3 вводных вопроса и ответа:
1. Когда в Европе появился Интернет? - В раннем средневековье ( примерно 7-9 вв)
2. Кто был первыми пользователями? - а) Евреи. б) с 9-10 вв. к ним присоединилась часть монашества, создавшего свою - альтернативную информационную сеть (менее совершенную - добавим мы).
3. Вы это серьезно? - Абсолютно серьезно.
Перейдем к более развернутому изложению.
В этом тексте практически отсутствуют цифры, даты и конкретные примеры. Но вовсе не потому, что я по невежеству своему таковых не знаю. Просто мне не хотелось излишне загромождать изложение. Ни один из известных мне фактов не противоречит данной гипотезе. Возможно, ей противоречат факты, мне не известные. Ведь я все ж таки дилетант, хоть и "нахватался" кое-какой информации.
С информацией в раннем средневековье дело обстояло из рук вон плохо.
Такое понятие, как мобильность (не только социальная, но и чисто пространственная, географическая) к подавляющему большинству населения средневековой Европы просто неприменимо. Знакомый и понятный мир кончался сразу же за крепостной стеной родного города или за околицей деревни, а все, что вовне, было полно угрозами, чудищами, людьми с песьими головами. Поездка в соседний город превращалась в опасное приключение.
Информация о происходящем даже за пару сотен километров распространялась медленно и, как правило, искажалась до неузнаваемости в процессе передачи (по принципу "испорченного телефона").
Словом, наблюдался хронический дефицит достоверной информации. У правителей источников информации было больше и получали они ее быстрее, но тоже явно недостаточно. Не случайно, неприятельское войско какого-нибудь соседнего княжества очень часто обнаруживалось уже у стен города.
Добавим к этому поголовную неграмотность населения (включая правителей и исключая часть духовенства и монашества), ужасающее невежество, готовность поверить самым нелепым слухам и представлениям и нам станет ясно, что господствующими чувствами по отношению к огромному и неизвестному миру "снаружи" были страх и тревога. При таком положении самым разумным представляется максимально отгородиться от внешнего мира, замкнуться в себе и "окуклиться".
Что мы повсеместно и наблюдаем в период раннего средневековья (разумеется, не только по этой причине), когда центробежные силы значительно сильнее центростремительных, что приводит ко все большему дроблению, к созданию бесчисленных карликовых феодальных государств. А до изменения вектора движения к интеграции, до начала формирования национальных государств остаются еще века.
Однако, была одна категория или группа европейцев, которая обладала неоспоримым превосходством перед всеми остальными жителями в объеме, доступности, надежности и эксклюзивности информации, в разнообразии каналов связи а, стало быть, и в уровне информированности. Это были евреи.
На первый взгляд это утверждение кажется странным. Согласно нашим привычным представлениям, еврей в эпоху средневековья был существом "страдательным", традиционным козлом отпущения, мишенью всеобщей враждебности и презрения. Словом, классическим изгоем или, как сейчас принято говорить, низкостатусным членом общества. Откуда бы тут взяться преимуществам в информации, да еще "неоспоримым"?
Эти представления в какой-то степени отражают реальность того времени, но ТОЛЬКО если рассматривать еврейскую общину исключительно как элемент общественной структуры средневекового города. Если рассматривать ее ТАК, т.е., ИЗОЛИРОВАННО - в отрыве от других еврейских общин Европы -, мы едва ли что-нибудь поймем о самой общине, ее подлинной роли и перспективах развития. Напротив, рассмотрение еврейской общины в двух плоскостях - как элемент населения города и как часть еврейского сообщества Европы, радикально меняет привычные представления о статусе и возможностях такой общины.
Вот это одновременное существование в двух плоскостях было уникальной особенностью евреев, отличающей их от остальных современников. Ведь даже монахи, кочевавшие по городам и монастырям Европы, не были частью оседлого населения, т.е. тоже пребывали только в одной плоскости.
Едва ли эта особенность и ее следствия осознавались ("были отрефлексированы") в достаточной мере самими евреями и, тем более, их окружением. Однако, не всегда требуется полное осознание имеющихся возможностей, чтобы эффективно их использовать.
Именно в особенностях организации еврейской общины и характере взаимодействия между еврейскими общинами в эпоху европейского раннего средневековья, т.е. примерно 6-11 вв, по моему мнению, можно найти не только ответ на вопрос об истинном значении евреев в тогдашней Европе, но и получить разгадку их роли в последующей европейской истории. Словом, евреев, этих изгоев средневековой Европы, по целому ряду параметров (прежде всего - по уровню информированности) можно было бы уподобить Гаруну аль-Рашиду из сказок "1001 ночи". Думаю, не будет сильным преувеличением сказать, что в каком-то смысле раннее средневековье (до 11 века включительно) было "золотым веком" европейских евреев, несмотря на все очевидные недостатки их положения.
Еврейские общины существовали в Европе еще во времена Римской Империи (в основном, в Греции, Италии и южной Галлии). С началом раннего средневековья началась активная еврейская "экспансия" в Европу. Еврейские общины в это время возникали от Прикамья на востоке до Атлантического океана на западе.
Эти общины при всех различиях обнаруживают значительное сходство друг с другом по образу жизни и внутренней организации. Поэтому все, сказанное ниже о связях между еврейскими общинами в Европе, относится в той или иной степени к любой из них.
Именно благодаря общинам, разбросанным по всей Европе, у евреев информации и знаний о внешнем мире было намного больше, чем у их средневековых современников. Такая информированность обеспечивалась постоянными контактами с соседними и более отдаленными еврейскими общинами. Оттуда постоянно кто-то приезжал по торговой или матримониальной надобности, сообщая, разумеется, все главные новости, происшедшие "за рубежом". Да и сами члены общины часто отправлялись "в загранпоездки" с теми же целями.
Отношение к миру также было принципиально другое. Мало того, что лучшая информированность снимает страх перед неизвестным. Еще более важно, что главная угроза для еврейской общины исходила как раз изнутри, от враждебно настроенного местного населения. Внешний мир на этом фоне выглядел куда более дружелюбным. Во всяком случае, именно он (еврейские собратья в нем) сулил спасение в случае внезапной опасности - погрома или изгнания.
Кроме того, в отличие от подавляющего большинства своих соседей, евреи (по крайней мере, мужская их часть) грамоте были поголовно обучены, благодаря обязательному изучению Торы и Талмуда. Это также давало им огромные преимущества. Так, они в письменном виде могли запросить требуемую информацию из компетентного источника (например, купец - у купца и пр.) и получить ответ в неискаженном виде. К тому же, обмен информацией происходил на общем для них, но непонятном для прочих языке, что гарантировало ее конфиденциальность.
Словом, для того времени евреи были превосходно информированы о происходящем во внешнем мире. Эта информационная "фора", обусловленная постоянными контактами между еврейскими общинами, высоким уровнем грамотности и наличием общего языка, было одним из основных преимуществ евреев по сравнению с их современниками.
Если вдуматься, совокупность средневековых еврейских общин являлась типично сетевой организацией, по принципу функционирования весьма напоминающей интернет. В сущности, это и был СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ, обеспечивающий "юзерам" невиданные по тем временам объем, скорость, надежность информации, равно как и количество каналов связи. Причем доступ к этому "интернету" в силу упомянутых выше причин для других был закрыт.
Нет, евреи НЕ ПРИДУМАЛИ средневековый интернет, они САМИ БЫЛИ этим интернетом. Точнее, аналогом Интернета была совокупность еврейских общин - сеть, по которой циркулировала гигантская и разнообразная по тем временам информация. Евреи же, как индивиды, были единственными пользователями Сети в эпоху раннего средневековья. Количество участников этой "социальной сети" точно соответствовало общей численности еврейских общин Европы от Уральских гор до туманного Альбиона. Сейчас их бы назвали "френдами". Они и могли считаться "френдами" с гораздо большим правом, чем нынешние, ибо их соединяло не только виртуальное знакомство, но и (зачастую) родственные связи, схожесть биографии, общая система ценностей и общение "в реале". Только церковь и монашеские ордена, располагавшие "сетью" монастырей, могли в некотором роде конкурировать с ними в сфере информации.
Конечно, "средневековый интернет" - это метафора, и ее не надо понимать буквально. Правильнее было бы назвать еврейскую "информационную систему" раннего средневековья несовершенным аналогом или прообразом интернета. Но тут важнее другое - благодаря этой СЕТЕВОЙ системе по объему, качеству, доступности информации средневековая еврейская община настолько же (а, может, и больше) превосходила ее современников, как нынешний продвинутый интернет-пользователь превосходит своего дедушку доинтернетовской эры.
На этом я заканчиваю первую часть изложения своей версии "еврейских чудес" без мистики и конспирологии.
Но на этом эти чудеса не заканчиваются. Читайте в следующем выпуске: а) конфедеративный принцип, б) "еврей еврею - друг, товарищ и брат", в) польза "запрета на профессию".
Наверняка, медиевисты и специалисты по еврейской истории без труда отыщут неточности и противоречия в данной гипотезе. Вполне возможно, что под огнем их критики она будет опровергнута и уничтожена. Но не исключено, что, пройдя через горнило критики, откорректированая и дополненная новыми фактами, она только укрепится. Так что я готов к любому из этих вариантов и лишь смиренно жду мнения оппонентов. Вопрос лишь в том, появятся ли эти оппоненты.