Класс /Entre les murs

Oct 15, 2018 16:02

Классическая кинорулетка от altereos)
Кинорулетка №22 продолжается Победителями Каннского кинофестиваля - самого престижного международного кинофестиваля, победители которого автоматически попадают в список "must see" каждого киномана.

Ириске-киноманке достались Уроки Французского, или
Класс /Entre les murs
Entre les murs (Между стен) - французский художественный фильм 2008 года, поставленный режиссером Лораном Канте по частично автобиографическому роману Франсуа Бегодо (который был учителем французского языка и литературы в школе в центре Парижа). Автор книги сам написал сценарий и снялся в ключевой роли. Картина была удостоена "Золотой пальмовой ветви" на 61-м Каннском кинофестивале и целой кучи других наград разных стран и народов.
В ролях: Франсуа Бегодо, Агам Малембо-Эмен, Анжелика Санцио, Артур Фогель, Бубакар Туре, Бурак Озильмаз, Карл Нанор, Шериф Бунайджа Рашеди, Далла Дукур, Дэмиен Гомес
О фильме: Франсуа и его коллеги-учителя готовятся к новому году в средней школе в неблагополучном районе. Он не заносчив и не слишком строг, его экстравагантная прямота часто ошарашивает учеников. Но его педагогическая этика подвергается испытанию, когда ученики начинают ставить под вопрос его методы преподавания...
Описание с Кинопоиска, Ириска с ним не совсем согласна:
во-первых, школа в центре Парижа, что все-же не очень тянет на неблагополучный район, хотя, кто знает, если все благополучные парижане переехали на окраины, то может быть...
во-вторых, к-либо экстравагантности ни в поведении учителя, ни в его методах преподавания, Ириска не заметила - ни плясок с бубнами, ни выдирания волос у неслухов;
Да ладно, чего уж там...

Говорят, что если в каком-то году в Каннах нет несомненного фаворита, приз получает к-либо добротно сделанное кино с социальной проблематикой. Если это так, то "Класс" именно такой случай.
Социальных проблем там затрагивается как минимум две:

Первая, вечная как мир проблема воспитания подрастающего поколения (известно, что на шумерских табличках уже писали "В последние годы наша земля вырождается; видны знаки того, что мир быстро идет к своему концу; мздоимство и развращенность властей стали обычными; дети перестали слушаться родителей; каждый хочет написать книгу", хотя последние исследования подвергают достоверность текста сомнению.)
и попыток дать им хоть какое-то образование, что, после отмены наказаний розгами (в наше либеральное время питерскую учительницу, недавно огревшую нерадивого ученика книгою (!) вынудили уволиться) стало задачей почти непосильною.
Проблема номер два: Конец Европы на примере не самой плохой школы практически в центре Парижа - агрессивное непослушное большинство из афрофранцузов, китаец, азиатка, одинокий представитель Малых Антильских островов, если этнические французы и есть, то они себя активно не проявляют. Хорошо ли это, плохо ли, не мне судить, где Париж и где Ириска (которая хоть и была в Париже, но не путает туризм с эмиграцией!).
но проблема еще в 2008-м году (до европейского миграционного кризиса 2015 года) была и уже беспокоила умы.

Художественные достоинства фильма заключаются в его нарочитой документальности типа трясущейся камеры: исполнитель главной роли учителя французского Франсуа Бегодо - автор книги и сценария фильма, дети - ученики Франсуа, непрофессиональные актеры, действие заменено диалогами - уроки, в основном состоящие из перепалок учеников между собой и учителя с учениками и иногда попыток учителя хоть как-то научить этих оболтусов основам французского языка и литературы, для чего на уроках почему-то читают "Дневник Анны Франк" (я смотрела с профозвучкой Первого канала, и, может быть, какие-то нюансы преподавания французской лингвистики могла опустить), дети обучению по мере сил активно сопротивляются, беседы с родителями (некоторые из которых не говорят по-французски, поэтому детки служат переводчиками), разговоры в учительской, трогательная учительская политкорректность. Сюжета как такового нет - начинается учебный год, год продолжается несколькими отрывочными линиями, ведущими в никуда, год кончается, кто-то (кто хотел) чему-то научился, кто-то совсем ничему (для чего надо было постараться) - год как год, жизнь как жизнь...
Фильм про школу глазами учителя - ученики, в общей массе (исключая старательного китайца) тупые, ленивые, чудовищно невежественные (не знающие даже слов "интуиция" или "сноб", похоже, по телевизору они смотрят только футбол и исключительно матчи Африканской лиги), с зашкаливающим самомнением, требующие уважения гаденыши мелкие доносчики, не прощающие учителю даже пары неосторожных слов.
Несколько, поскольку ученицей Ириска была, хотя и сто лет назад и в совсем другой стране (вы будете смеяться, но наша школа была похожа скорее на "Доживем до понедельника", чем на "Чучело"), не хватало объемности, отношений с другой стороны колючей проволоки учеников между собой, их отношения к учителю и учебному процессу, показанных их глазами.
и еще, к вопросу объемности (или бифокальности?), хотя детям в фильме 13-14 лет, выглядят они на добрых 17-18, здоровенные раскормленные лбы, нет, тут уж зады, с трудом помещающиеся за партой, не знаю, в чем дело, может быть такой эффект (вкупе со снижением интеллекта и прилежания) дает пожирание гамбургеров с картошкой-фри. не знаю, но поведение, еще объяснимое у мелких 13-14 летних, в 17-18 навевает грустные мысли.

И наконец, чтобы не заканчивать на совсем уж грустной ноте, какой бы ни была школа, учителя и ученики, у них ли там, в закатной Европе, или в России, встающей с колен, Ириска-оптимистка верит в человечество и прогресс. В конце концов, если со времен шумерских табличек человечество выжило и даже немного прогрессировало (хотя бы заменив глиняные таблички айфонами), не пропадет и теперь.












кинорулетка

Previous post Next post
Up