Традиционные кинокритики относят "Начало" к жанру фантастического триллера.
На мой взгляд, фильм является сагой-повествованием о феномене альтеранативной реальности с сильной гуманитарной идеей, а элементы триллера включены в него ради поднятия кассового рейтинга и, прежде всего, в угоду американской аудитории.
Чтобы выпытать у человека некую тайну - то самое сокровенное, что он бережет пуще жизни и в чем зачастую боится признаться сам себе - необязательно его пытать и "потрошить". По замыслу авторов фильма, достаточно парралельно с обладателем секрета погрузиться в его подсознание, и последний, более не осознавая того, что он-жертва, сам выдаст желаемое.
Подобной техникой (в терминах фильма - "Внедрение", именно так и звучит оригинальное название фильма) в совершенстве овладел Дэми Кобб (Леонардо Ди Каприо).
Для "извлечения" (термин фильма) секретной информации "субъект" операции должен быть погружен в искусственный контролируемый сон при помощи специального устройства PASIV. Сам субъект не управляет своим сном, а как бы находится внутри сна другого человека. Поэтому помимо потенциальной жертвы ("субъекта"), в процессе необходимо участие сновидца, архитектора, инициатора и еще ряда функциональных участников, в том числе и тех, кто обеспечивает реальность происходящего во сне. Все погруженные в контролируемый сон видят одно и то же сновидение. Ощущения участников сновидения настолько реальны, что потенциальную жертву изъятия не покидает уверенность в реальности происходящего, да и остальные (в том числе контролирующие) участники время от времени забывают, что они действуют не на яву, а во сне.
Как выясняется из контекста фильма, ранее главный герой Кобб чрезмерно увлекался "путешествиями во сне", куда вовлек и свою жену Мол. Для сознания Мол данный опыт оказался губительным. В своё время она уверовала, что спит и видит сон о муже, детях и т.п., и решила умереть (сброситься с небоскреба), чтобы "проснуться". С тех пор Кобб не может въехать в США, опасаясь обвинения в убийстве (или доведении до самоубийства) жены, а призрак ("проекция") Мол самым неожиданным образом появляется в разыгранных им комбинациях извлечения, мешая претворить планы в реальность.
Развитие сюжета. Японсккий олигарх Сато (на снимке слева рядом с Мол) предлагает Коббу задачу по нейтрализации одного из опаснейших конкурентов, Фишера, в обмен на легализацию Кобба и его возвращение к детям в США. Нейтрализация Фишера, по замыслу Сато, должна произойти за счет внедрения в его мозг идеи о развале собственной корпорации, унаследованной от отца.
Кобб принимет предолжение. Но план Кобба под угрозой. Прежний "архитектор" покинул команду. Кобб тайно является в Париж и с помощью своего отца, преподавателя университета, находит способную студентку архитектурного отделения Ариадну. После краткой беседы Ариадна соглашается к участию в мероприятии. Задача Ариадны - "строить" параллельные миры в подсознании погруженного в сон субъекта операции.
Для осуществления замысла Коббу необходимо усыпить Фишера как минимум на 10 часов; при этом вся команда должна находиться рядом с ним. Такая возможность вскоре представилась - Фишеру предстоит 12-часовой перелет из Сиднея в Лос-Анжелес. С помощью Сато команда Кобба скупает все места в лайнере и размещается рядом с потенциальной жертвой. При первой же возможности Фишера усыпляют, подсыпав снотворное в воду.
Во время конролируемого сна Фишер попадает в разные парадосальные ситуации: попадает в заложники под проливным дождем в Нью-Йорке, штурмует вооруженную до зубов крепость в заснеженных Альпах и т.д.
В конечном итоге дело заканчивается американским хэппи - эндом: Фишер признается, что никогда не хотел быть магнатом (эта роль всегда навязывалась ему покойным отцом), а Кобб возвращается в свою страну к детям. Кроме того, Фишер открывает глаза на свое ближайшее окружение: оказывается, что его дядя Дэйв (Томас Беринджер), де факто упаравляющий компанией в течение последних лет, манипулировал им и подворовывал деньги из отцовского сейфа...
Вот только... волчок ("тотем") Кобба, при помощи которого тот определяет, во сне он находится или в реальности, продолжает вращаться всё время пока экран гаснет с финальным кадром картины. И зритель так и остается в неведении - был ли этот хэппи-энд в реальности или лишь приснился главному герою?
Впечатления: Замечательный фильм, очень сильно отличающийся (в лучшую сторону) от бесконечных бродилок-стрелялок. Сильная гуманитарная идея. Прекрасные актеры. Впечатляющие спецэффекты.
Замечание: Продолжительность фильма около 3 часов - запасайтесь поп-корном и чипсами!