20 октября ориентировочно наша несистемная оппозиция проводит расширенный «круглый стол» на тему МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, где мне предложено быть основным докладчиком. Готовясь к этому выступлению, которое затем будет опубликовано в виде большой статьи, буду постить и в двух ближайших «воскресных записках» отдельные его фрагменты.
Человек социален уже по своей сущности. Ну не может он существовать без других людей, не общаясь с ними, не пользуясь их помощью, не ожидая от них ответной реакции и т.д.Личность реализуется только во взаимодействии с себе подобными. Маугли никогда не будет личностью.
У человечества , в отличие от животных, даже самых разумных, существует эволюционно накопленный общественно обусловленный «капитал мысли". Каждый индивид в большей или меньшей степени подключается к этому общечеловеческому богатству знаний, умений, навыков, тем самым сращивая свою биологию с социальностью,
Множество индивидов образуют социум, в котором каждый связан с другими разнообразными социальными связями. Эти многообразные связи и определяют социальность человека.
Можно выделить три уровня социальности любого человека: малую, среднюю и большую.
1. Малая социальность - это непосредственно личная жизнь индивида , семья и узкий круг его близких.
2.Средняя социальность - это те общности, в которые неизбежно входит любой человек, являясь членом трудового коллектива, жителем многоквартирного дома или посёлка, участником разных групповых организаций ( общественных, партийных, спортивных , культурных, культовых и прочих)
3.И , наконец, большая социальность означает принадлежность индивида ко всему социуму, его статус гражданина государства, страны, Родины - кому как больше нравится называть эту большую общность.
В соответствии с социальным статусом индивида: личный, групповой, гражданский - можно определить и ареалы его функционирования как микро- , макро - и мегаареалы : личная жизнь; работа, проживание и деятельность совместно с определённым количеством других людей; принадлежность к населению определённого государства. Есть и ещё один высший - гигаареал : все мы - жители одной планеты Земля.
Вот на этих разных уровнях в разных ареалах действует (или бездействует) любой индивид.
На микроуровне достаточно активно функционирует подавляющее большинство людей, ибо всем понятно, что если индивид не занимается собой, своим образованием, развитием, не занимается своей семьёй и детьми, то ничего хорошего ему не светит. А вот на макроуровне ( дом, посёлок, район и т.д.) такое понимание уже отсутствует : многие не считают нужным что-то делать, отдав решение всех возникающих там проблем на откуп «дяде». И уж совсем ничтожен процент людей, которые уверены в необходимости своего активного участия в жизни всей страны. При этом многими принимается как должное, что по месту жительства все вопросы, совершенно не считаясь с людьми, решают местные чиновники, а в стране всё за них решает, назначившая сама себя президентами, премьерами, министрами, главами регионов и депутатами властная группировка. Эти люди сами определили себя в социальные аутсайдеры, ибо только наличие всех трёх уровней социальности и отличают ГРАЖДАНИНА от обывателя.
О малом личностном уровне сейчас не буду подробно говорить: писала в воскресных записках об инфантилизме, холопской психологии, зомбируемости, равнодушии и других худших проявлениях социальности наших обывателей, которые, несомненно, тормозят построение у нас гражданского общества.
Местное самоуправление, главная тема этого обсуждения, хоть и относится к социальному макроареалу деятельности людей, но является при этом тем необходимым фундаментом, на котором строится мегаареал - само гражданское государство. Остановлюсь немного подробнее на определении такого государства , так как конечная цель, которой способствует местное самоуправление - это именно его построение.
Антиобщественное государство порождает антигосударственное общество.
Что и наблюдаем в нашем обществе : население чуть ли не поголовно ненавидит государство, ошибочно отождествляя его исключительно с власть имущими.
Но если мы высадим десант власть имущих, скажем, на необитаемый остров, там не возникнет автоматически государство : нет населения, над которым можно властвовать. Без территории тоже нет государства: вспомним евреев, у которых его не было, пока они не заполучили часть палестинской территории, у цыган государства нет и сейчас. Без формы управления тоже нет государства: Сомали никто государством не признаёт - дикое неуправляемое бандитское население беспредельничает на такой же неуправляемой территории. То есть, говоря простым языком, для существования государства необходимы определённая, закреплённая за ним территория, постоянно проживающее на ней населения и форма управления этими территорией и населением. Основные виды государственного устройства определяются именно формами правления.
Для любителей строгих научных форулировок могу дать такие, например, философские определения государства:
- государство - институциональная державно-правовая организация, позволяющая социальной общности в кругу однопорядковых, себе подобных созданий пролонгировать воспроизводство устоявшейся характерной жизни. Возможность такого предрешается собственностью на территорию, население, историю, культуру. Никакая из догосударственных или негосударственных (общественно-политические объединения) гражданских ассоциаций подобной прерогативой не располагает.
Или ещё:
- государство - состояние социальности, достигаемое через властную консолидацию народа на территории с последовательной кодификацией, юридизацией, институционализацией межсубъектных связей, привнесением в интеракцию индивидов элемента правового формализма.
То есть, переходя опять на простой человеческий язык, можно констатировать, что при наличии национальной, этнической, социальной, классовой, религиозной и прочих разобщённостей и даже противостояния людей - регулирование их взаимоотношений однозначно необходимо. При этом нормальное государство должно противодействовать деструкции, кризису, упадку, способствовать нейтрализации напряжений и конфликтов, добиваться максимума стабильности общественного целого, его совершенствования, упрочения, прогресса. Для организация оптимальных возможностей человеческого существования в государстве необходимо создание таких структур, которые оказывают этому максимальное содействие и избегание при этом разрастания паразитирующих бюрократических структур. Всё вышесказанное и является главной целью гражданского государства.
И необходимость принятия определённой формы управления будет всегда - даже если, как мечтают разные любители фантастики, сотрутся все границы и национальные различия и будет единое мировое, но всё равно по всем признакам государство, объединяющее все земли мира и народы - ведь регулировать взаимоотношения между людьми и в этом гигаареале обязательно придётся.
Вот здесь и возникает проблема баланса малой, средней и большой социальности граждан. Качество итоговой суммы и фиксирует расцвет или запустение государства ( хозяйства, социальной сферы, образования, культуры, самосознания).
О том, какая роль в этом балансе отведена местному самоуправлению, о создании с его помощью горизонтальных и вертикальных социальных связей и пойдёт речь дальше.