- американская психологическая драма, дебютная режиссерская работа Мела Гибсона, 1993 год. Экранизация одноименного романа Изабель Холланд. Ненавистная жизнь с матерью и двумя сестрами от разных отцов сделала 12-летнего Чака циником и нахалом. Но однажды он знакомится с Джастином Маклаудом - таинственным отшельником с обезображенным лицом, о котором ходят самые невероятные слухи. И оказалось, что не все еще потеряно для обоих. Оставим эту аннотацию на совести Кинопоиска... В ролях: Мэл Гибсон, Ник Стал, Маргарет Уиттон, Фэй Мастерсон, Гэби Хоффманн, Джеффри Льюис, Ричард Мейсер, Майкл ДеЛуис, Итэн Филлипс, Джин Де Баэр
Америка конца 1960-х, небольшой городок в штате Мэн. Двенадцатилетний Чак живет с мачехой и двумя сводными сестрами от разных мужчин. Отца Ник практически не помнит, знает лишь, что тот был военным летчиком и трагически погиб. Мачеха не злобная, худо-бедно заботится о мальчике, только слишком легкомысленная и меняет мужей как перчатки, с младшей сестрой Чак кое-как ладит, зато старшая постоянно его изводит и третирует. Не знаю, почему Чака считают циником, нахалом и трудным нелюдимым подростком - по-моему вполне милый мальчик, разве что немного замкнутый и мечтательный, вот его злобная старшая сестрица - та еще злыдня. Чак чувствует себя одиноким и мечтает поступить в военное училище, которое заканчивал его отец, но проваливает экзамены. После случайной встречи на пароме Чак знакомится с бывшим преподавателем Джастином МакЛаудом - таинственным отшельником с обезображенным лицом, о котором ходят самые невероятные слухи. То ли он выживший президент Кеннеди, то ли сбривший бороду Фидель Кастро, а кто-то считает обезумевшим монстром-убийцей. Чак просит его помочь с подготовкой к переэкзаменовке (вот, право слово, не знала, что для поступления в военное училище надо знать Шекспира и переводить с латыни...), МакЛауд не сразу, но соглашается и между ними завязываются дружеские отношения...
Мне понравилось. Медленное, тягучее, неспешное кино, которому явно не хватает динамики - нерва, драйва, напряженного ожидания, что добром эта идиллия не кончится, но нельзя же все и сразу! Доброе, душевное, трогательное кино о дружбе и доверии, о том, что внешность обманчива и нельзя по ней судить о людях (вот такая нехитрая истина, но!), с достаточно позитивным финалом. За то что, в отличие от романа, героя не сделали ни гомосексуалистом, ни педофилом - большое Ирисковое спасибо сценаристам и лично Мелу Гибсону.
Знаете ли вы, что... [Spoiler (click to open)]* В основу фильма положен одноименный роман швейцарской писательницы Изабель Холланд. Но если герой ее книги был гомосексуалистом, то в киноверсии он стал просто одиноким непонятым человеком. * Мэл Гибсон принял решение самому сыграть роль Джастина МакЛеода лишь после того как не смог найти подходящую кандидатуру среди других актеров, которые один за другим отклоняли предложение. * Фильм стал режиссерским дебютом Мэла Гибсона и первой ролью на большом экране для 12-летнего Ника Стала. * Поэма о самолетах, которую герой Мэла Гибсона дает почитать Чаку - это «High Flight» («Высокий полет») американского поэта и летчика Джона Гиллеспи. * Сцена, где Чак и Джастин стоят высоко на горе, наблюдая за водой, была снята на горе Брэдбери, в штате Мэн. Из-за резко обрывающего к воде склона на протяжении многих лет этот участок охраняла защитная изгородь, которая на период съемок была снята, а затем возвращена на свое место. * Мастерский специальный грим, превративший половину лица Мела Гибсона в один сплошной чудовищный ожог, создал один из величайших американских мастеров гримэффектов - Грег Кэнном.
Из отзывов на Рутрекере) [Spoiler (click to open)]Психологическая драма с элементами мелодрамы Вопреки осторожным прогнозам (не выше $17 млн.) по поводу коммерческого потенциала режиссёрского дебюта 37-летнего актёра Мела Гибсона, его лента «Человек без лица» собрала почти в полтора раза больше, хотя данный результат всё равно несопоставим с кассовыми показателями одной из четырёх серий «Смертельного оружия» или других боевиков с участием этой кинозвезды. Психологическая драма об одиночестве и завязывающейся дружбе между 13-летним мальчишкой Чаком и изуродованным в автокатастрофе учителем Джастином МакЛаудом, который живёт отшельником в небольшом городке в штате Мэн и даже слывёт обезумевшим монстром-убийцей, отчасти может напомнить раннюю картину Гибсона-актёра. В снятом ещё в 1978 году в Австралии «Тиме» он играл отставшего в своём развитии юношу, которого все считают почти животным, но он резко меняется после встречи с женщиной старше по возрасту. К сожалению, первая лента Гибсона в качестве режиссёра, не очень эмоциональная и более декларативная, успевает поднадоесть к финалу почти так же, как и обезображенная половина лица одного из самых привлекательных исполнителей мирового кино. Никто ж тогда вовсе не предполагал, что потом Мел Гибсон поставит такие впечатляющие эпические драмы, как «Храброе сердце», «Страсти Христовы» и «Апокалипсис».
Несколько кадров от Кинопоиска мечты Чака, с которых начинается кино
встреча на пароме, с которой и началась эта история
красивая, но легкомысленная мачеха с новым кавалером
Джастин МакЛауд с совой
упражнения в прекрасном
иногда постановщики забывают про пластический грим и мы можем видеть красивого Мела Гибсона (а может быть видим его глазами Чака, который говорит, что перестал замечать шрамы МакЛауда)