Этот псто лишь подводит итог
этой дисскуссии и облекает сделанные выводы в более удобочитаемую форму.
Сценарий, рассматриваемый в "
Апофении" предполагает, что изменения глобальны, т.е. затронули весь мир. А что если эти изменения локальны, т.е. коснутся отдельно взятых стран? Как это может повлиять на развитие событий? Об этом ниже.
Прежде всего предисловие, которое в некоторых случаях позволяет экономить массу времени:
Дорогие детишки!
Сейчас мы будем учиться сочинять сказки-страшилки.
Давайте сегодня напишем про страну, в которой главным ученым сделали шарлатана, разрушили медицину, заставили заниматься сельским хозяйством крайне неэффективным способом и наказали всем рожать как можно больше детей.
Напишите рассказ, в котором будет понятно почему правители этой страны так поступают с жителями, зачем им это нужно и к чему это приведет...
Следует учитывать, что общества бывают
статическими и динамическими*.
Статическое общество консервативно, оно основано на традиции и эксплуатирует такое чувство, столь характерное для взрослых млекопитающих животных, как неофобия - самое важное не ошибиться, лучше двигаться по известным маршрутам. Яркий образ статического общества - империя, описанная
здесь(главная ее функция - не дать времени пойти вновь, а уж если это случилось - как можно дольше не позволять подданным это заметить...)
Динамическое общество основано на инновации, самое важное для такого общества - эффективность.
Статические общества не в состоянии конкурировать с динамическими и правящие элиты, чтобы сохранить власть и прекратить массовый отток населения, вынуждены изобретать различные аналоги "железных занавесов".
Однако, по мере отставания, у элит статических обществ остается все меньше шансов сохранить атономность и независимость от гораздо более развитых соседей и чтобы сохранить хотя бы остатки независимости и уклад, основанный на традиции, нужно заинтересовать соседей в его сохранении.
"Туристическая деревня" - один из способов. Однако рано или поздно, от традиционного уклада остается одна лишь иллюзия, витрина, которую показывают туристам.
Тем более этот способ не подходит, если речь об огромной стране ничем не привлекательной для туристов.
В этом случае остается еще один способ: стать сырьевым придатком. И действительно, более развитому соседу в таком случае невыгодно будет прогрессорствовать - чем более развит придаток, тем больше ресурсов он в состоянии освоить самостоятельно и тем меньше продаст.
Но большинство ресурсов не бесконечны: ископаемые рано или поздо заканчиваются, а для использования возобновляемых обычно требуется развитая инфраструктура.
Есть, конечно, сельское хозяйство и, если речь о какой-то экзотической продукции, которую дешевле выращивать в определенных климатических условиях, то на некоторое время это может помочь. Во всяком случае до тех пор, пока соседям не станет выгоднее выращивать эту продукцию или у себя, используя ГМО-сорта и интесивные методы сельского хозяйства, или добиться внедрения этих инноваций в экономике придатка. Т.е. это тоже паллиатив.
Какой же ресурс для своего производства требует традиционного уклада и массовое производство которого тяжело наладить в обществе свободном от предрассудков?
Я знаю как минимум один такой ресурс: человеческие органы.
Конечно, ради этого необязательно услугами внешнего поставщика - капиталистический способ производства подразумевает обязательное существование пула безработных бедняков, услугами которых можно было бы воспользоваться.
Но существование значительного траффика уже сегодня может говорит о том, что бедняки из развитых стран не в состоянии конкурировать со своими коллегами из развивающихся:**
Более того, трудно себе представить условия, в которых даже самый бедный из безработных согласился бы пожертвовать таким органом, отсутсвие которого несовместимо с жизнью.
Здесь на помощь может прийти религия.
Многие религии (и их секулярные аналоги в виде тоталитарных идеологий) придают огромное значение жертвенности, способности члена социума пожертвовать своими интересами:
"Ради други не жалея живота своя!"
Несложно себе представить те небольшие корректировки, которые потребуются для того, чтобы, например, православие начало одобрять принесение в жертву выбранных членов общества.
В конце-концов, в Библии написано "не убий", а православные легко преодолели это препятствие и сейчас даже имеются специализированные военные попы.
Но для этого необходимы условия, в которых членам религиозной общины было бы ясно, что жертва осуществляется ради них, а не ради пополнения кошелька кого-то из власть имущих.
И такие условия так же легко представить: это перенаселенность и вызванный ею голод. Обмен одного члена общины на еду для всех остальных не сможет вызывать сильного противодействия, если остальные члены общины голодны.
Дополнительные бонусы: если государство специализируется на таком виде животноводства, то населению не требуется образование и на этом можно сэкономить.Поскольку нет сложного производства, нет нужды образовывать, то нет и нужды заботится о продлжительности жизни. Более того, поскольку органы берутся у молодых, то старики становятся обузой. Избавляясь от них, государство избавляется от ненужных трат на пенсии и на медицине.
Отсутствие медицины также обладает дополнительным бонусом: популяция избавляется от наследственного груза, выживают только наиболее здоровые т.е. конкурентоспособность такого поставщика органов и его производственные мощности возрастают.
Высокая смертность требует отказа от планирования семьи: даже если вернуться на дореволюционные уровни развития, то только 3 из 10 доживало до детородного возраста: это немного, но это больше чем нужно для поддержания поголовья на одном уровне.
Поэтому не исключено, что для избавления от избытка населения потребуются небольшие войнушки, с остатками же избыточного населения разберется голод.
Возможно, что это ничто иное как спекуляция, но мне кажется, что в России ведется подготовка к такому сценарию:
Возведение "железного занавеса"; запрет ГМО; реформы, направленные на уничтожение медицины и науки; господдержка религии, популяризация запрета абортов ...
Возможно, что это все объясняется исключительной безмозглостью руководящего состава страны, но это еще менее вероятное предположение, как на мой взгляд.
В деле популяризации религии руководству России предстоит еще много работы. Сейчас не более 20% населения готово считать религию очень важной частью своей жизни. И далеко не все из них сегодня готовы стать донорами, чтобы пожертвовать своей жизнью ради счастья ближних.
Но думаю, что у них все получится. Во всяком случае до этого все прекрасно получалось.
* точнее будет сказать, что основанием общества могут быть статические и динамические меметические системы.
Кстати, защита Сергеевым религии не выдерживает критики - без каменных орудий человечество тоже вряд ли стало бы на ноги, но это не значит, что сегодня каждый должен уметь вытесывать себе из камня рубило, с религией так же. Более того, Сергеев жесток, предлагая не трогать верующих - почему-то когда речь о медицинской помощи, он против гомеопатии, а когда речь о психологической помощи он не возражает против психологических аналогов гомеопатического лечения - религиозных психопрактик...
Хотя он прав в том, что активные нападки на религию могут приводить к усилению ее позиций.
**
** отсутствие России и большинства стран Африки на карте может объясняться тем, что клиенты знают о сопоставимых уровнях распространенности ВИЧ-инфекции в этих странах и не хотят иметь дела с донорами из этих стран.