Азарт удачи /The Fortune Cookie

Nov 04, 2019 15:00

Билли Уайлдер, семикратный лауреат Оскара, снявший одну из лучших комедий мирового кинематографа "В джазе только девушки", принимал участие в создании порядка 80-ти кинолент в качестве сценариста, режиссера и продюсера. Для КиноРулетки от dart_maus №2 "Фильмы Билли Уайлдера" выбраны полнометражные фильмы, в создании которых он участвовал в качестве самостоятельного режиссера.
Ириске достался

Азарт удачи (The Fortune Cookie)

американская комедия нравов режиссера, сценариста и продюсера Билли Уайлдера с Джеком Леммоном и Уолтером Маттау в главных ролях, 1966 год.
Оскар 1967: Уолтер Маттау - Лучшая мужская роль второго плана, номинации: Лучший оригинальный сценарий, Лучшая работа оператора, Лучшая работа художника.
В ролях: Джек Леммон, Уолтер Маттау, Рон Рич, Джуди Уэст, Клифф Осмонд, Лурин Таттл, Гарри Холкомб, Лес Тримэйн, Лорен Джилберт, Марж Редмонд, Ноам Питлик

Телевизионный оператор Гарри Хинкл во время матча по американскому футболу совершенно случайно получает небольшую травму от звезды национальной футбольной лиги "Бум Бума" Джексона. Сам пострадавший никаких претензий к Бум Буму не имеет, но зато их имеет зять Гарри, ушлый адвокат, разработавший план аферы с целью получить от страховой компании огромные отступные за мнимые увечья Хинкла. к нему присоединяется и почувствовавшая запах наживы бывшая жена Гарри, сразу решившая "восстановить" брак...

Комедия нравов, бичующая пороки человеческой натуры. в данном случае высмеивается алчность в лице проныры адвоката Вилли, вовлекающего в свою аферу мягкотелого рохлю Гарри, поманив возможностью возвращения давно уже бросившей его красавицы жены.
Как-то у меня последнее время с комедиями не очень - снова не смешно. Уолтер Маттау в роли проныры адвоката Вилли хорош и совершенно заслуженно получил Оскара, Джек Леммон узнаваем в уже привычной роли простака Гарри, Джуди Уэст вполне красотка, и самый приличный из всей компании Рон Рич в роли трогательно пытающегося искупить свою мнимую вину "Бум-Бума". Исполнители кривляются в меру своих возможностей, иногда забавно, чаще утомительно. Забавно в противостоянии Вилли с дельцами страховой компании, пытающимися уличить нашу компанию в подлоге. Утомительны ужимки и прыжки Леммона-Хинкла, что в инвалидной коляске, что в окончательные моменты прозрения, когда он поддавшись на провокацию детектива, начал прыгать по потолку, одновременно понял, что жена вернулась только из-за денег (а на что он, собственно, рассчитывал - на внезапно проснувшиеся чувства? так о них и не было уговора, Вилли с самого начала, уговаривая Гарри на аферу, соблазнял его этим возвращением "ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад"). Финальный пинок в зад бывшей благоверной Ириску не то слово, что сильно возмутил, скорее озадачил (во всеми любимых "Орешках для Золушки" меня так же озадачил принц, оставляющий тонуть в болоте мачеху с сестрами, и будущее счастье Золушки с таким принцем вызывало осознанные сомнения) и окончательно лишил малейшей к Гарри Хинклу симпатии.

Как-то получилось, что Ириска стала сочувствовать не тому персонажу, невольно болела за проныру адвоката, хотела, чтобы его афера удалась. Да и в самом деле, ведь не вдов и сирот он собирался ограбить, а лишь немного потрясти тугие кошельки злобных и жадных страховщиков и воротил футбольного бизнеса.
Увы. "Азарт удачи" снят уже на излете, но под несомненным влиянием строгой цензуры кодекса Хейса, который не только регламентировал длительность экранных поцелуев (если еще в 1933 году Мэй Уэст в фильме "Она обошлась с ним нечестно" могла сказать свою знаменитую фразу "У вас пистолет в кармане или вы просто рады меня видеть?", то в 1946-м в Хичкоковской "Дурной славе" Кэри Грант целует Ингрид Бергман в течение двух с половиной минут с постоянными перерывами, потому что продолжительные страстные поцелуи были ограничены тремя секундами),
но и запрещал показывать "сочувствие к какому-либо нарушению закона": Все уголовные дела должны быть показаны как заканчивающиеся наказанием, и ни преступление, ни преступник не должны вызывать симпатий у аудитории, либо аудитория должна хотя бы "осознать, что такое поведение неверно" - тут можно разве что сравнить старых "Друзей Оушена" (фильм 1960 года с Фрэнком Синатрой) с новыми римейками и порадоваться за последних.
Теперь понятно, почему темпераментный Мэттау, с блеском переигрывающий всех остальных исполнителей, получил Оскара за роль только второго плана. И почему Уайлдер как автор сценария придумал "хороший финал". Сам финал, действительно (если забыть предыдущие ужимки-прыжки и пинок в зад) получился душевным и трогательным. и оставляющим надежду, что Вилли не пропадет, отыгравшись на детективах страховой компании.

под катом несколько скриншотов с IMDb
Вилли и Гарри



бедный, бедный Гарри


теперь он станет немного богаче, наверно.


Бум-бум предлагает непрошеную помощь


жена в деле!


тс-с-с за нами наблюдают


воссоединение семьи


зверюга адвокат (с) и акулы страхового бизнеса


Бум-Бум и Гарри. финальный хэппи-энд.


ЗЫ:
Как Кодекс Хейса не удержал моральных устоев
О Кодексе Хейса - своде цензурных правил, определивших эстетику Золотой Эры Голливуда и на долгие годы изгнавшему с Фабрики Грез геев, бога, девственность и волосатую грудь,
А также о том, как в 2011 году Владимир Путин выступил с предложением ввести в России кодекс, аналогичный хейсовскому. Союз кинематографистов России отреагировал на это составлением этической хартии, провозглашающей "формирование у зрителей гражданской позиции, основанной на традиционных ценностях и принципах российской государственности", "ориентацию на семейные ценности, ответственное воспитание детей, преемственность поколений" и ставящей целью "развитие гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству и его многовековым традициям". Члены Союза, которые присоединятся к хартии, обязуются "не наносить вред фундаментальным устоям и безопасности общества", "уважать традиции, историю, символику Отечества; чтить исторических деятелей, не подвергать исторические факты и биографии выдающихся людей грубым искажениям", "избегать неподобающего, оскорбительного использования религиозных и священных символов, унизительного отношения к священнослужителям традиционных конфессий, оскорбления чувств верующих", "поддерживать идеи соборности, коллективизма, самоорганизации общественной жизни и развития гражданского общества". В общем, nuff said, как говорят в Голливуде.
Отдельно подчеркивается, что это «рекомендательный акт, не имеющий обязательной юридический силы», но кинематографисты все равно напряглись. Кто-то считает, что принятие хартии может обернуться цензурными рогатками, поскольку положения этого документа можно толковать очень широко, кто-то, напротив, уверен, что через пару лет инициатива с «путинским кодексом» будет забыта как курьезный анахронизм. Нам же, зрителям, со своей стороны остается запастись попкорном, укрыться пледом, надеяться на лучшее и готовиться худшему - в общем, как всегда.
Ириска, давно готовящаяся к худшему и уже ушедшая во внутреннюю эмиграцию, надеется лишь на то, что как всегда в России строгость законов смягчается необязательностью их исполнения. Dixi.

кинорулетка

Previous post Next post
Up