Джон Эшбери. Абстрактный экспрессионизм: годы становления (Часть I - см. далее)

Mar 20, 2017 01:43

Джон Эшбери

Абстрактный экспрессионизм: годы становления

"Все, что отжило век свой - опять входит в моду» - эта забавная песенка Питера Аллена [1]{C}{C}{C}{C}{C}{C} не только о поп-музыке, длине пиджаков и желании сделать подтяжку лица: она еще и об искусстве.
https://youtu.be/Z9FfI4-oRDo
«Отжившее свое искусство», только вчера вышедшее из моды, вдруг вернулось: за ним завороженно следят, его глубокомысленно обсуждают.

Скажем честно, львиная доля этих новомодных вещей в том виде, в котором мы их знаем, на самом деле, с нами изрядно давно - столь давно, что выглядит вчерашним днем. Так девицы в модных очках в металлической оправе невыносимо напоминаютнаших бабушек. Так же, примерно, обстоит дело и с абстрактным экспрессионизмом: тело покойника еще не успело остыть, а художники, примкнувшие к кэмпу, в начале 1970-ых вовсю принялись его воскрешать. Ларри Пунс {C}{C}{C}{C}{C}{C}[2]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}, Джон Сири {C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[3]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} и Филип Уоффорд {C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[4]{C}{C}{C}{C}{C}{C}, принадлежащие к этой новой генерации художников, стали использовать спонтанное, продиктованное эмоциональным состоянием разбрызгивание краски по холсту, изобретенное абстрактными экспрессионистами, как часть собственной, куда более рациональной, манеры письма.



(Ларри Пунс. Без названия. 1960-ые)



(Джон Сири. Восток. 1973)



(Филип Уоффорд. Привязанность. 1975)

Это насильственное воскрешение шло своим чередом, сам же абстрактный экспрессионизм медленно, но верно дрейфовал в лету, все больше превращаясь в «искусство для музеев». Сейчас это - объект, на котором упражняются, сочиняя дипломы, студенты-искусствоведы, и даже те, кто в свое время были подхвачены волной этого движения (а в их числе - и ваш покорный слуга), склонны думать о нем как о завершенной главе в истории искусства.

Недавняя выставка «Абстрактный экспрессионизм: годы становления», проходившая в Музее американского искусства Уитни, для многих из тех, кто думал, что все это они уже видели, оказалась шоком и - радостным открытием: как же много среди того, что было сделано в 1940-ых - 1950-ых гг. - живое и настоящее. Не в том смысле, что все это цепляется за жизнь и не хочет умирать, а в том, что оно живо и дышит: воздействие этих вещей совершенно не зависит от времени. С удивлением видишь: это не выплеск эмоций, не Sturm und Drung, а высочайшие образцы мастерства и изобретательности. После этой выставки придется пересмотреть устоявшиеся репутации. Ранние работы Ли Краснер {C}{C}{C}{C}{C}{C}[5]{C}{C}{C}{C}{C}{C} в свое время были откровением - но у нее есть и другие: восхитительные - и при том почти неизвестные - полотна ее квази-сюрреалистического периода, когда она шла за де Кунингом {C}{C}{C}{C}{C}{C}[6]{C}{C}{C}{C}{C}{C}; чудесные, сделанные на настроении, вещи почти забытого Брэдли Томлина {C}{C}{C}{C}{C}{C}[7]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}; ранние работы Аршила Горки {C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[8]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}, Клиффорда Стилла {C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[9]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} и самого Поллока {C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[10]{C}{C}{C}{C}{C}{C} - изящные, легкие и совсем не похожие на то, что эти художники делали потом.


(Ли Краснер. Без названия. 1949)



(Ли Красер с мужем, Джексоном Поллоком)



(Ли Краснер. Лево-птица-право. 1965)



(Виллем де Кунинг. Эшвилл. 1949)



(Брэдли Томлин. Межплпнетарное приветствие. 1949)



(Арчил Горки. Автопортрет с матерью)



(Арчил Горки. Печень, это... 1949)



(Клиффорд Стил)


(Джэксон Поллок. № 5. 1948)

Как много интересного и непохожего было в недавнем прошлом видно и по другим выставкам. Во-первых, это проходящая в Музее Гугенхайма ретроспектива Марка Ротко {C}{C}{C}{C}{C}{C}[11]{C}{C}{C}{C}{C}{C}:  карьера этого художника - готовый сценарий голливудского фильма о горькой судьбе гения; затем - выставка поздних работ Боба Томпсона {C}{C}{C}{C}{C}{C}[12]{C}{C}{C}{C}{C}{C}, черного художника, глубоко вовлеченного в художественную жизнь 1960-ых, но державшегося в стороне от главных течений той эпохи.


(Марк Ротко. № 14. 1962)


(Боб Томпсон. Лестница к звездам. 1962)

В галереях Американского современного искусства Ларри Риверс {C}{C}{C}{C}{C}{C}[13]{C}{C}{C}{C}{C}{C} показывает антологическую выставку своих работ - называется она «Золотая старина», а в галерее М. Ноэльдера {C}{C}{C}{C}{C}{C}[14]{C}{C}{C}{C}{C}{C} существующей в Нью-Йорке с 1846 г., выставлен Дэвид Смит {C}{C}{C}{C}{C}{C}[15]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}, один из великих скульпторов современности: его работы близки к абстрактному экспрессионизму своим  стремления ускользнуть от любых формальных ограничений - хотя, в конечном, итоге его нельзя «причислить» к какой бы то ни было «школе».

(Продолжение: http://ithaca-66.livejournal.com/54988.html)

{C}{C}{C}{C}{C}{C}

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[1]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Питер Аллен  (Peter Richard Woolnough, 1944 - 1992) - австралийский музыкант, писавший для многих известных исполнителей, в том числе - Оливии Ньютон-Джон, Меслиисы Манчестер и др. Был первым мужем Лайзы Минелли. Песня "Everything that's old is new again", о которой идет здесь речь, позже была использована в фильме «Весь этот джаз», вышедшем на экраны в 1985 г.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[2]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Ларри Пунс (Larry Poons, Lawrence Poons, р. 1937) - американский художник, известный «точечными картинами» и работами в стиле «оптического искусства». Связан с движением лирического абстракционизма.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[3]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Джон Сири (John Seery, р. 1941) - американский художник, ассоциируемый с лирическим абстракционизмом.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[4]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Филипа Уоффорд (Philip Wofford, р. 1935) - американский художник, ассоциируемый с лирическим абстракционизмом.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[5]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Ли Каснер (1908 - 1984) американская художница, дочь хасидов, уехавших из Российской империи. Тесно связана с абстрактным экспрессионизмом, внутри которого выработала свой узнаваемый стиль - так называемую «иероглифическую» живопись. В 1945 г. вышла замуж за художника Джексона Поллока (1912 - 1956).

{C}{C}{C}{C}{C}{C}[6]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Виллем де Кунинг (Willem de Kooning) - американский художник. В 1926 г. переехал в Америку из Голландии. Испытал сильное влияние Аршила Горки. Считается одним из столпов абстрактного экспрессионизма, в его нью-йоркском изводе.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[7]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Брэдли Уолкер Томлин (Bradley Walker Tomlin, 1899 - 1953) - американский художник, долгое время находившийся под влиянием кубизма, которым увлекся во время обучения в Париже в 1923 - 1924 гг. К концу 1940-ых разработал собственный «геометрический» стиль, построенный на ритмических повторах и равновесии знаков на холсте.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[8]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Аршил Горки (до эмиграции в США из Еревана в 1920 г. - Восданиг Мануг Адоян, 1904 - 1948) - один из основателей абстрактного сюрреализма.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[9]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Клиффорд Стилл (Clyfford Still, 1904 - 1980) - американский художник-абстракционист, всю жизнь подчеркнуто старавшийся держаться особняком. В середине 1940-ых вослед Марку Ротко и Барнету Ньюману разрабатывал “живопись цветового поля).

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[10]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Джексон Поллок (Paul Jackson Pollock, 1912 - 1956) - один из лидеров и идеологов абстрактного экспрессионизма.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[11]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Марк Ротко (Mark Rothko - до эмиграции семьи из Росси в 1913 г. - Маркус Яковлевич Роткович, 1903 - 1970) - один из самых интересных художников, связанных с абстрактным экспрессионизмом. Известен, прежде всего, своими большими однотонными холстами, которые он начал создавать св конце 1940-ых гг., положив начало “живописи цветового поля”.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[12]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Боб Томпсон (1937 - 1966) - черный художник, использовавший мотивы ренессансной и барочной живописи в соединении с элементами абстрактного экспрессионизма и ипровизационного письма, восходящего к джазу. Умер в Риме от передозировки героина.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[13]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Ларри Риверс - (наст. имя Ицхок Лойза Гроссберг, Larry Rivers 1923 - 2002) - выходец из семьи приехавших из Польши эмигрантов, играл джаз, занимался живописью и скульптурой. В начале 1960-ых жил в Париже, работал там вместе с Жаном Тангли. Считается одной из отцов поп-арта. Техника письма была очень близка к той, что использовали абстрактные экспрессионисты.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[14]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Торговый дом «M. Knoelder & Co» открылся в 1846 г. и просуществовал до 2011 г.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[15]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Дэвид Смит ( Ronald David Smith, 1906 - 1965) - американский скульптор, создавал работы из сварного металла, связан с движением абстрактного экспрессионизма.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[16]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Открывшийся в 1965 г., этот музей посвящен черному искусству Америки.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[17]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Ред Грумз (Charles Rogers Grooms, р. 1937) - художник, близкий к поп-арту, также работает с мультимедиа.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[18]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Ян Мюллер (1922 - 1958) - родился в Гамбурге. Спасаясь от нацистов, его семья переехала сперва в Прагу, а потом - в Швейцарию. С 1938 г. жил в Париже, в 1940 г. попал в лагерь для перемещенных лиц, в 1941 г., после падения Парижа, был выпущен на свободу и бежал в Португалию, откуда перебрался в Нью-Йорк. Его напоминающие сновидения картины близки одновременно к примитивизму и экспрессионизму в его немецком изводе 1920-ых гг.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}[19]{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Между 1935 и 1940 гг. Дюшан подготовил «Boîte-en-valise» - что-то вроде монографии о своем творчестве: она включала 69 небольших репродукций работ художника, упакованных в небольшой саквояж - всего был сделано 20 наборов такого рода, несколько отличавшихся составом и цветом «чемоданчика».
{C}{C}{C}{C}{C}

Previous post Next post
Up