Мертвый город с пустыми
Глазами со мной.
Я стрелял холостыми,
Я вчера был живой...
- ДДТ"По многочисленным рекомендациям ряда проверенных товарищей", ознакомился со свежей игрой "Spec Ops: The Line". Впечатление произвело очень сильное и в хорошем смысле неоднозначное. Могу сразу сказать, что всякие Колл оф Дути, Медал оф Хоноры и прочие шутеры "пра вайну и пра бамбежку" теперь еще долго будут восприниматься мной... несколько по-иному. Поначалу я, каюсь, опасался, что этот проект мало чем от них отличается. Как оказалось - подход к теме войны тут кардинально другой. Все же, когда вместо очередного разухабистого боевика о похождениях бравых американских диверсантов получаешь жесткую и беспросветно-мрачную военную драму, вдохновленную "Сердцем тьмы" и "Апокалипсисом сегодня", трудно остаться равнодушным.
Итак, ближайшее будущее, или условное настоящее, или какая-то параллельная реальность - не суть важно. На Аравийском полуострове бушуют жуткие песчаные бури, вызванные глобальным изменением климата. Наиболее серьезно пострадал эмират Дубай и его одноименная столица, оказавшиеся почти полностью отрезан от мира наносными волнами песка и сильнейшими ураганами. Богатая верхушка и представители местной власти сбежали, сотни тысяч жителей оставлены посреди пустыни на произвол судьбы, промышляют мародерством и режут друг другу глотки за флягу воды. Американцы посылают в зону бедствия 33-ий пехотный батальон (известный как 33rd Damned, что намекает) под командованием полковника Конрада, ветерана Афганистана и опытного командира. Однако, вскоре после этого, на город обрушился новый, небывало сильный песчаный шторм, грозящий нарушить всю радиосвязь в регионе, и операцию было решено свернуть. Ко всеобщему изумлению, Конрад отказался подчиниться приказу и остался со своим подразделением в городе для поддержания порядка, вскоре после чего контакт с Дубаем был утерян. С тех пор прошло полгода. Впервые за многие месяцы получив из-за стены песчаных бурь неразборчивое радиосообщение, командование направляет в город разведгруппу из трех бойцов отряда "Дельта", которым поручено выяснить судьбу пропавшего батальона и по возможности эвакуировать выживших. Во главе группы - капитан Мартин Уокер, бывший сослуживец Конрада, многим ему обязанный и до сих пор не верящий, что полковник мог изменить присяге.
Пересказывать сюжет я разумеется не буду. История, которая постепенно открывается перед главным героем - она... страшная. Другого слова тут не подобрать. Причем это касается как раскрытия правды о Конраде и 33-ем батальоне, так и событий, в которых игроку придется принять самое непосредственное участие. Замечу лишь, что тема законов военного времени и тема белого фосфора раскрыты в полной мере, и ограничусь этим.
Вся игра проходит на фоне индустриально-постапокалиптических пейзажей: разрушенные шоссе, навсегда остановившиеся автомобили, погребенные под слоем песка шикарные отели, разграбленные супермаркеты, покинутые дома, разбросанные предметы роскоши и прочие остатки одного из богатейших городов планеты.
И трупы-трупы-трупы. Расстрелянные, повешенные, сожженные, мумифицированные. Самые суровые кадры, где шок-контент, гуро, кровькишкираспидорасило, я выкладывать не буду по эстетическим соображениям, но этого, поверьте, больше чем хотелось бы.
А также надписи, граффити и прочие следы жизни, какое-то время продолжавшейся в городе после катастрофы. Помимо них, встречаться будут различные диктофонные записи, сделанные Конрадом или другими американцами. По-моему - самое жуткое, что здесь есть.
- Я знаю полковника Конрада. Он честный офицер и не способен на такое.
- С чего вы взяли? Потому что я спас вам жизнь когда-то? Я спас много людей, капитан. Но убил еще больше.
По мере развития событий, меняются и герои: капитан Уокер, лейтенант Адамс и сержант Люго. Вначале перед нами такие типичные самоуверенные профессионалы: четко и слаженно действуют, каждый успешный выстрел комментируют чеканно-звонким "Target is down!", в спокойные минуты с любопытством разглядывают окрестности и перекидываются шуточками между собой. Но ближе к середине, и особенно к концу игры все они постепенно звереют, слетают с катушек и теряют человеческий облик. Особенно наглядно на примере Уокера. Новенькая униформа изорвана в лохмотья, лицо покрыто ожогами, ссадинами и чужой кровью, отсутствующий взгляд равнодушно скользит по кровавым ужасам вокруг. Некоторое оживление вызывают лишь враги, которых он добивает с просто-таки садистским удовольствием, яростно рыча что-то в духе "DIE, FUCKING TRAITORS!!!" А дальше - будет еще хуже.
Нельзя не упомянуть музыкальное сопровождение. На радиовышке в центре города засел "диджей" - репортер, оказавшийся в Дубае вместе с солдатами. И пока есть электричество, он время от времени запускает через громкоговорители чрезвычайного оповещения свои любимые шлягеры (в т.ч. Alice in chains, Deep Purple, Jimi Hendrix, Martha and the Vandellas, ). А в свете отношения военных к местному населению, и того, что происходит под аккомпанемент этой музыки, все это выглядит в духе достопамятного анекдота про дискотеку в концлагере ("пулеметчик Ганс прокрутил два диска").
А вот за что стоит поругать, и сравнить с тем же "Масс Эффектом-3" - так это за обманчивую нелинейность сюжета. То есть, сам-то сюжет, как я уже говорил, весьма силен и могуч, но вот рекламные заявления о важности сделанного в ходе игры выбора - наглая ложь. Значение имеет только одно решение, которое предстоит принять в последние минуты, в финальной сцене - от него, собственно, и зависит, какую скриптовую сцену вам покажут в самом конце. Все "развилки", встреченные раньше - иллюзорны, и никакого реального выбора не дают. Хотя, в свете финального срывания покровов такая безальтернативность может быть очень даже логична, как сцена, приведенная ниже, к примеру. Ну да ладно, не буду никому портить удовольствия спойлерами.
А вот на этом моменте у меня возникло определенное дежа-вю. Полудохлый герой с одним пистолетом из последних сил медленно ковыляет к цели, каковой является огромная светящаяся башня посреди полуразрушенного города. Хммм. ;)
Несмотря на общую запредельную мрачность, некоторому количеству шуток место нашлось.
Вархаммер, например.
"Bad boys, bad boys..."
Или вот это:
- Расслабься, Люго. Просто представь, что ты на пляже.
- Знаешь, я предпочитаю, чтоб на моем пляже соотношение тёлок в купальниках и гниющих трупов было где-то так 100 к 0. А здесь пропорция обратная.
Последнее, что хочу отметить - стильное главное меню. Оно меняется по ходу прохождения игры, символично отражая текущую ситуацию в городе.