"Что отделяет человека от раба? Деньги? Власть? Нет. Человек выбирает. Раб повинуется." - Эндрю Райан О, Биошок... С этой достаточно известной игрой у меня отношения сложились противоречивые и странные. :) Начал еще летом, пройти сподобился только сейчас. Хотя игра по сути не такая уж и длинная. Впечатления остались умеренно положительные - без восторгов, но и без разочарований, получено было ровно то, что и ожидалось исходя из имевшихся данных.
Завязка, если вдруг кто не знаком, такова. Некий господин, летевший на самолете над Атлантикой, попадает в авиакатастрофу и оказывается единственным выжившим посреди океана. Неожиданно, он находит совсем рядом странный маяк на искусственном острове, а под ним - батисферу, способную опуститься на дно морское. На дне морском обнаруживается огромный футуристический город, построенный в колоссальных куполах, соединенных переходами и тоннелями. А тааам...
Я так скажу: откровением для меня Биошок не стал, однако полутора десятков часов, что я потратил, игра стоила в полной мере. Кроме того, это одна из немногих историй, где кульминация происходит отнюдь не в финале, а практически в середине.
Если же разделить впечатления на плюсы и минусы, то соотношение получается такое:
С одной стороны - отличный сюжет ("я играю в это ради сюжета", истинно так!), интересные персонажи, весьма неглупый социально-философский подтекст, а также оригинальный антураж, шикарные интерьеры и архитектура, много всяких забавных и любопытных игровых примочек и РПГ-элементов. Основные сюжетные твисты я, конечно, давно прочитал в этих ваших интернетах (совершенно случайно причем!), но там ведь главное не то, ЧТО происходит (отдаленно похожий поворот был в KotOR, например), а то, КАК оно подано. Как постепенно накапливаются странности и нестыковки в предыстории протагониста, как появляются разные, все менее прозрачные намеки, и как тебя потихоньку подводят к той самой кульминации, ставящей с ног на голову все, что происходило раньше. Прием одноразовый, но эффектный. Если бы я играл в сабж, ничего о нем не зная, то пробрало бы наверняка гораздо сильнее.
С другой стороны - глюков дикое количество, в том числе фатальных, делающих игру непроходимой (пустой сейф в Аркадии, я на тебя смотрю!). Да и количество странных условностей временами напрягало. Пожирание содержимого мусорных бачков, конфиденциальные аудиозаписи, лежащие в самых неподходящих для этого местах, бесконечный респавн врагов, и прочие известные детали. Если поначалу от унылости игрового процесса отвлекает интересная боевая система, сочетающая оружие и местную "псевдо-магию", то ближе к концу, когда все специальные умения опробованы, все навыки и стволы прокачаны до предела, а денег и боеприпасов "хоть жопой жуй", то скука одолевает очень быстро. Интересными остаются лишь схватки с Большими Папочками - мне их, к слову, всегда очень жалко было убивать (ну они же такие толстые и няшные, мимими!).
Без вышеупомянутых ролевых элементов, кстати, нынче вообще ни один шутер не обходится - но тут это выглядит довольно забавно в свете того, что дизайн уровней в Биошоке, мягко говоря, старомоден, и являет собой сплошную коридорщину в духе первых Думов и первого же Квейка. Даже в HalfLife-1 блуждание по лабиринтам было разнообразнее. Ну, то есть как... Помещения красивые, конечно - но лишь сами по себе. Арт-деко, все дела. Но как пространство для перестрелок они почему-то очень плохо воспринимаются. Тесно, неудобно, не поураганишь толком.
И кстати. Хотя по общей направленности игра представляет собой традиционное стрелядло от первого лица (куда уж традиционнее!), но отдельные сцены и уровни выдержаны в духе ужасов и саспенса. Ставить в самое начало сюжета такой отборный ужоснах, как Клиника Пластической Хирургии Доктора Штейнмана - это правильный ход. Там, на первых порах, местами было реально страшно. Потом, когда протагонист станет неостановимой машиной смерти и любви, никакого страха, понятное дело, испытывать уже не придется, но первые эпизоды атмосферны и жутковаты.