В воскресенье, 7 Февраля 2010 года будет читаться евангельское зачало "О страшном суде" (Мф., 106 зач., XXV, 31-46)
Евангелие по русски:
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы. И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его:
"Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть. Жаждал, и вы напоили Меня. Был странником, и вы приняли Меня. Был наг, и вы одели Меня. Был болен, и вы посетили Меня. В темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть. Жаждал, и вы не напоили Меня. Был странником, и не приняли Меня. Был наг, и не одели Меня. Болен и в темнице, и не посетили Меня." Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?" Тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю вам, так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне." И пойдут сии в му'ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Евангелие по ц.сл.:
Егда же приидет сын человеческий во славе своей и вси святии ангели с ним, тогда сядет на престоле славы своея. И соберутся пред ним вси языцы. И разлучит их друг от друга. Якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную себе, а овцы - ошуюю. Тогда речет царь сущим одесную его: приидите, благословении отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо и дасти ми ясти. Возжадахся и напоисте мя. Странен бех, и введосте мене. Наг и одеясте мя. Болен и посетисте мене. В темнице бех, и приидосте ко мне. Тогда отвещают ему праведницы, глаголюще. Господи, когда тя видехом, алчуща и напитахом, или жаждуща и напоихом. Когда же тя видехом странна и введохом, или нага и одеяхом. Когда же тя видехом боляща или в темнице и приидохом к тебе. И отвещав царь речет им: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий моих меньших - мне сотвористе. Тогда речет и сущим ошуюю его: идите от мене, проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его. Взалкахся бо и не дасте ми ясти, и не напоисте мене. Странен бех и не введосте мене. Наг и не одеясте мене. Болен и в темнице, и не посетисте мене. Тогда отвещают ему и тии глаголюще, Господи, когда тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом тебе. Тогда отвещает им глаголя, аминь глаголю вам: понеже не сотвористе единому сих меньших - ни мне сотвористе. И идут сии в муку вечную, праведници же в живот вечный.
ИЗ ПРЕЖНИХ ТОЛКОВАНИЙ
В прошлом году "Неделя о Суде" была несколько позже - 22 февраля. В этом раньше будет Пасха (4 апреля).
Но вернемся к толкованиям. В 2009-м большинство комментарие вызвало зачало из Павлова послания о пище. Их вы можете посмотреть
здесь. Само же зачало о Суде очень известно и потому комментировалось не так активно. Но лучшие из реплик прямо здесь и приведу. Авторство вы можете посмотреть пройдя по ссылке. Привожу только избранные цитаты, без указания имен тех, кто толковал.
Урок теологии. Прямые намеки на людей друг об друга трущихся, "стада", друг друга хоть как поддерживающих, и - одиночек, эгоистов - козлов. Что говорится козлам? - Вы Мне не служили.
какэта не служили? А десятина с мяты? А ежегодные паломничества? А послушание духовнику своему с отсечением своей воли? А, в конце-то-концов, бдения, а трезвением ума своего на службе? Это что - ничто, да? - Ага, - это Бог говорит, - вы за кого Меня принимаете? Я Вам что - деревяшка? Мне можно песни вот так вот петь, да, унылыми голосами, чтоб Я заснул там на облаке, бдительность и всеведение притупляя, да? Это о том, где живет Бог. Как рассказать? За что вообще человек приобщается милости. Не то что ты мне, я тебе. Сделал милось - стал милостев. Не за сделание, а за поселение в себе милости. Бог с страдает в обделенных милостью. Очень трудно поверить в это, мня себе Бога бесстрастного. Страдает, потому что человек страдает. Не картинно страдает, а страдает само существо Бога Да, именно, жизнь страдает, Бог в ней страдает. Христос одноразовый акт чтоль совершил, а теперь виртуально "переживает грехи наши тяжкие"? - да нет же. Всегда страдал и страдает, и страдать будет. Не виртуально и не "морально". Физически. Как тогда страдает. Вот в этой женщине, которая от головной боли корчится - Бог с нею корчится. Вот в этом алике, который с похмелья страдает - с ним Бог похмелки требует. Это рассказ о Боге - где Он живет. Ну, не увидели Бога, и сейчас, получается, не видите. Так, карикатуру какую то. Кто-то грозный, кто-то страшный. Идите к своему страшному: "идите от мене, проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его". - А, ну ладно, мы тада пошли, да? - Да, да, идите.
***В притче о Страшном Суде обращает на себя внимание полное отсутствие какой-либо "партийщины" и догматического критерия при разделении овец и козлищ: нет либералов и консерваторов, монахов и мирян (в историческом контексте - фарисеев, саддукеев и невежд в Законе), нет белых и чёрных, нет правых и виноватых, наших и ненаших, ортодоксов и еретиков - нет православных, есть праведно поступающие. В этом и состоит благовестие свободы: религиозный процесс субъективен ("Бог не в рукотворенных храмах живёт... Бога не видел никто и никогда...") и осуществляется в момент сострадательного действия (а не во время долгих натурфилософских бесед с Богом). В этом - сущность религиозности, на что и обращает Иисус наше внимание...
***
Сложный для истолкования фрагмент: тут как два геологических пласта сходятся ветхий и новый заветы. Начало еще вполне ветхозаветное: Судия разделяет не конкретных людей, а народы. Достаточно чуждые современному человеку образы из скотоводства дополнительно подчеркивают ветхозаветный, расовый характер разделения. Но уже первая фраза Судии разрушает ветхозаветный пласт: мы видим, что праведность спасенных не зависит не от национальности, не от Закона. Это одно из немногих мест в Евангелии, содержание и даже текстология, которого обозначает разрыв между двумя Заветами. Слушатели Спасителя привыкли к простой арифметике, в которой благочестие есть сумма требований и запретов, а исчисляемое множество ограничено народом израильским. Замете, Иисус тут говорит не с народом, не с фарисеями, а с узким кругом учеников, говорит уже в конце Своего служения. Даже перед этой аудиторией Иисус все еще считает нужным говорить, о том, что существует не только элементарная арифметика Закона, но и алгебра, в которой благочестие - это система уравнений со многими неизвестными. Должно быть это многих шокировало, а понимание и доверие достигалось с трудом. Но Важнее другое: "уравнения страшного суда" остались нерешенными по сей день. Мы хотим угадать ответ, а не решать задачу последовательно. Угадать, кто из нагих, голодных и вверженных в темницу - Сам Христос. Кого именно одеть, накормить и посетить, что бы не ошибиться? Возможно первая строка - о "народах" оказалась тут случайно, всплыла в памяти евангелиста как расхожий штамп в проповедях I века. А если нет? Если решение "уравнений" дело не только отдельных людей, а целых народов? Каждый из нас может поделиться пищей с голодным, мучаясь от сомнений в том, кто же на самом деле получает пищу: Христос или бессовестный бездельник?.. Но только народ может покончить с голодом, как таковым.