Межвоенные 20-30 годы начала ХХ века - золотая пора в авиации: “Быстрее…Выше…Дальше…”, эпоха дальних перелетов, рекордов скорости и высоты полета.
Появляется множество интересных конструкций, и в военной авиации, и в гражданской: всевозможные рекордные, гоночные, легкие, спортивные аэропланы. В Европе и Америке регулярно проводятся спортивные состязания, выставки-смотры последних достижений авиационной конструкторской мысли. В конце 20-х годов в Италии, как и в других передовых авиационных державах, также создается много новых рекордных, экспериментальных и спортивных самолетов различных классов.
На фирме Breda под руководством талантливого инженера Caesar Palaviccino была разработана серия легких спортивных самолетов Breda Ba.33, Breda Ba.39, Breda Ba.33 и Breda Ba.42. Эти легкие монопланы, одно-, двух-, и трехместные, оснащенные рядными 120, 130 или 180- сильными двигателями показали весьма неплохие результаты в различных состязаниях, участвовали в рекордных перелетах. Breda Ba.33 первых серий, оснащенный 120-сильным 4-х цилиндровым мотором de Havilland Gipsy III, разгонялся до скорости в 230 км/ч. Свой первый полет Ba.33 совершил в 1930, а уже в следующем году стал победителем в гонках “Giro aereo d'Italia”. Ba.33 второй серии оснащался более мощным, 130-сильным мотором Colombo S63, затем появилась его более крупная модификация Ba.33S, с закрытой 3-х местной кабиной. Дальнейшее развитие удачной 33-й модели - Breda Ba.39 полетел в сентябре 1932 года, после успешного проведения цикла летных испытаний, было принято решение о его дальнейшем серийном производстве.
Фото Shinichi Miwa Tokyo
Несмотря на некоторое снижение максимальной скорости до 225 км/ч по сравнению с 33-й моделью, самолет имел большую дальность (до 900 км), полетную массу (840 кг) и максимальный потолок в 6000 метров. После начала серийного производства Итальянское Министерство обороны заказало фирме Breda постройку 60 единиц Ba.39S в варианте связного самолета. Первая партия из 20 машин Ba.39 Met (Metropolitano) предназначались для использования в Италии, а еще 20 Ba.39 Col (Coloniale) - для использования в колониях за рубежом. Так же несколько машин было поставлено на экспорт в Парагвай и Бразилию, где использовались в качестве почтовых и курьерских самолетов. В конце 1934 года была выпущена небольшой серией модификация Breda Ba.42, которая была оснащена новым радиальным двигателем Fiat 70S мощностью 180 л. с. с кольцевым капотом NACA. Так же для этой модификации было разработано новое крыло со створчато-щелевыми предкрылками специально спроектированными компанией Breda-Mazzini.
В моделях выбор небольшой, увы - Breda Ba.33 и Breda Ba.39 в 1/72 производились, насколько я знаю, только в смоле французским Dujin и польским Choroszy Modelbud. Набор от Choroszy Modelbud более новый (разработка 2004 года) конечно не Фаберже, но в целом отлит более-менее пристойно, в наборе 56 смоляных деталей заботливо упакованных в 3 зип-пакетика, ваку-фонарь и отличного качества декаль.
Качество литья на 4 с большим минусом, видно, что мастер-модель была сделана достаточно аккуратно, но при тиражировании появились многочисленные артефакты и облой. Инструкция со схемой сборке и окраски достаточно ясная и незатейливая, зато содержит чертежик в 1/72 масштабе. Ваку-фонарь скорее всего последует в мусорку после того как послужит основой для изготовления нового, основной недостаток - чрезмерно выраженный и местами кривой переплет и неверная форма козырька. Думаю залить его на разделительный слой во внутрь смолой и потом вытянуть на полученной смоляной болванке новый, правильной формы и без этого уродского переплета. Большое количестве мелких и ажурных деталей конечно радует, если б они еще были отлиты идеально, а так… большую часть мелочевки, похоже проще сделать заново, чем обрабатывать мелкие и хрупкие, а так же частично скверно пролитые детальки. Поверхности больших деталей (крылья, фюзеляж) местами имеют шероховатости и мелкие каверны, что в принципе все исправимо шпаклеванием и полировкой.
Сравнение основных деталей с чертежами приведенными в габариты 1/72 масштаба, не выявило критичных отклонений в геометрии обводов модели, все можно легко подкорректировать. Придется изрядно повозится с капотом, на реальном самолете его форма и конструкция более сложная, чем на упрощенной модели. Наиболее заметный изъян отсутствие зализов крыла, неверный по форме и конструкции козырек фонаря, гипертрофированный переплет фонаря, несколько переразмеренные детали крыла и хвостового оперения. Декаль отпечатана довольно качественно: тонкая подложка, насыщенные цвета, плотный белый, отсутствие смещения, прекрасно проработанные мелкие элементы. В целом набор достаточно весьма интересный, безальтернативный (после прекращения выпуска моделей Dujin) и обещает увлекательную постройку модели довольно красивого самолета для ценителей подобной темы. Особую благодарность хочется высказать моим иностранным коллегам по увлечению, особенно Charles Metz, Riccardo Capelli, Rob Kennedy, Tzaw1 и др. энтузиастам, которые снабдили меня фотоматериалами и чертежами необходимыми для постройки этой интересной модели, надеюсь в скором будущем пополнить свою коллекцию очередной “редкой птичкой”. Буду весьма признателен, если кто поделится фото или иными материалами полезными в постройке.
Надеюсь вам было не скучно,
с уважением,
slava_trudu