Поезда Долины

May 07, 2007 20:58

Ракевет а-Эмек



Барельеф локомотива на монументальной доске, посвященной истории поезда.


"Ракевет а-Эмек", такое название получила железная дорога от Хайфы до Цемаха (южный берег Кинерета), проходящая вдоль Изреельской долины, долины Бейт-Шеан и реки Иордан.
Эта железная дорога была частью Хиджазской железной дороги, которой пользовались паломники, следовавшие из Дамаска к святым местам на аравийском полуострове (Хиджаз) - Мекке и Медине.
Идея связать Хайфу с Дамаском железной дорогой, появилась ещё в 60-х годах 19-го века. Первые попытки проложить такую дорогу, начались в 1882 году, года семья Сорсок(משפחת סורסוק הביירותית) из Бейрута, выкупившая к тому времени участки земли вдоль Изреельской долины, выиграла лицензию на строительство дороги. Однако, из-за финансовых трудностей, строительство дороги так и не началось, и время лицензии истекло.
В 1888 году, новую лицензию получил Йосеф Элиас(יוסוף אליאס), христианин из Бейрута, который продал её лондонцу Пиллингу(ג'ון רוברט פילינג ,Pilling). Пиллинг обосновал компанию, зарегистрированную на Лондонской Бирже, как Railway Syrian Ottoman. Первоначально исходной точкой ветки в Дамаск был Акко. В окончательном варианте была избрана Хайфа, несмотря на то, что Акко в то время являлся самым крупным городом в регионе, расположенный близко к сельскохозяйственным территориям и имевший выход к морю.



Хайфа в то время была небольшим городом. Добраться до неё было непросто, из-за болот на юге от Хайфы, и устья реки Кишон на севере. Инженеры компании предусмотрели, что для морских перевозок будут использоваться пароходы, а не парусные суда. Для пароходов требовался новый порт, и ровный Хайфский берег подходил более, чем скалистое побережье Акко.



В 1892 году в Хайфе состоялась официальная церемония начала строительства железной дороги в Дамаск. Компания построила в Хайфе пирс, который принимал груз для строительства дороги.
Англичане проложили первые девять километров, а затем строительство приостановили из-за финансовых трудностей. После неудачной попытки продолжить строительство в 1898 году, судьба проекта была связана с Хиджазской железной дорогой и Османскими властями.

1 мая 1900 года было объявлено о намерении турецкого султана Абд Эль Хамида Второго, проложить железную дорогу из Дамаска к святым местам на Аравийском Полуострове, Мекке и Медине. Кроме помощи паломникам, дорога должна была усилить влияние Турции в регионе.
Заведовать строительством назначили инженера Генриха Майснера(היינריך אוגוסט מייסנר, Heinrich August Meißner).
Стройматериалы и оборудование для прокладки дороги, доставлялись через железную дорогу от Дамаска до Бейрута, однако её пропускная способность оказалось недостаточной, и ко всему французская компания, содержавшая её, отменила 45% скидку на перевозки грузов для больших компаний. Эти трудности вынудили турецкие власти найти другой выход к морю, и выбор пал на Хайфу. В 1901 году началось строительство железной дороги из Хайфы в иорданский город Дера(דרעא). Для доставки стройматериалов использовался Хайфский порт, укрупненный и усовершенствованный Майснером. Длина железной дороги - 161 километр от Хайфы до Деры, была на 100 км короче, чем аналогичная железная дорога Хайфа-Бейрут.

(
Хайфа - Нешер 211.3 км (стандартная ширина колеи)
Хайфа-Дамаск
Хайфа - Цемах 87.5 км (105 см колея)
Хайфа - Акко 18.4 км (105 см колея)
Хайфа-Дамаск около 160 км (по данным на 1905 )
)

К 1904 году было завершено строительство участка Хайфа -Бейт-Шеан - Цемах. 15 октября 1905 года первый поезд прибыл из Хайфы в Дамаск. Это событие было увековечено установкой памятной мраморной доски, существующей и сейчас на станции Хайфа-Мизрах, на которой высечены восхваления в адрес Султана Абд Эль Хамида Второго, который был инициатором строительства Хиджазской железной дороги.
С этих пор Хайфа стала второй по величине железнодорожной станцией после Дамаска, но практически первой по важности. Все стройматериалы, вагоны, локомотивы для Хиджазской дороги поставлялись через Хайфский порт на станцию Дера, а оттуда на строительство основной Хиджазской магистрали. Дорога Дамаск-Медина была открыта в 1908 году, с протяженностью 1302 км.
Инженер Майснер за свой вклад в строительство железной дороги, получил титул "Паша".

Ширина колеи Хиджазской железной дороги, включая участок Хайфа-Дера, была 105 см, в то время как мировой стандарт для узкоколеек 106.7 см (широкая колея - 143 см.) Причиной отклонения от нормы, был ошибка при изготовлении первых 60000 шпал, с шириной колеи 105 см. Из-за этой ошибки было решено сохранить такую ширину колеи на протяженности всей дороги. По пути из Хайфы в Деру, дорога проходила через 8 тоннелей и 443 моста над реками, вади и каналами, 115 из которых между Хайфой и Цемахом. Самые крупные мосты - над рекой Ярмух у Хамат Гадер, над Иорданом, около кибуца Гешер и над Кишоном, около перекрестка "а-Амаким" ("Джаламе").
Поезд из Хайфы в Дамаск отправлялся один раз в день, за исключением периода паломничества к святым местам, и тогда отправлялось 4-5 поездов в день. С началом еврейского поселений в Изреельской долине, по дороге следовало уже 3 поезда в день, утром, днём и вечером. Время дня делилось на "до поезда" и "после поезда". Средняя скорость движения поезда, включая все остановки, была 25 км/ч, максимальная скорость на перегонах - 40 км/ч. Время в пути от Хайфы до Цемаха - 2.5 часа. В тоже время именно на этой дороге был установлен рекорд скорости для узкоколеек. Было это во время первой мировой войны, в 1915 году, когда немецкие летчики, расквартированные недалеко от Афулы, захотели попить пивка в Хайфе, и тогда еврейский ум соединил дрезину и мотор от самолета.

На пути от Хайфы до Деры, на момент открытия дороги были следующие станции:
-Хайфа Мизрах
-Балад-А-Шейх (Тель Ханан) 4.5 км от Хайфы
-Тель-Аль-Шамам (Кфар Йеошуа) 21.8 км
-Фула (Афула) 36.4 км
-Бейт-Шеан 59.2 км
-Джисер А-Маджами (Киббуц Гешер) 76.5 км
-Цемах 87км
-Эль Хамма ( Хамат Гадер) 95.3 км

На карте они отмечены черными точками. В границах Израилях распологались семь из восьми изначальных станций.




Карта.

Карта ж.-д. година 1926

Линия включала в себя восемь станций. Третья называлась Кфар Йеошуа и была второй по величине после Хайфской станции. На территории станции было восемь строений, построенных в немецком (темпльерском) стиле. Центральное двухэтажное здание, включало офисы, а на втором этаже жила семья начальника станции. Трехкомнатное одноэтажное здание служило жилищем путейцам. Третье здание - касса и киоск, со временем полностью разрушилось.
Четвертое - полностью сохранившаяся водонапорная башня. Восточнее основных строений стоял насос, качавший воду для охлаждения локомотивов.

В 1948 железная дорога перестала действовать из-за взрыва иорданских мостов, около кибуца Гешер. Израильская ветка Хиджазской дороги была заброшена и большинство станций пришло в запустенье.



В 2005 году в связи со столетием "Поездов долины" станцию Кфар Йеошуа отремонтировали, установили старинные деревянные вагоны. В планах инвесторов открыть музей, посвященный "Поездам Долины" и умеренно шикарный ресторан.

У "Ракевет Исраэль" есть планы покрыть ж.д. сеткой Израэльскую
долину по тем линиям, где она и пролегала.
С развитием еврейских поселений в долине, увеличилось число станций. В последние годы существования дороги, на ней насчитывалось 17 станций, из них 14 около еврейских поселений. 2 арабские станции - Шаата и Цемах обслуживали работавших в округе еврейских поселенцев, и только станция Бейт-Шеан обслуживала исключительно арабское население.

В течение многих лет станция Хайфа-Мизрах, построенная в стиле классического немецкого вокзала была одной из самых крупных и оживленных станций. Главное крыло станции, с башенными часами, было разрушено во время борьбы против британцев. Наличие такой центральной станции и железной дороги привело к расцвету Хайфы.

Порт, управление дороги, находящейся в Хайфе, были крупным работодателями для всей округи. Количество жителей Хайфы выросло с 850 в 1890 году до 1500 в 1905-ом (открытие дороги) и 2300 в 1914 г.
Развитие Хайфского порта привело к открытию в Хайфе многочисленных судоходных компаний, отделений европейских банков, консульств. Также интенсивно развивалось городское хозяйство. Британцы, выбрав Хайфу стратегическим центром в Палестине, построили крупнейший на ближнем востоке вагонный завод (1932 г.), порт, способный принимать крупные морские суда. В Хайфский порт доставлялась нефть из иракского города Мосул.
Станция Тель-Аль-Шамам (Кфар Йеошуа), по одной из версий, означающая в переводе с арабского "Благоухающий холм" имела два названия, из-за того, что британцы, любящие экзотические названия, не разрешили переименовать станцию по названию поселения Кфар-Йеошуа. Здания станций были построены в стиле немецких поселений - черепичная крыша, каменные стены, деревянные потолки, окна с трисами и железными навесами. Главное здание станции было двухэтажным. На первом этаже находилась контора начальника станции и зал ожидания. На втором этаже жила семья самого начальника станции. Во втором здании, одноэтажном, жили заместитель начальника станции и обслуживающий персонал.
Атрибутом каждой станции была водонапорная башня и склад угля для "заправки" паровозов водой и углём.



Первые поездки в деревянных вагонах в период британского мандата.
Более 40 лет существовало железнодорожное сообщение между Хайфой и Дамаском, из них 14 лет при турках и 30 при британском мандате. 17 июля 1946 года, в "ночь мостов", под знаменем борьбы с британским мандатом, бригадами Пальмах был взорван мост над Ярмухом, а Лехи атаковал ремонтные мастерские в Хайфском заливе. Через 3 месяца Эцель взорвал главное здание Хайфского вокзала. Однако поезда шли вплоть до 1948 года.
От дороги сегодня остались лишь станции, участки пути, мосты и множество историй.

Краткая история поездов в Израиле:
1890 Ветка Яффо-Иерусалим. 82 км. 3 часа и 50 минут в одну сторону
1892 Первый поезд в Иерусалиме
1904 Торжественное открытие ветки Хайфа-Бейт Шеан, в дальнейшем Хайфа-Дамааск
1915 Открытие военной турецкой ж.д. через Туль Карм в Беер Шеву и пустыню Синай.
1919 Британская дорога Египет-Лод(Лидда)-Хайфа. Рош аайн-Петах Тиква. Курсирующий поезд Хайфа-Каир
1950 Регулярные рейсы Хайфа-Тель-Авив-Иерусалимом. Продолжительность 4 часа.
1965 Грузовая ветка Беер Шева-Димона
1967 Ж. Д. добралась до Суэцкого канала. Работала вплоть до войны Судного дняя.
1977 Негевская ветка дошла до Нахаль Цин.
1991 пассажирские перевозки в Реховот
1992 Запуск новых рельсобусов.
1993 Пригородные(парварит) поезда Нетань-Тель Авив
1996 Парварит Хайфа-Крайот.
1998 Временное закрытие линии Яффо-Иерусалим.

история

Previous post Next post
Up