зачастую сбивает нас с толку.
4. Составьте список покупок и придерживайтесь его. Воздержитесь от покупки продуктов, на которые действует специальное предложение (если только вы изначально не собирались их покупать). Продукты, купленные со скидкой, зачастую либо являются причиной переедания, либо оказываются в мусорной корзине.
5. Внимательно читайте этикетки на продуктах, расспросите об условиях содержания животных. Некоторые этикетки только выглядят «зелеными и этичными», но в действительности ничего не значат. Сертифицированная продукция, такая как «Одобрено RSPCA» (
RSPCA Assured), «Гуманное обращение с животными подтверждено» (
Certified Humane) или «Благоприятные условия содержания животных подтверждены» (
Animal Welfare Approved), является лучшей гарантией того, что за этикеткой стоят реальные дела.***
6. Покупайте меньше продуктов, но лучшего качества. Переизбыток дешевого мяса, яиц и молочных продуктов на вашем столе точно нельзя назвать «экологичным» потреблением. Когда есть возможность, выбирайте органическую продукцию и продукцию произведенную из животных травяного откорма, обращайте внимание на условия содержания животных. Это принесет пользу всем.
И, самое важное: «Покупайте, готовьте и ешьте ровно столько, сколько нужно и не более того». Когда мы покупаем, готовим и едим больше, чем требуется, то страдают и окружающая среда, и наш кошелек. Для начала постарайтесь сделать так, чтобы меньше продуктов шло в отходы и выбрасывалось. В результате у вас останется больше средств на то, чтобы питаться «этично».
***Поищите в интернете информацию «как научиться читать этикетки продуктов питания», чтобы лучше понимать, что стоит за разными обозначениями.
__________________________________________________
Некоторые замечания и дополнения на обсуждаемую тему от хозяек блога (на тему российской действительности).
В статье речь идет о программах улучшеного содержания животных, которые поддерживаются крупными торговыми сетями в Великобритании (для сравнения сеть супермаркетов Sainsbury’s - аналог нашего Перекрестка, а Waitrose - Азбуки Вкуса).
По нашему мнению такие программы возникают, поскольку на них есть "общественный запрос." Это тоже своего рода маркетинг, но действующий во благо. Сектор маленьких частных магазинов с контакной торговлей и менее крупных сетей, торгующих в сегменте "эко," в нашей стране также присутсвует (особенно бурно растет этот сегмент в 2-х столицах, где становится модным следить за своим рационом), хотя и не все позиции в таких точках могут соответсвовать понятию "здоровая еда" (широкий резонанс приобрели проверки многочисленных просроченных товаров в магазинах сети "Вкусвилл", которые влекли за собою множественные отравления, при этом компания гордится тем, что не использует консерванты в своей продукции).
Присутсвует у нас и еще один сегмент: интернет-торговля, где можно найти почти все, нужно лишь четко представлять свои требования и пожелания. В нашей стране отсутсвует обязательная сертификация органической продуктов питания, тем выше необходимость в том, чтобы сам покупатель разбирался в качестве приобретаемого товара. А основные направления, в которых следует действовать, указанные в статье, нам кажутся правильными:
- покупать больше местных и свежих продуктов;
- правильно определиться с набором продуктов, которые вы "разрешаете" покупать в супермаркете (у нас в семье это в основном бакалея: крупы, ржаная мука, бобовые, определенные сорта растительного масла, соль, в остальные отделы мы даже не заглядываем);
- правильно определиться с выбором с молочных продуктов и мясом - в идеале их стоит приобретать фермерские или понимать, где и как они были произведены.
Жители мегаполисов и маленьких деревень, как нам кажется, имеют равные шансы правильно питаться: в городе больше выбор продуктов, нужно только тщательнее их выбирать, зато в маленьких городах и деревнях натуральные продукты доступнее, но некоторых наименований нет в продаже (например, некоторых редких видов муки, которые необходимы для безглютеновой диеты). В общем, подходите к своей диете обдуманно, и будте здоровы!
__________________________________________
Интересную статью на близкую к обсуждаемой тему вы можете прочитать у нас в блоге:
Органические продукты - почему стоит покупать (часть 2) Часть 1 этой статьи в конце поста здесь:
http://irina-co.livejournal.com/125527.html