Испанский стыд: Абьюз-кабаре "Дон Хиль Зелёные штаны" в театре Малыщицкого

Dec 13, 2021 17:46

Волею судеб, я познакомился с пьесой "Дон Хиль Зеленые штаны" давно, и ближе чем хотелось бы. Как это вышла - отдельная история, но странная любовь советской театральной и кино-школы к древним испанским комедиям удивляла меня всегда. Это, конечно, очень интересный культурологический вопрос -  почему всякие собаки на сене и прочие прото-мыльные оперы так уж привлекали наследников не самой бедной русской традиции.

Предположу, что Испания тут была в некотором роде идеологически близким зарубежьем (во всяком случае так трактовалась), и, таким образом, хоть в каком то виде поставляла на строгую советскую сцену низкий жанр, в спектре от эротического (как "испанскую" специфику бегать и бурно "жениться" на всех подряд можно было трактовать через целомудренную отечественную призму) до экшена и боевик (в этой роли выступали "плащ и шпага"). Так вот, "Зеленые штаны" тут были для меня вишенкой на торте, чередой фейспалмов по поводу лютой драматургической дичи, хотя, повторюсь, весь торт я не ел, а так уж вышло.

В любом случае, надеюсь, ценители всего поруганного в этом абзаце уже ушли от экранов (точить на меня шпагу), а я перейду, наконец, непосредственно к Театру Малыщицкого.



Ведь если кто и сможет реабилитировать для меня "Дона Хиля" - так это Петр Шерешевский, уже известный своей оригинальной режиссурой. Спойлер: так и вышло, но, конечно, не только благодаря Петру, но и героическим (без иронии) усилиям всех остальных участников постановки. Как следует из второй части названия - абьюз-кабаре, спектакль осовременили. Да так осовременили, что даже мне пришлось гуглить некоторые употребленные термины.

Чтобы не томить вас - сразу прикладываю копипасту, найденную в процессе гугления:[Осторожно, возможна кровь из глаз]
Вещи, которые я категорический осуждаю (предварительный список)

Гомофобия, трансофобия, украинофобия, фэтфобия, бифобия, мигрантофобия, наркофобия, ксенофобия, педофилофобия, юдофобия, хоплофобия, куколдофобия, анимефобия, мизогиния, иерархия, монархия, аристократия, объективация, дискриминация, эксплуатация, виктимблейминг, слатшейминг, фэтшейминг, джобшейминг, газлайтинг, буллинг, сталкинг, менсплейнинг, менспрединг, расизм, шовинизм, национализм (нацизм), традиционализм, идеализм, капитализм, фашизм, путинизм, патриотизм, империализм, милитаризм, тоталитаризм, клерикализм, консерватизм, реакционизм, антикоммунизм, антифеминизм, антисемитизм, эйблизм, эйджизм, лукизм, колоризм, гендерный бинаризм, токсичная маскулинность, харасмент, абьюз, лженаука генетика, государство, ислам, селфхарм, неравенство, полицейское насилие, институт семьи, так называемые рус*кие, пролайф, свободный рынок, государственные границы


Так вот, в "Хиле" Малыщицкого-Шерешевского досталось не только устаревшей лютой дичи, закостеневшей в "Доне Хиле", но и - ультрасовременной дичи, встречающейся в т.н. "новой этике", и, конечно, тревожащей многих куда более каких-то там зеленых штанов.  Однако же, что ценно, переплетение комедии маньеризма и "повесточки" послужило не только поводом для иронии - но и отличным материалом, заставшим осмыслить и прожить вневременные ценности и важные вопросы, заложенные, безусловно, в обоих пластах.

Чтобы понять наконец, может ли быть сегодня интересным спектакль, основанных на пьесе про то, как брошенная женщина идёт на многое, чтобы вернуть себе абьюзера и мудака - перейдем к иллюстративному материалу.

Открывает спектакль мужчина, возлежащий в женском платье на тюфяке.

Критики современного тетра уже готовы морщить нос от столь очевидного осовременивания, но постойте - автор "Хиля" Тирсо де Молина из 17-го века известен как один из главных сценических "переодевателей".

У него, правда, женщины переодевались в мужчин, чему современники, судя по отзывам, очень радовалсь. Кроме, конечно же, блюстителей морали - в какой-то момент испанские власти эти переодевания законодательно запретили!



Все герои на сцене снимаются на камеру актерами и и прямо транслируется на экран заднего фона. А актриса без штанов, загримированная Кончитой Вурст испанским мужчиной к радости зрителей разрушает четвертую стену.



Исполнительских жанров в спектакле намешано немало, и конечно, есть среди них и заявленное в названии "кабаре" и даже немного балета:


Есть стендап:


И закадровый аналитик (уморительно сыпящий, как раз терминами  новоэтического новояза из копипасты в начале):


Решение с проекциями может и не самое свежее, но вполнее себе впечатляющее. К тому же, оно дает всегда недостающие театру крупные планы.


[+1]

Впрочем, в Малыщицком и натуральных крупных  планов хватает - пространство зала используется очень активно, в том числе и в непосредственной, почти интимной  близости ко зрителю:


Как водится в испанских историях - все кого-то разнообразно любят. А эта героиня "любит свою боль, поэтому носит пуанты":


[+1]

Я уже не большой любитель концертов, но именно в этом спектакле, "концерт", который составляет значительную его часть - идеален. Номера решены с театральной изобретательностью (ну мы же в театре находимся))), к тому же, с отличным обзором.

Жгут все, и особенно, уже знакомая  Алина Кикеля:


[+2]




Ещё пара актерских выходов почти в зрители:




Архаичный текст испанской комедии встраивается в современную обертку. Но и сама "обертка" здесь очень играет. И текст в ней временами не то, что просто современный, но порой одновременно удивительный тем, что кажется будто актеры вообще не играют, хотя и очевидно, что придумать такое на ходу также невозможно. Высший пилотаж!







Музыки и песен, как уже написано, здесь много, но вставными номерами это не выглядит - они эмоционально поддерживают и развивают действие спектакля:



[+1]


Градус безумия всё увеличивается:


Все актеры играют великолепно, но отдельного упоминания заслуживает Дарья Змезрлая - раз уж она играет сразу две роли, и мужскую и женскую:









Впрочем, повторюсь, все актеры прекрасны. Некоторых я уже запомнил по другим спектаклям театра.

А вот Светлана Грунина стала открытием этого:


Стоит похвалить и художницу спектакля - Надежду Лопардина. Во весь рост её мастерство развернется ближе к концу спектакля, а пока отмечу что ко всему прочему она встроилась ещё и  "вернисажем" своих живописных работ:


Владимир Мезенин (Дон Хуан), который поначалу больше запоминался миловидностью Спайдермена Эндрю Гарфилда, после экватора выдал впечатляющий актерский перфоманс:




Уморительного и эксцентричного Александра Худякова я готов хвалить уже не в первый раз:


Ну а в этот раз хочу также отметить его сценическую обувь, щедро подемонстрированную во время танца на столе:




Смелая Светлана Грунина окончательно докручивает насмешливый постмодерн до глубокой драмы, где сработала, наконец и для меня, драматургия де Молины, не отозвавшаяся в когда-то виденном спектакле-"реконструкции".

Надеюсь, вы познакомитесь со спектаклем не из-за волнующей Светланиной груди (объективирую, как и завещала эта постановка), но как честный человек должен сообщить, что там будет и она:


"Фантастический" конец этой пьесы разыгран в КТМ не был. Вместо него произошел без кавычек фантастический собственный финал - можно сказать, совершенно отдельный спектакль в спектакле, а заодно и сон во сне:


В хорошем смысле вынос мозга:



На поклоне к артистам и режиссеру присоединился и композитор спектакля Ник Тихонов (на фото справа внизу, а ещё он есть и на картине в спектакле!))), до этого скрывавшийся в углу за ударной установкой. Сбросив маску петуха он напоследок подирижировал - выдав ещё один авангардный музыкальный номер.



Отдельно хочу упомянуть музыку и, особенно, песни. Привык, что в другие спекаткли театра обильно вплетались заимствованные музыкальные произведения. И песни из этого спектакля, полагал, тоже сочинены отдельным хорошим поэтом. Однако, гугление показало что гугле таких текстов нет, то есть и они - весьма удачный плод творчества  концерт экспериментальной группы "Семен Саксеев и Ко", что является коллективным псевдонимом самого театра.

Резюме: смелый и заводной, универсальный и своевременный, интимный и громкий спектакль и концерт. Рекомендую!
Хотя,возможно, спектакль потребует некоторой самоотверженности, которой, похоже, некоторым зрителям не хватило)

О спектакле на сайте театра: https://www.vmtheatre.ru/donhil
О ближайших показах в афише: https://www.vmtheatre.ru/afisha

музыка, Шерешевский, абьюз, кабаре, театр, Малыщицкого, концерт, камерный

Previous post
Up