Кишинев. 13 июля 2011 года
Любителям троллейбусных путешествий, осваивающих новый 22 маршрут, временно идущий через Виадук, следует поостеречься. Особенно при переезде с Ботаники в Старый город. Гораздо надежнее кататься через вокзал. А работающей массе горожан, которые вынуждено ежедневно перемещаются на всех видах транспорта в этом же направлении, в ближайшее время, не мешало бы сходить на экскурсию. В направлении белой стрелочки, указывающей на приведенной схеме на красную точку. Чтобы убедиться в надежности мостовых конструкций Виадука.
Приведенный на схеме Мало-Малинский ручей еще со времен моего детства все также бежит по своему руслу, увлекая за собой листья, щепки, полиэтиленовые ошмётки и прочий легковесный мусор. И нет ему дела до суетливой и кипучей деятельности города. Уже не одно десятилетие несется он предместьем Малая Малина по улице Широкой, сметая в сильный дождь все на своем пути, проныривает сквозь узкие трубы, перехлестывает редкие самодельные мостки, проносится под Виадуком, усеивая своей добычей все побережье.
Учитывая своенравный характер такого, вроде неприметного, с высоты наших человеческих дел, ручья в свое время проектировался и строился Виадук.
«Старое» русло ручья, показанное на схемах красным цветом, проходило как раз в середине пролета, между несущими опорами моста.
Это наглядно видно на следующей схеме, которая показывает, как выглядит пространство под Виадуком на сегодняшний день.
Лет пятнадцать двадцать назад русло ручья проходило естественным образом ближе к малоэтажным жилым домам по левому берегу ручья. Но жильцы постепенно менялись. Рос уровень их территориальных притязаний. Левый берег постепенно подсыпался, поднимался. Появился проезд вдоль берега. Новые проезды показаны желтой линией. Русло ручья сместилось к теперешнему своему положению. На схеме оно отражено голубым цветом и условно названо «новым».
Не знаю, в какой мере эти манипуляции, увеличивающие размер земельных участков и дающие дополнительные удобства проживающим здесь горожанам, в том числе при пользования современным личным транспортом, законны. Согласованы ли эти действия с властью и контролирующими органами.
Когда-то путь в Долину Роз, задолго до того, как появилась сама идея застраивать новый жилой район, который мы теперь называем Ботаникой, проходил для нас мальчишек начала пятидесятых годов, как раз через это место. Через тополиную рощу, безжалостно вырубленную под строительство малоэффективных, маловместительных гаражей, по диагонали мимо Польского и Армянского кладбища. Сквозь великолепную шелковичную аллею, растворяющуюся в запахах эфирных масел от выжимок маленького завода. И далее, немного правее. К громадной глыбистой куче - леднику, старательно и густо посыпанной мелкими опилками и истекающей на жаре многочисленными прохладными ручейками, сбегающими к берегу хилого заиленного озера в долине. Озеро и ледник - бесплатное «мороженное» и были конечной целью наших длительных по тем временам путешествий, куда-то в запредельную даль. Может быть, и в сегодняшний день.
И сегодня, иногда, не столько для того чтобы сократить путь, сколько по следам детских воспоминаний, я прохожу в этом направлении.
Вот и вчера мы с Юлей проходили этим местом, спасаясь от изнуряющей жары под широкой спиной мостовых конструкций. То, что мы там случайно обнаружили, и послужило толчком к написанию данного текста.
Во-первых, появился новый весьма солидный железобетонный мостик через измененное русло ручья. Фактически там возникла сложная транспортная развязка. Сохранился и переход (или переезд) и через старое русло. Смотри схему. Обратите внимание - по «новому» руслу ручей бежит по диагонали, касаясь непосредственно, по меньшей мере, двух несущих мостовых опор. Это надо было так хитро запроектировать и построить всю эту самостийную систему проездов, мостиков и гидротехнических узлов, чтобы полностью «забыть» о надежном основании для опорных конструкций Виадука.
Конечно, таких специалистов можно понять, сам мост где-то там далеко вверху, на запредельной высоте. За пределами местнической пользы и их творческих амбиций. А ручей вполне безобидный и теперь его можно переехать, сократив путь. Все бы ничего. Но вот незадача. Ручей бежит под Виадуком не в лотке, не в трубе, а по естественному земляному ложу. И также естественно, в сильный дождь, это ложе размывает, подбираясь к подошве опорных фундаментов. Опорное основание, под одной из круглых колонн, уже процентов на десять вымыто. И ее фундамент висит над затихшим после дождя ручьём.
Можете полюбоваться на этот шедевр гидротехнического, дорожного и конструктивного мастерства на приведенных схемах и фотографиях. Номера точек съёмки проставлены на схеме плана. Оцените также смелость и инициативу по освоению городского пространства с использованием его в своих, узко локальных, сопутствующих житейским интересам, целях.
Но для безопасности рекомендую пройти под мостом пешком с работы домой на Ботанику хотя бы до MallDOVA и убедиться, колонна ещё жива, и что завтра, если не будет дождя, можно будет еще раз рискнуть и поехать на работу в Старый город, через Виадук. А если дождь все-таки пойдет, то можно проделать этот путь на общественном транспорте с конечным пешим переходом от остановки у Больницы до центра Старого города.
А вот и сама виновница этого визуального экскурса целиком. Мостовая опора во всей красе своей реально подмоченной устойчивости.
Конечно же, все не так страшно. Мост не рухнет. Может быть, даже сразу не покосится, не просядет колонна, а за ней и балки, и дорожное полотно. Все будет хорошо. Можно сделать лоток, или «забрать» ручей в этом месте в трубу. Технически все можно исправить.
Меня в этой ситуации больше волнует сам факт произошедшей бестолковости. Действия и их результат. Непонятно кто и как осваивает эту территорию. А виной всему довлеющий в обществе наплевательский стереотип об использовании, так называемых, неугодий. Это овраги, берега ручьев, крутые склоны холмов, пространства под мостами и прочие, весьма важные для организации городской среды пространства, которые особенно значимы, в тесном дефиците городской застройки. Но это уже другая, еще более сложная тема.
Так или иначе, ручей, сегодня пока ещё благополучно минует выводок мостовых опор, и вытекает на финишную прямую перед рывком через Кавказские улицы. Через завод имени Котовского. Под носом у самого Котовского, который памятник, и где его давно и несправедливо запрятали в трубу. А вот из под Виадука, где сходятся трассы нового и старого русел Мало-Малинского ручья, он вываливается из трубы, не вписываясь в рамки официально закрепленного за ним статуса. Смотри фото.
Пробовали с Юлей звонить по этому поводу в транспортный отдел примарии. Но начальник транспортного цеха, кажется, уволен. Телефоны стыдливо молчат. Одна надежда на то, что как-то проявится общественная заинтересованность в благополучном исходе. В конце концов, «дело спасения утопающих, дело рук самих утопающих». То есть, в нас самих. Распространите как можно шире эту информацию. Может быть, таким околоточным образом, она дойдет и до градоначальника.