Испанский стыд: Абьюз-кабаре "Дон Хиль Зелёные штаны" в театре Малыщицкого
Dec 13, 2021 17:46
Волею судеб, я познакомился с пьесой "Дон Хиль Зеленые штаны" давно, и ближе чем хотелось бы. Как это вышла - отдельная история, но странная любовь советской театральной и кино-школы к древним испанским комедиям удивляла меня всегда. Это, конечно, очень интересный культурологический вопрос - почему всякие собаки на сене и прочие прото-мыльные оперы так уж привлекали наследников не самой бедной русской традиции.
Предположу, что Испания тут была в некотором роде идеологически близким зарубежьем (во всяком случае так трактовалась), и, таким образом, хоть в каком то виде поставляла на строгую советскую сцену низкий жанр, в спектре от эротического (как "испанскую" специфику бегать и бурно "жениться" на всех подряд можно было трактовать через целомудренную отечественную призму) до экшена и боевик (в этой роли выступали "плащ и шпага"). Так вот, "Зеленые штаны" тут были для меня вишенкой на торте, чередой фейспалмов по поводу лютой драматургической дичи, хотя, повторюсь, весь торт я не ел, а так уж вышло.
В любом случае, надеюсь, ценители всего поруганного в этом абзаце уже ушли от экранов (точить на меня шпагу), а я перейду, наконец, непосредственно к Театру Малыщицкого.
Ведь если кто и сможет реабилитировать для меня "Дона Хиля" - так это Петр Шерешевский, уже известный своей оригинальной режиссурой. Спойлер: так и вышло, но, конечно, не только благодаря Петру, но и героическим (без иронии) усилиям всех остальных участников постановки. Как следует из второй части названия - абьюз-кабаре, спектакль осовременили. Да так осовременили, что даже мне пришлось гуглить некоторые употребленные термины.
Чтобы не томить вас - сразу прикладываю копипасту, найденную в процессе гугления:[Осторожно, возможна кровь из глаз] Вещи, которые я категорический осуждаю (предварительный список)
Так вот, в "Хиле" Малыщицкого-Шерешевского досталось не только устаревшей лютой дичи, закостеневшей в "Доне Хиле", но и - ультрасовременной дичи, встречающейся в т.н. "новой этике", и, конечно, тревожащей многих куда более каких-то там зеленых штанов. Однако же, что ценно, переплетение комедии маньеризма и "повесточки" послужило не только поводом для иронии - но и отличным материалом, заставшим осмыслить и прожить вневременные ценности и важные вопросы, заложенные, безусловно, в обоих пластах.
Чтобы понять наконец, может ли быть сегодня интересным спектакль, основанных на пьесе про то, как брошенная женщина идёт на многое, чтобы вернуть себе абьюзера и мудака - перейдем к иллюстративному материалу.
Открывает спектакль мужчина, возлежащий в женском платье на тюфяке.
Критики современного тетра уже готовы морщить нос от столь очевидного осовременивания, но постойте - автор "Хиля" Тирсо де Молина из 17-го века известен как один из главных сценических "переодевателей".
У него, правда, женщины переодевались в мужчин, чему современники, судя по отзывам, очень радовалсь. Кроме, конечно же, блюстителей морали - в какой-то момент испанские власти эти переодевания законодательно запретили!
Все герои на сцене снимаются на камеру актерами и и прямо транслируется на экран заднего фона. А актриса без штанов, загримированная Кончитой Вурст испанским мужчиной к радости зрителей разрушает четвертую стену.
Исполнительских жанров в спектакле намешано немало, и конечно, есть среди них и заявленное в названии "кабаре" и даже немного балета:
Есть стендап:
И закадровый аналитик (уморительно сыпящий, как раз терминами новоэтического новояза из копипасты в начале):
Решение с проекциями может и не самое свежее, но вполнее себе впечатляющее. К тому же, оно дает всегда недостающие театру крупные планы.
Впрочем, в Малыщицком и натуральных крупных планов хватает - пространство зала используется очень активно, в том числе и в непосредственной, почти интимной близости ко зрителю:
Как водится в испанских историях - все кого-то разнообразно любят. А эта героиня "любит свою боль, поэтому носит пуанты":
Я уже не большой любитель концертов, но именно в этом спектакле, "концерт", который составляет значительную его часть - идеален. Номера решены с театральной изобретательностью (ну мы же в театре находимся))), к тому же, с отличным обзором.
Архаичный текст испанской комедии встраивается в современную обертку. Но и сама "обертка" здесь очень играет. И текст в ней временами не то, что просто современный, но порой одновременно удивительный тем, что кажется будто актеры вообще не играют, хотя и очевидно, что придумать такое на ходу также невозможно. Высший пилотаж!
Музыки и песен, как уже написано, здесь много, но вставными номерами это не выглядит - они эмоционально поддерживают и развивают действие спектакля:
Все актеры играют великолепно, но отдельного упоминания заслуживает Дарья Змезрлая - раз уж она играет сразу две роли, и мужскую и женскую:
Впрочем, повторюсь, все актеры прекрасны. Некоторых я уже запомнил по другим спектаклям театра.
А вот Светлана Грунина стала открытием этого:
Стоит похвалить и художницу спектакля - Надежду Лопардина. Во весь рост её мастерство развернется ближе к концу спектакля, а пока отмечу что ко всему прочему она встроилась ещё и "вернисажем" своих живописных работ:
Владимир Мезенин (Дон Хуан), который поначалу больше запоминался миловидностью Спайдермена Эндрю Гарфилда, после экватора выдал впечатляющий актерский перфоманс:
Уморительного и эксцентричного Александра Худякова я готов хвалить уже не в первый раз:
Ну а в этот раз хочу также отметить его сценическую обувь, щедро подемонстрированную во время танца на столе:
Смелая Светлана Грунина окончательно докручивает насмешливый постмодерн до глубокой драмы, где сработала, наконец и для меня, драматургия де Молины, не отозвавшаяся в когда-то виденном спектакле-"реконструкции".
Надеюсь, вы познакомитесь со спектаклем не из-за волнующей Светланиной груди (объективирую, как и завещала эта постановка), но как честный человек должен сообщить, что там будет и она:
"Фантастический" конец этой пьесы разыгран в КТМ не был. Вместо него произошел без кавычек фантастический собственный финал - можно сказать, совершенно отдельный спектакль в спектакле, а заодно и сон во сне:
В хорошем смысле вынос мозга:
На поклоне к артистам и режиссеру присоединился и композитор спектакля Ник Тихонов (на фото справа внизу, а ещё он есть и на картине в спектакле!))), до этого скрывавшийся в углу за ударной установкой. Сбросив маску петуха он напоследок подирижировал - выдав ещё один авангардный музыкальный номер.
Отдельно хочу упомянуть музыку и, особенно, песни. Привык, что в другие спекаткли театра обильно вплетались заимствованные музыкальные произведения. И песни из этого спектакля, полагал, тоже сочинены отдельным хорошим поэтом. Однако, гугление показало что гугле таких текстов нет, то есть и они - весьма удачный плод творчества концерт экспериментальной группы "Семен Саксеев и Ко", что является коллективным псевдонимом самого театра.
Резюме: смелый и заводной, универсальный и своевременный, интимный и громкий спектакль и концерт. Рекомендую! Хотя,возможно, спектакль потребует некоторой самоотверженности, которой, похоже, некоторым зрителям не хватило)