Церковь Иоанна Предтечи в Толчково - вторая по величине в Ярославле и самая трогательная из всех православных церквей, виденных мною.
До такой степени, что уходя, чувствуешь себя так, словно кого-то бросил,
я даже попросила прощения.
Возможно, что срабатывает комплекс факторов - история создания церкви и её расположение.
В 17 веке церковь строила всем миром богатая Толчковская слобода и это был очень важный для всех проект, слобожане не просто жертвовали деньги, но и передали церкви иконы, некоторые довольно древние, которые составили второй ярус иконостаса .
Судя по всему не только материальная составляющая была вложена толчковскими слобожанами в строительство церкви Иоанна Предтечи, но и сильный духовный посыл, иначе, чем объяснить, что 15-главая красавица воспринимается как коллективная мольба, обращенная к богу.
Когда подходишь к церкви впервые и из-за уродливого забора завода красок, застилающего весь горизонт, вдруг робко начинают по одному проглядывать зеленые купола. то некоторое время сомневаешься, то ли это место.
Может быть, это какая-то церковь на территории завода, думаешь, вглядываясь сквозь листву? И только когда многочисленные купола возникают разом, понимаешь, что это она, красавица церковь Иоанна Предтечи.
Восхищает архитектура церкви, идеальная кирпичная кладка и украшения из фигурного кирпича и цветных изразцов - всё вместе совершенно, как песня в камне. Или молитва в камне.
Внутри сохранились яркие цветные фрески в манере детского рисунка на невероятное количество сюжетов, то ли две то ли три тысячи сюжетов находят в росписях стен.
Иконостас, к сожалению, пуст.
Некоторые сохранившиеся иконы (неземной красоты, надо сказать) выставлены в музее-заповеднике Ярославля, который (увы и ах!) в 2018 году по распоряжению президента переходит в собственность РПЦ, Опять нас ждут бабки с поджатыми губами и вечными придирками.
Современная РПЦ имеет к православному культурному наследию такое же отношение, как товарисч Сечин к природным ресурсам.
Но до чего же жалко покидать красавицу-церковь! Сначала она скрывается за деревьями, потом печально смотрит вслед из-за бетонного забора и исчезает совсем.
С дороги ее не увидишь, если не знать, что она там.