«Существовало массовое производство за сто лет до того, как Генри Форд развернул свою автомобильную индустрию, - строились рыбацкие плоскодонки «Дори». Несколько проектов таких лодок, популярных в середине прошлого века, оказались «замороженными»: по ним и сейчас, без всяких изменений, строят лодки. И если первые автомобили Форда выглядят сегодня безнадежной древностью, «Дори» кажутся все более и более подходящей лодкой для нашего времени. Они снова популярны!» -
Так писал в журнале «Rudder» один из знатоков истории малого судостроения Г. Вильямс.
Что же это за лодка, отличные мореходные качества которой хорошо известны рыбакам, морякам и яхтсменам не только на американском континенте, но и в Европе?
Классическая парусно-вёсельная лодка “Дори” (Dory), ведёт свою историю с середины XVII века. Многие историки утверждают, что Дори - результат многолетнего творчества американских мастеров, а само слово «дори» считают пришедшим из языка индейцев и обозначающим - долбленый челнок. Впрочем, знаменитый яхтенный конструктор и автор книги «Малые американские парусные суда» Ховард И. Чэпел не разделял этого мнения, полагая, что слово вообще не имеет смыслового значения. Как бы там ни было, но рыбачьи лодки с характерными для Дори чертами можно встретить в Канаде и в Португалии, у берегов Англии и в Средиземном море (вспомним хотя бы венецианские гондолы). Первое письменное упоминание о Дори, дошедшее до наших дней, было найдено в отчетах одного английского капитана, чье судно оказалось выброшенным на рифы у Ямайки: грузы с него переправляли через полосу берегового прибоя на остроносых плоскодонных лодках местных рыбаков. Действительно достоверным можно считать, что окончательную форму и конструкцию та лодка, которую и поныне принято называть Дори, получила в середине XIX века, когда в широких масштабах развился промысел трески в Северной Атлантике - на Ньюфаундлендской банке, а также и южнее - у Азорских островов, у островов Зеленого Мыса. Сотни шхун выходили тогда из Глостера и других портов Новой Англии, неся на палубе от 25 до 50 Дори. Далеко от берегов, в открытом океане лодки спускали на воду, в каждую садились один-два рыбака. Работали лодки попарно - с них ставились сети или огромный (до мили длиной) перемет с крючками через 4-5 м. Часто об оставленной лодками шхуне напоминали только верхушки её мачт, едва заметные на горизонте. Случалось, задувал свирепый ветер, гнал по океану волны, иногда в несколько метров высотой. В отяжелевших от груза - наполненных до уровня банок рыбой лодках - рыбаки на веслах должны были возвращаться к своей шхуне или ждать, когда она сама обойдет и подберет их всех.
На промысле Дори принимала немалый груз: треска в те времена шла хорошо, иногда улов составлял до тонны на каждую лодку, плюс вес снастей и двух рыбаков. И при такой нагрузке лодка должна была иметь легкий ход на веслах, сохранять остойчивость, не заливаться волной. Узкое веретенообразное днище Дори оказывало минимальное сопротивление при движении; задранные вверх оконечности помогали лодке взбираться на волну, пропуская под собой самые крутые гребни. Благодаря сильному развалу бортов ширина корпуса при загрузке лодки увеличивалась, что препятствовало опрокидыванию груженой Дори. Развал бортов давал и другой эффект, также обеспечивающий безопасность рыбаков: если оказавшуюся перегруженной Дори заливало и она тонула, то под водой Дори неизменно переворачивалась вверх килем, груз вываливался - лодка снова вставала на ровный киль и всплывала.
Интересно, что сиденья (банки) никогда намертво не закреплялись. Это было очень удобно: при работе на промысле мешавшую банку убирали; на борту шхуны лодки со снятыми банками можно было вставлять одну в другую наподобие тарелок (благодаря этому и удавалось разместить на палубе большое количество лодок!). Вес корпуса, строившегося из лучших материалов (дубовый набор, обшивка из сосны), был сравнительно невелик: от 80 кг для 12-футовой лодки до 150 кг для 16-футовой, так что все операции по подъему лодок из воды и их укладке на палубе не составляли труда.
Дори меньших размеров приводились в движение обычно одной парой весел, на 15-16-футовых - гребли двумя парами весел. На каждой лодке предусматривалась резервная банка, чтобы рыбак мог выбрать наивыгоднейшее положение для гребли с учетом дифферентовки лодки.
Дори имеет характерные стройные обводы. Узкое и сильно заостренное в оконечностях плоское днище обладает минимальной смоченной поверхностью; оно идеально обтекается водой при тех сравнительно невысоких скоростях, которые могут быть развиты на обычной гребной лодке. Поэтому Дори легко идет на веслах даже с солидной полезной нагрузкой. Опытный гребец легко преодолевает на ней мощное встречное течение в устьях рек и прибойную волну при выходе в море с пляжа. Небольшой подъем днища в носу и корме улучшает поворотливость лодки и ее проходимость при движении на мелководье.
Сравнительно низкий надводный борт не является недостатком, так как компенсируется значительным развалом бортов и скрадывается седловатостью линии борта, т.е. заметным подъемом бортов в оконечностях. Когда идешь на этой лодке против волны, ее нос легко врезается в воду, а по мере погружения в гребень ― благодаря резкому увеличению ширины и объема погруженной части корпуса ― возрастает гидростатическая сила поддержания, которая выталкивает лодку вверх. И эта картина одинакова по всей длине корпуса, где бы ни проходил гребень волны. Если лодка получает крен, то благодаря тому же развалу бортов наружу, ширина ватерлинии с увеличением крена увеличивается и, соответственно, возрастают силы, препятствующие дальнейшему накренению лодки. Еще одно достоинство лодок типа “Дори” при плавании на волне ― хорошая устойчивость (не путать с остойчивостью) на курсе, обусловленная практически симметричными относительно миделя формами корпуса.
Под парусом Дори быстро разгоняется и легко управляется, практически скользя над водой. При этом лодка способна идти круто к ветру и лавироваться. Возможна вариативность парусного вооружения в зависимости от ветро-волновых условий и полезной нагрузки (бермудский шлюп или люгер).
На каждом борту может быть установлено до трёх уключин, что позволяет грести как одному члену экипажа, так и одновременно двоим.
К началу XX века Дори становится популярна в качестве прогулочной вёсельно-парусной лодки на восточном побережье США. Особая эстетика лодки, навеянная временем первооткрывателей, исключительная мореходность, гарантировали успех этого типа лодок.
Сегодня лодки этого типа широко используются любителями рыбной ловли и отдыха на воде как в прибрежных зонах Атлантики и Тихого океана, так и на Великих озерах Северной Америки. Секрет популярности этих судов в отличных ходовых и мореходных качествах, унаследованных от Дори XIX века, а также в превосходной ретро-эстетике, которая так редко встречается среди современных пластмассовых посудин.
При работе над данным текстом широко использовались материалы и статьи из различных номеров журнала «Катера и Яхты»