Вступление
Очередной короткий отпуск и очередные раздумья, как его интересно провести. В последнее время я увлекся автопутешествиями. Отличный способ приобщится к краеведению и увидеть красоты края, где прожил всю свою жизнь.
Под боком находится Челябинская область, именуемая не иначе, как край озер, по-этому и было задумано провести часть времени именно там, а потом уехать в Башкирию. Изначально я планировал проехать по маршруту Новоуральск - пещера Сугомак - озеро Тургояк - озеро Зюраткюль - Новоабзаково. Но крайне высокие цены на проживание в челябинских туристических базах заставили задуматься об альтернативном варианте.
На общем семейном собрании вынесли решение ехать непосредственно в Белорецкий район Башкортостана, в актив-отель «Горки», что находится в населенном пункте Новоабзаково. Почему именно этот отель? Потому что здесь тихо, чисто и комфортабельно. А главное - адекватная цена за проживание.
Но в итоге, маршрут пришлось всё-таки немного скорректировать. Коллеги предложили провести субботний день на реке Уфа, близ города Михайловска. На одном из берегов реки есть песчаная коса, которая идеально подходит для палаточного отдыха. Таким образом, маршрут принял следующие очертания.
Уфимская коса.
Маршрут: Новоуральск - Билимбай - Нижние Серьги - Михайловск - на Акбаш.
В 10 часов субботнего утра стартовали от городской проходной. До поселка Билимбай дорожное полотно не идеальное, но позволяет держать скорость 100 км/ч. На некоторых участках приходится порой скидывать и до 40. А вот после поселка дорога очень приличная, вплоть до Михайловска. Огромный плюс, что дорога не перегружена транспортом, и тихоходов можно обгонять без особых проблем. На подъемах сделаны специальные расширения для объезда грузовиков. Таким образом, 190 километров до Михайловска проехали не заметив.
Здесь и сделали первую остановку неподалеку от дамбы Михайловского водохранилища (точка 1). Найти ее не составит труда - просто ехать по главной улице города.
Михайловское водохранилище лежит в межгорной котловине и восполняет свои ресурсы водами трех впадающих в него рек. Протяженность пруда вместе с несколькими заливами составляет почти 12 километров. Конечно же, это красивое место, не могло быть не испохаблено человеком. В 2014 году одно из предприятий Михайловска выбросило в воды отходы производства. Это вызывало мор рыбы в водоёме, а поверхность покрылась маслянистой пленкой. Виновного так и не нашли.
Рядом с дамбой возвышается холм, взобравшись по крутому склону которого …
…можно увидеть необъятные просторы Уральской природы.
А если обернуться, то видно сельскую часть города.
История поселка начинается в далеком 1805 году, когда под руководством московского купца и промышленника Михаила Губина началось строительство железоделательного завода. На данный момент Михайловский завод специализируется на фольгопрокатном производстве. Так же в 1860 году неподалеку от Михайловского завода у посёлка Уфимка, была построена Уральская писчебумажная фабрика Ятеса, которая на данный момент занимается выпуском пергамента.
А мы отправляемся дальше через город и выезжаем на трассу по направлению на Арти. Сво-рачиваем налево (точка 2) на деревню Акбаш. Через несколько километров нужно повернуть опять налево (точка 3) на дорогу в поле, по которой проехать сможет любой автомобиль.
Через километр оказываемся у грязевой преграды. Дело в том, что мы проехали нужный по-ворот в поле и выбрали не самый чистый подъезд к реке. Если Сандеро и Шевинива проехали её без особых проблем, то Лачетти не смогла преодолеть даже первый участок, не говоря уже о подъеме на небольшой склон (на фото Нива как раз его преодолевает).
После долгих попыток протащить машину в объезд, стало ясно, что это не самая лучшая идея. Вытянули тросом обратно и оставили машину на поляне.
К счастью, больше проблемных мест не было, и через примерно два километра грунтовой дороги выехали на берег реки. Кроме нас, были еще палатки, но длина косы позволила уместиться всем отдыхающим и не мешать друг другу.
Вообще, это место достаточно популярное у жителей Михайловска и используют его они в теплую летнюю погоду, как пляж.
Свежий воздух и запах костра способствует выведению организма из рабочего тонуса и подготавливает к полноценному отдыху.
Дорогами Башкирии.
На следующий день после вкусного завтрака отправляемся дальше. Впереди 450 километров не всегда асфальтовых дорог Челябинской области....
Навигатор прокладывает маршрут через Нязепетровск - Верхний Уфалей - Кыштым - Карабаш - Миасс. Участок от Акбаш до Нязепетровска имеет как асфальтовые, так и грунтовые дороги. А вот после Нязепетровска сплошной асфальт, правда местами с ямками и волнами. До Верхнего Уфалея добрались к 2 часам дня. Там же сделали остановку, чтобы закупить продукты и немного перекусить.
Мировую известность Верхний Уфалей получил благодаря своей продукции - не только никелю, но и кобальту, впервые в мире полученному в производственных масштабах на Уфалейском никелевом заводе 1 мая 1937 года, серому мрамору (он использовался при строительстве московского метро, при реконструкции Петродворца) и черному мрамору, добыча которого велась с 1991 года.
Но район знаменит не только промышленностью. Здесь находятся такие достопримечательности: памятник природы озеро Иткуль, памятник природы гора Большой камень, памятник природы гора Красный Камень, памятник природы Ново-Черемшанский карьер, памятник природы озеро Аракуль, памятник природы Аракульский Шихан. В недрах территории городского округа расположены богатейшие месторождения полезных ископаемых.
На выезде из города черными стенами показываются отвалы карьеров.
Навигация направляет нас в сторону Кыштыма. Но у Маука электронный мозг решает срезать и не делать петлю через Касли, а проехать через поселок Северный. Забавно, что в атласе эта дорога считается с покрытием. На деле же нам пришлось преодолеть 21 километр жесткого пыльного грейдера.
От Кыштыма до Карабаша уже полноценный асфальт. К трем часам дня мы подъехали к городу.
Город встретил нас пейзажами из кинокартины Mad Max. Выжженная солнцем земля, зараженная выбросами металлургического завода, непригодна для жизни растений и представляет собой безжизненную равнину у подножья гор. Я бы назвал это место памятником, посвященным наплевательскому отношению человеческого рода к своему дому - планете Земля.
В воздухе стойкий запах выбросов. Дым от завода идет прямо на жилой сектор.
История этих мест началась еще в 1775 году, когда был основан Сак-Елгинский выселок и началась разработка месторождения железной руды в Соймановской долине. Железную руду доставляли на Кыштымский чугунолитейный завод.
В 1910 году в Карабаше открылся новый, большой медеплавильный завод, оснащенный самым современным на то время оборудованием. К 1915 году завод Лесли Уркварта выплавлял треть всей производимой в России меди!
Об экологии в то время особо не задумывались. В результате город Карабаш превратился в настоящую зону экологического бедствия. Огромные ядовитые отвалы, зараженная почва, практически полное уничтожение растительности, загрязненный воздух, отравленные реки, водоемы и подземные воды - вот результат российский безответственности.
Медное производство - одно из самых вредных. При нем образуется большое количество вредных для людей и природы соединений. За весь период медного производства в Карабаше по прикидкам ученых общий вес выбросов составил более 14 миллионов тонн.
С экологией стало настолько плохо, что в 1989 году завод были вынуждены вовсе закрыть.
Лишь спустя почти 10 лет - в 1998 году - на базе прежнего медеплавильного комбината открылось предприятие «Карабашмедь». Сейчас это градообразующее предприятие Карабаша.
В настоящее время население Карабаша - около 15 тысяч человек. Местные жители постепенно вымирают. Здесь повышенная смертность от рака, легочных заболеваний и других подобных заболеваний. Мало кому посчастливится здесь дожить до пенсии.
Дорога в никуда...
Направляемся к Миассу. Проехав по нему, через Учалы едем в сторону Белорецка. От него по указателям на Магнитогорск. Уже под самый вечер прибываем в отель "Горки" в Новоабзаково, в котором мы уже останавливаемся в третий раз. Погода здесь уже хмурая.