Выкладываю текст: Гвоздев А.А. Массовые празднества на Западе

Jun 19, 2007 23:35

Гвоздев А.А. Массовые празднества на Западе.- Л.,1926

Церковная процессия и ее театрализация
В эпоху преобладания натурального хозяйства, а также в пору развития феодального порядка, когда самыми крупными земельными собственниками на Западе были монастыри и высшее духовенство, средневековая церковь играет роль господствующей силы, определяющей хозяйственное, политическое и духовное развитие Европы. Поэтому неудивительно, что она рано начинает стремиться к тому, чтобы овладеть массовыми празднествами и, подчиняя их своему влиянию, тем самым сделать их орудием пропаганды своих интересов и укрепления своей власти. В силу этого, скромная религиозная процессия, первоначально служившая лишь целям религиозного культа, быстро разрастается и превращается в организованное пышное шествие. Привлечение к ней массы населения, не принадлежащей к церковной организации, становится сознательной целью церковных властей, а богатство монастырей и церковных землевладельцев позволяет придать этим шествиям характер пышного зрелища, захватывающего простых зрителей роскошью костюмов, искусно изобретенной игрой с вещами и целым рядом других способов театрализации церковного обряда, расширенного до массового празднества и свободно включающего в себя как остатки языческих праздников, так и новые формы празднеств, народившиеся в процессе развития денежного хозяйства, городов и цехов.
Театрализация церковной процессии приводит не только к включению в прежние шествия, имевшие место в дни церковных празднеств, целого ряда театральных моментов, но и к учреждению новых празднеств, назначение которых связуется уже неразрывно с воздействием на массу населения путем пышно организованной процессии. Таково празднество, учрежденное в 1264 году и носящее название праздника „Тела Христова" (Corpus Christi) 1, в котором организованное шествие является "центральным моментом, своего рода ежегодной демонстрацией церковников. Быстро развиваясь, церковная процессия предстает пред нами в законченной форме в XV-XVI веках, когда она прочно входить в жизнь города и служит мощным орудием пропаганды в руках церкви, заключающей союз с королевской властью и с наиболее зажиточными слоями городской буржуазии.
Опираясь на акты городского архива в Брюгге за 1513-1530 г.г., опубликованные в Известиях Фламандской Академии Языка и Литературы 2, мы можем восстановить характерную картину церковной процессии в одном из главных центров развивающейся торговли и обрабатывающей промышленности (г. Брюгге, во Фландрии).

1 Празднуется в католической церкви в четверг после Троицы.
2 de Procession general en de Hallegeboden te Brugge door Edw. Gailliard. Verslagen en Mededelingen der koninklijke Vlamsche Academic voor Taal en Leter-kunde. 1912. стр. 1060-1226.

Накануне того дня, когда процессия должна развернуться по улицам города, население извещалось о предстоящем событии особыми указами, оглашавшимися на рынке, из окна с медной решеткой, в присутствии двух городских чиновников, при чем народ звоном городского колокола созывался на площадь. Эти указы точно определяли время и место процессии и предписывали ряд мероприятий, необходимых для поддержания порядка во время шествия.
Таким образом, городские власти брали под свое попечение и под свою ответственность религиозную процессию и обязывали граждан считаться с ней, как с твердо установленным явлением. Городские указы запрещают производить торговлю во время шествия и предписывают закрытие всех помещений, торгующих вином. Запрещаются также светские игры и увеселения, при чем на управляющих домами накладывается штраф в случае нарушения данного предписания. Особое внимание указы обращают на то, чтобы „Большой Рынок" и улицы города были вычищены и освобождены от всего, что могло бы помешать свободному продвижению шествия.
Городские власти назначают особых людей, поручая им наблюдать за порядком процессии, при чем все промышленные и торговые гильдии и цехи приглашаются беспрекословно повиноваться распоряжениям этих комиссаров. Ослушникам и нарушителям порядка указы грозят
„немедленной отправкой в тюрьму" и наказанием „по усмотрению судей". О том, что было кого наказывать, свидетельствует указ 1526г., в котором говорится, что „некоторые бездельники бросали камнями в костюмированные фигуры (personagien), которые шли в свои процессии и играли"; это указывает, с одной стороны, на участие в процессии театральных игр мистериального характера, с другой, что с надвижением реформации нарастало и недовольство этими старинными церковными традициями. Против „богохульников" приходилось уже бороться суровыми мерами, вплоть до прокалывания языка раскаленным железом (указ от 1489 г.), и королевский эдикт от 1517 г. предписывает зоркое наблюдение за всеми проявлениями кощунства.
Охраняемая городской и королевской властями, процессия церковников развертывается по улицам города с большой пышностью. В шествии участвует иногда весь Городской Совет, иногда лишь представители его, но присутствие городских чинов, а также старшин гильдий и цехов в общем является обязательным. К ним примыкает король или принц со свитой, если они находятся в городе в день процессии. Процессия объединяет духовенство всех церквей и монастырей города, при чем каждая группа несет свои хоругви и знамена. На всем пути шествия, из окон домов вывешиваются ковры и цветочные украшения, а на главной площади выстраивается особый алтарь (Trezoor), накрытый дорогими покровами, на который и ставится принесенная процессией реликвия.
В особо торжественных случаях реликвия окружается во время шествия большими восковыми свечами, которые несут 24 представителя от города и 24 от религиозных братств и обществ. Кроме того, несут до 300 факелов, украшенных красными и белыми розами. Городские старшины идут, согласно предписанию, в черных костюмах, с трехфунтовыми свечами в руках, а „кающиеся" шествуют в белых одеждах, босые, с непокрытыми головами и с горящими факелами в руках. Женщины идут отдельно от мужчин, при чем один из указов разрешает женщинам только тогда присоединиться к шествию, когда пройдут мужские группы. Нередко городские указы предписывают участникам быть чисто и опрятно одетыми и итти во время шествия „не поднимая шума и смеха". В частности это относится и к детям, ученикам церковных школ, также непременно участвующих в процессии.
Поводом к устройству процессии служат самые различные события:
чума в городе, дурная погода, внезапная болезнь испанского герцога, въезд короля, заключение мира с Венецией, перемирие с Францией, война „с Великим Турком", избрание нового Папы, рождение в Вальядолиде Филиппа II и т. п.
Все наиболее важные политические события отмечаются процессией, число которых заметно возрастает к концу XV века 1, оживляя будничную жизнь большого торгового города.

1 С февраля 1479 г. до июля 1491 в Брюгге имели место 154 процессии, т. е. в среднем по 12 процессий в год.
Previous post Next post
Up