upd к предыдущему посту

Oct 23, 2015 22:32

Вчера для поста об учебной среде ребенка, который учится дома, выбирала фотографии из тех, что были на компьютере. А встала сегодня, пошла готовить завтрак и по лбу, по лбу: "Семен Семеныч!" Как же я могла забыть и не упомянуть один из главных учебных снарядов?


Холодильник!

Холодильник как учебник чтения

На холодильнике Ваня учился читать. Когда ему стало интересно, как из букв получаются слова, на холодильнике поселились магнитные буквы. Когда я делала что-нибудь на кухне, Ваня прибегал ко мне и играл с этими буквами, спрашивал, как сложить то или иное слово. Между делом, минута здесь, минута там - он учился читать. Его первыми словами были не мама, не рама (и не Кришна), а "огонь" и "динозавр" - это то, что больше всего его интересовало. Обучение идет наиболее эффективно, если его двигает живой интерес ребенка.
А само слово "холодильник" впечатлило его своей  длиной и визуальной почти что симметрией, когда мы играли с ним в другую игру. Я писала на листочках слова, Ваня сам или с моей помощью их читал, а потом ему надо было найти этот предмет в квартире и приклеить на него нашу этикетку. Учитывая то, как мой ребенок любит скотч и готов им уклеить все доступное ему пространство, можно представить, сколько радости принесла нам эта игра. Вся квартира потом была в желтых листочках, а у меня было стойкое ощущение, что я попала в Макондо. Тогда же, от периодического созерцания написанных слов, у Вани возникли первые сомнения в разумности русской орфографии: "Тут неправильно написано. Должно быть "акно"..."
Наверное, поэтому у меня нет ощущения, что я "научила" Ваню читать. Я играла с ним, я подбрасывала ему идеи, но учила его вся домашняя среда: книги, которые мы читали, бумажки со словами "кровать" или "дверь", которые попадались на глаза, красивая табличка с его именем над полотенцем в ванной (мы сделали ее сами из термомозаики), холодильник... Потом ребенок стал узнавать отдельные слова в книгах. А однажды взял книгу и начал ее читать сам.

Холодильник мотивирует писать. Мы пишем списки покупок и дел. Ваня знает, что если что-то нужно - надо записать в список.

Холодильник как мнемонический девайс

То, что нужно выучить, тоже удобно держать на холодильнике. Сейчас там висят Ванины листочки с правилами крав-маги. Тренер почти на каждой тренировке спрашивает ребят. Там два списка: правила, касающиеся собственно крав-маги (избегать столкновения, договариваться и т.д.), и правила, касающиеся поведения в зале (сломал - почини, разлил - вытри, дал слово - держи, обидел - извинись и т.д.). Я несколько раз прочитала с ним эти правила, чтобы он все понял, и повесила их на холодильник. Дальше он учит сам. Если забыл, как читается или переводится слово, - спрашивает.

Поезд из цветной бумаги - наше учебное пособие для запоминания дней недели. На каждом вагончике написано название дня недели по-русски и по-английски. Раньше там был еще магнитик-сова. Каждый день Ваня переставлял сову в следующий вагончик. Так постепенно и не напрягаясь он выучил названия дней недели на обоих языках, легко ориентируется в обе стороны (вчера, позавчера, завтра, послезавтра). А месяца и ход времени в формате годового круга он постигает с помощью моего отрывного календаря.

Холодильник как мотивационное устройство

Магнитики с картинами Ван Гога, часть из которых рассеяна по холодильнику, а три стоят вместе в рамочке, - это отсчет домашней скрипичной практики. Для меня очень важно, чтобы занятия музыкой оставались для Вани радостью. У нас есть банка с "приятностями". Там на бумажечках написаны  разные штуки, которые Ваня сам выбрал себе в качестве бонусов. Ваня переставляет магнитик в рамочку  каждый раз, когда позанимался дома тем, что задала учительница (он довольно много играет сам, импровизирует, а вот технические упражнения - штука не такая приятная, но, увы, необходимая). Когда в рамочке набирается 10 магнитиков - мы достаем и делаем одну приятность из банки. Набираться эти 10 магнитиков могут сколько угодно долго. Потому что Ваня сам решает, когда он хочет позаниматься. Бывает, что он занимается каждый день, бывает, что нет. Вот эти 3 магнитика висят чуть ли не с начала года. У него сейчас хорошо получается играть и без домашних занятий, поэтому необходимость домашних репетиций для него совсем не очевидна. В прошлом году, когда понравившаяся пьеса оказалась довольно сложной для Вани, он занимался каждый день, потому что сам заметил: чем больше тренируешься, тем лучше получается.

Холодильник как лаборатория

Ваня очень любит экспериментировать со льдом. Что он только ни замораживал! Морозилка у нас - ящик сюрпризов, ведь никогда не знаешь, что там увидишь.

Мы никогда не развешивали в квартире столбики с цифрами, буквами, элементами периодической системы и т.п. Есть люди, которым нравится в этом жить. Мне  бы не понравилось. Я не хочу, чтобы на меня со всех сторон смотрела какая-то полезная информация. (В глубине души я уверена, что дети тоже не хотят, но они в таких вопросах обычно не имеют права голоса). Иногда я хочу смотреть на пустую стену или, допустим, на деревья за окном. Это помогает мне думать или, наоборот, расслабляться и отпускать мысли побродить на воле.
Я не придерживаюсь какой-то программы, не "иду" с ребенком по учебникам. Я покупаю книги  и рабочие тетради, чтобы представлять, какой объем знаний и умений требуется от ребенка такого возраста и, когда возникает подходящий момент, подкидываю Ване нужные идеи. Пока что такой подход полностью себя оправдывает в наших условиях: Ваня знает значительно больше, чем "положено" знать школьнику его возраста. Возможно, потом это изменится и наша учеба станет более системной и структурированной. Я не знаю, жизнь покажет.
А пока у человека ведущая деятельность игровая - пусть играет.  Сам Выготский разрешил.

И да здравствует холодильник - наш друг и учитель во все времена!

хоумскулинг, будни

Previous post Next post
Up