Драли ли вас в детстве? Мои знакомые чётко делятся по отношению к этому действию на два непримеримых лагеря:одни категорически против физического воздействия на людей и ,в особенности, на детей; другие убеждены, что иногда это - единственный действенный способ. Первые в пользу своего мнения приводят аргументы, что дети нередко озлобляются на применивших к ним физическое наказание родителей,а также, сами вырастают жестокими и т.д. Экстраполируя это мнение на взрослых многие также утверждают, что и жестокость наказания всегда озлобляет наказанного.
Думаю, что это абсолютно неверно. В подкорку нормального человека "вшито" чувство справедливости, и озлобиться человек может, если его наказание заведомо несправедливо. Даже маленький ребёнок интуитивно чувствует - наказали ли его за дело или взрослые просто выместили на нём свою злобу и раздражение. Обиды оправданны лишь во втором случае.
Существует даже шутка, что ум почему-то лучше всего вколачивается через заднее место:-)
Меня драли. Приведу всего один пример. Лето, окна открыты,родители дома, а мы, подростки, во дворе играем в волейбол. Я позволяю себе жестоко сострить в адрес мальчика-инвалида. Прихожу домой и с порога получаю хорошую порцию ремня от не сказавшего при этом ни слова отца. А что было говорить? И он и я прекрасно понимали, что это гнусность, и что сесть на кухне и поговорить на эту тему "по душам" будет выглядеть элементарной фальшью.
А это пример уже из моего родительского опыта.Зима.Является моё чадо после своих уроков в младших классах, обедает и безмятежно занимается своими делами.Проходит несколько часов и у нас на пороге появаляется заплаканный одноклассник: его портфель, где были ключи от дома и всё остальное был кем-то спрятан.Быстро выясняется кем. Звонкая оплеуха.Полное и молчаливое понимание...
Без ложной скромности отмечу, что для меня и моих близких существуют вещи, которые никогда и ни при каких обстоятельствах не будут нами сделаны.За закрепление некоторых из этих понятий пришлось пострадать физически. При этом никакой обиды на наказавших нет и в помине.
Но перейдём от частного к общему.
Справедливость наказания внутренне понимает большинство получивших пощечину хамов,многие, отбывающие заслуженный срок, преступники и немало других, совершивших некрасивые поступки и получивших за это сполна, индивидов. Понимают, даже вслух не признаваясь в этом ...
Справедливость - это одно из главных, но невероятно трудно достижимых мечтаний человечества. Веками оно к этому настойчиво стремится. Например, главным положительным критерием оценки любого правителя в основном была его справедливость. Именно за справедливостью извечно отправлялись ходоки к монархам,феодалам и другим господам, в поисках справедливости писали и пишут граждане письма генсекам, премьерам и президентам. Именно с надеждой найти справедливость идут многие граждане в суд.
А вечная мечта людей - это справедливое устройство общества, общества, где все были бы равны перед законами и имели равные права.
Но...Природа изначально "штампует" людей несправедливо. Одни рождаются красивыми, другие - уродливыми; одни умны, другие - глупы; одни талантливы, другие - бесталанны; одни здоровы, другие - больны; одни рождаются во дворцах, другие - в трущобах и т.д.
И всегда люди стремились как-то подправить этот "произвол" природы. Подправить хотя бы в той области, где человек сам уже может оказывать влияние на конечный результат.
Как уже выше отметила, люди обладают "встроенной" функцией понимания справедливости. Например,большинство безоговорочно признаёт справедливость того, что человек, наделённый талантом, может добиться в своей области большего, чем бесталанный. Но если бесталанному создают "зелёную улицу", а таланту строят всяческие препятствия - люди во всём мире однозначно признают это несправедливым.
Например, большинство людей признаёт заслуженность богатства Билла Гейтса, достигшего его исключительно своим умом. А вот неприятие людьми богатств большинства нуворишей объясняется отнюдь не "вечно присущей голытьбе зависти к чужому богатству", как настойчиво пропагандируют нам апологеты дикого капитализма, а именно осознанием несправедливости способов приобретения этих богатств. Так же, и при Совке, люди, как правило,не завидовали академикам, а вот торгашей и завскладами презирали именно за способ приобретния ими благосостояния.
Идеальной справедливости быть не может, как не может быть ничего идеального.
Но стремиться к ней любому цивилизованно развивающемуся обществу нужно. Обиженным здоровьем людям СПРАВЕДЛИВО помогать существенно больше, чем бодрым здоровичкам. Имевшим несчастье родиться у небогатых и неответственных родителей детям СПРАВЕДЛИВО государственно помогать больше, чем детям, родившимся в семьях богатых и ответственных. С талантливого и успешного человека СПРАВЕДЛИВО требовать больше, чем с бесталанного и невезучего. Но главная СПРАВЕДЛИВОСТЬ любого общества всё-таки в том, что все должны быть равны перед законом, начиная от главы государства, кончая последним бомжом. Sic!