Прочел завершающую часть этой трилогии (про первые две части писал
здесь и
здесь) Достаточно эффектное завершение сюжетной арки, и вместе с тем финал достаточно открытый, чтобы оставить пространство для сиквелов, вбоквелов и прочего развития мира (которые у автора и воспоследовали практически сразу, но об этом в другой раз).
В целом, можно отметить некоторый рост от первой ко второй и третьей книге. Тут уже нет почти ощущения, что это сборник рассказов (хотя некий эффект дробления сюжета на отдельные «квесты» все равно присутствует). При этом жанр остается все тем же - традиционное героическое фэнтези про партию приключенцев (довольно многочисленную теперь уже), в непрерывных странствиях за ускользающей и постоянно меняющейся конечной целью.
Там как бы все еще присутствует тема зловещих попаданцев, но они потихоньку отходят естественным образом на второй план, будучи лишены источников снабжения из родной вселенной. Однако уже успели произвести свой эффект бабочки, махнувшей перепончатыми крыльями птеродактиля. И привели в действие всякие общественно-политические процессы - которые продолжают разворачиваться, неуклонно и практически неконтролируемо.
Меня несколько озадачила упертость и ужаленность положительных героев (ну ладно, не всех, но целого ряда из них) в деле постоянного залезания в задницу к Сотоне. Чего неймется-то? 🧐 Как бы для геройской фэнтезятины это норма на самом деле, но было бы недурно прописать какие-то сомнения на тему «А может ну его нахер? А может соскочить, пока не поздно? А не слишком ли много приключалова на этой неделе?»
Почти половина текста посвящена всяческим морским и около-морским похождениям в духе олдовой игры «Корсары». Кто помнит, тот помнит. По бим-бом-брамселям и кааак херакнуть книппелями вон ту каракку! Nice, такое мы любим. ^_^
Мироописания чуть побольше - и это довольно типичная для жанра компиляция из реальных земных культур. Некоторые авторы фэнтези предпочитают оригинальничать и выдумывать что-то более хитровывернутое, это дело вкуса. Тут все по классике: ну, когда с пары деталей примерно понятно, что вот это фэнтезийная Ниппония, это Италия, это типа-Византиум, а это Ганза, это квази-Норвегия с некими оригинальными финтифлюшками и т.д. И можно не тратить слишком много усилий на расписывание культурно-политических особенностей. Здесь это даже и не маскируется особо, как никогда не пытались этого делать, например, в сеттинге WH FB. Карты мира, похоже, никогда не будет, ну и ладно - зато есть сравнительно подробное
описание словами. Поп-культурных отсылочек каких-то особенно заметных на сей раз обнаружено не было.
Книга традиционно довольно короткая, и это с одной стороны хорошо - потому что сей факт благотворно влияет на динамику, и просто потому, что я устал от толстых талмудов. С другой же стороны - очень многие линии остались недораскрытыми. Что тоже понятно (откуда POV-персонажам знать, что там было раньше, и что будет дальше, и что в это время происходит на другом конце континента, кроме самых отдаленных слухов), но вместе с тем оставляет впечатление, что при некоторых условиях (если бы автор имел иные намерения и/или больше времени), могло бы получиться нечто более масштабное, со схождением-расхождением сюжетных линий и демонстрацией событий глазами разных героев, находящихся в разных локациях, и возможно даже в разных враждующих лагерях, таким образом показав альтернативные точки зрения. Но это, конечно, задача гораздо амбициознее и сложнее, и вообще «была бы уже совсем другая история».
Персонажи имеют какое-то развитие, но оно довольно схематично в большинстве случаев. Как и раньше, характеры выписаны несколькими яркими штрихами, не более. В общем, ожидать какого бы то ни было психологизма здесь не стоит, и побывать «в голове» у кого-либо из действующих лиц нам не светит - это книга из тех, что завязаны почти исключительно на динамичное действие и создание каких-то интересных визуальных образов. Получается это у автора вполне качественно, за что и ценим.
Трилогию в целом к прочтению рекомендую, если на жанр нет аллергии. Кстати, невзирая на мрачный финал, история все равно оптимистичная, ощущения гримдарка не вызывает. Это хорошо, потому как всевозможного гримдарка в моих читательских планах на ближнюю перспективу намечено немало.
P.S. Из забавных моментов, которые я не люблю, но отношусь терпимо. Почти все мало-мальски значимые «хорошие» персонажи довольно быстро оказываются по одну сторону баррикад. Напомнило, как Э.Флинт/Д.Дрейк в своем «
Велизарии» грешили чем-то похожим: все нормальные пацанчики и девоньки рано или поздно оказываются на стороне бобра, а на стороне осла остаются лишь злобные или тупые, а если остаются хорошие, не злобные и не тупые, то неизбежно помирают за неправое дело. Кажется, есть у такой ловушки какое-то специальное ироничное название на tvtropes, но я забыл, как оно называется. 🤔