- Do you take pleasure from committing genocide, Shepard? - Depends on the species, Turian.
Как я уже успел вчера сообщить, в прошедшие дни внезапно массэффектнулся на отличненько, пройдя первую часть этого космоэпоса. Не ожидал даже, что вдруг настолько проникнусь, но уже чую, что залипну в этой вселенной надолго. По такому случаю, спешу поделиться впечатлениями от.
Первым делом хочу оговориться, что я играл в это Ради Сюжета, и в этом смысле доволен абсолютно, и хочу добавки. История масштабная, драматичная, со здоровой долей пафоса и превозмогания, нелинейностью и огромным потенциалом для повторного изучения сюжетных развилок (проходить второй раз буду однозначно). Содержит чуть менее чем все штампы и популярные образы космической фантастики, но это как раз хорошо - благо, использовано наследие жанровой классики грамотно и по делу, ощущения винегрета не вызывает. От фэнтезятника, впрочем, тут тоже много чего позаимствовано: орки-кроганы и эльфы-асари как самый яркий тому пример, да и от обзывания магов "биотиками" ничего принципиально не меняется. Оно неудивительно, учитывая какими играми студия Bioware в первую очередь знаменита. ;)
Мир действительно проработан на отлично - одно количество информационных статей в кодексе чего стоит. Тут, правда, возникает одна серьезная претензия, особенно в свете того, что я читал все-все тексты, максимально разбалтывал встречных NPC и т.д. Буковками-то там понаписано много всякого, а вот своими глазами в рамках игры можно увидеть дай бог треть из описанного во встроенной энциклопедии. Возможно, в последующих двух частях пробелы будут восполнены, по крайней мере я на это надеюсь... А то хочется же и на Землю (а не только на Луну) смотаться, и на хоумворлдах других цивилизаций побывать, и много чего еще.
Квестов много. Второстепенные в массе своей скучны до зевоты ("найди очередную неведомую поебень на далекой планете Мухосранск и/или замочи очередного плохого дядю" и так до бесконечности), но и среди них есть любопытные образцы. А сюжетные - да, весьма интересны. Если б их еще было хоть чуточку побольше... А то, если не отвлекаться на побочные задания, то основную кампанию вполне реально пройти за пару вечеров.
Приятным сюрпризом стала относительная свобода перемещений и исследования галактики. Т.е. понятно, что в конечном итоге, это лишь иллюзия свободы, и тебе лишь дают выбор, в каком порядке проходить обязательные квесты, которые постоянно висят над головой аки дамоклов меч, но... но там такая симпатичная галактическая карта с красивыми туманностями, звездными системами, фотографиями планет.. и все это масштабируется! А ролики с десантированием вездехода на поверхность каждой новой планеты, а эти чужие небеса и звезды... Я очарован. ^_^
Если к сюжетной стороне претензий нет никаких, то геймплей - пожалуй, главный недостаток, ибо уныл чуть менее чем полностью. Однообразные пострелушки против столь же однообразных противников, в однообразных (duh!) локациях. Наличествует по сути всего три типа интерьеров: "офис/лаборатория", "подземелье/руины" и "космический корабль/станция". Исключений немного, и все они в сюжетных заданиях. И еще всюду торчат эти гребаные клонированные ящики, абсолютно одинаковые! >(( Generic stuff.
С оружием - совсем бяда. Четыре с половиной типа пулялок, ну куда это годится? Такой скупости даже в старинных шутерах не было. И зачем нужны все эти десятки наименований стволов, если различаются они только циферками характеристик, а внешне все винтовки абсолютно идентичны? Бесконечные патроны и показатель "перегрева оружия" призванный заменить экономию боеприпасов - поначалу это смотрелось оригинально и свежо, но тоже быстро приелось, и даже начало иногда раздражать. Рукопашный бой совершенно бесполезен и пригодился один (1) раз за всю игру - как правило, если противник хочет до тебя добежать (и успевает это сделать), то в любом случае шансы на выживание резко падают: с тем же успехом можно и стрелять по нему в упор, даже эффективнее будет.
Пару слов о созданном Шепарде. Для первого прохождения сделал мужика-ренегата. Профессиональный военный, родом с Земли, известен как герой пограничного кофликта на Торфане, где угробил половину своего отряда, но задачу выполнил. Чистого ренегата все равно не вышло - я пытался честно отыгрывать роль, но мне упорно лепили на ровном месте нежеланные парагонские баллы. Впрочем, так, наверное, даже правдоподобнее - все-таки чорные-пречОрные циничные злодеи, не совершившие за всю жизнь ни одного мало-мальски приличного поступка, вряд ли существуют. А у меня получился нормальный такой милитарист-самодур-головорез, в меру безжалостный, но с определенными моральными принципами.
А также человеческий супрематист умеренного толка. Т.е. к алиенам "индивидуально" отношение может быть вполне лояльным, если они не дают оснований к обратному, но по части взаимоотношений с инопланентными видами "вообще", мнение героя весьма скептическое.
"Нам давно пора взять собственную судьбу в свои руки. Только сила и решимость бороться за свои права помогут человечеству добиться достойного положения среди прочих цивилизаций. Мы не должны больше заискивать перед всеми этими надменными чужаками, и смиренно ждать их благосклонности. Мы сами, своей рукой возьмем то, что принадлежит нам по праву - и никто нас не остановит." (Недословно, но смысл именно такой.)
Ренегатство проявляется также в том, что мой Шепард постоянно хамит вышестоящим должностным лицам (особенно, совету), терпеть не может бюрократов и крючкотворов, всегда отвечает силовыми методами на прямую угрозу себе, своим подчиненным или гражданским, и склонен при любой возможности физически устранять преступный элемент и прочих врагов мира и порядка.
Впечатления от соратников командора следующие:
- Кайдан Аленко. Трагическую предысторию про тяжелое детство, деревянные игрушки прибитые к потолку, мытарства в учебке и садиста-инструктора послушал с интересом. Но сам по себе этот тип слишком резко и часто переключался между режимами "нормальный мужик/нытик-зануда". Ну да ладно, он инвалид на голову, ему можно. :) В общем,[Spoiler (click to open)] покойся с миром, товарищ, родина не забудет твоего подвига.
- Эшли Уильямс. Не знаю, не противоречит ли вышеизложенному образу Шепарда его служебный роман с этой девушкой в звании gunnery chief? Наверное, не противоречит - суровый спаситель галактики и истребитель врагов Земли - тоже человек, в конце концов, да и по характеру она этому солдафону подходит более чем. И еще замечу, что мировоззрение Эшли по ряду вопросов, пожалуй в изрядной степени соответствует не только шепардовскому, но и моему собственному. :)
- Гаррус. С ним я бы в разведку пошел. Из всех не-человеческих персонажей, вызвал, наверное наибольшую симпатию своими понятиями чести, долга и справедливости. Спокойный и уравновешенный, характер нордический, к врагам рейха беспощаден.
- Лиара. Не доверяю я всяким эльфам и прочим протоссам. Вот не доверяю, и все тут. И Шепард мой того же мнения. С такими надо быть всегда начеку - это они сначала улыбаются и любезничают, а потом нож в спину воткнут и не поморщатся (ради всеобщего блага, конечно же). Соблюдаем дистанцию, в общем.
- Тали. Причин особой фагготрии по ней не вполне понимаю, но она милая, да. К тому же, кварианцы как раса космических кочевников и их общественное устройство весьма интересны (хоть и стянуты из BSG, но это опустим). Про них хотелось бы и побольше узнать - возможно в следующем прохождении.
- Урднот Рекс. После первого же разговора с ним, все сомнения, что это именно орк, отпали сами собой. "War is for fun and profit. Mostly for fun." И еще он отличные военные байки травил в перерывах между миссиями.
Ну и напоследок о сюжетных планетах и принятых решениях:
Феррос. Порядок восстановлен, ксеноугроза ликвидирована, трусы и паникеры расстреляны. Антураж зомби-муви порадовал весьма, ровно как и покатушки по небесным эстакадам на километровой высоте. Большую часть зараженных колонистов удалось спасти, лишь слегка отпинав (слава, слава прикладу!).
Новерия. В корпоративных дрязгах на главной базе участвовать не стал. Поездка по горному серпантину сквозь буран к затерянной в скалах секретной лаборатории - понравилась. Мрачно и атмосферно. Матриарх Берензия - лицемерная тварь и получила по заслугам (нечего было якшаться с врагами народа!). Тараканов попрыскал дустом. Разумного глав.таракана - залил кислотой. И тут даже мнений других быть не может. Давать шанс на выживание местным арахнидо-зерго-тиранидам - да каким наивным идиотом надо быть, чтоб на такое согласиться? >(
Вермире. Аленко в кои-то веки бросил свое соплежуйство и героически... хм, стал героем. Очень правильная и поучительная судьба, я считаю. Незадолго до этого Рекс был спасен от подобной судьбы путем "сурового мужского разговора"(тм). Диалог с Сувереном/Властелином решительно охуенен по всем параметрам, ровно как и прозвучавшая позднее история протеанских выживальщиков в их бункере. Кому как, но меня две эти "точки зрения" пробрали очень сильно. АдЪ и Погибель расписаны блестяще.
Илос и финал. Концовка, естественно, была подобающая характеру главного героя: Совет уничтожен, флот Цитадели понес тяжелые потери, перед Земным Альянсом открывается путь к господству над галактикой, а главой временного правительства становится адмирал Андерсон. Было ли произошедшее результатом хитрого плана подлеца Шепарда, или всего лишь стечением удачных/трагических обстоятельств - я и сам толком не решил. Но твердо убежден, что иначе такой человек поступить просто не мог по определению.
Вот сейчас допройду постфактум еще несколько сайд-квестов - и буду с чистой совестью переносить своего бесславного ублюдка во вторую часть, где причинение добра и нанесение тяжкой телесной справедливости будет продолжено.