Оригинал взят у
aksik в
отношение к учителям у домашних детейя хочу рассказать об отношении домашнего ребенка к учителям. как-то здесь была затронута тема, что для младших школьников авторитет Первой Учительницы (и учителя как образа вообще) гораздо выше, чем мамы. во всех педучебниках написано "в возрасте начальной школы авторитет учителя выше авторитета родителей". я и сама слышала в жизни от самых разных детей, как они говорили мамам: "А вот Марьиванна нам так сказала делать!" - и это было законом, перечеркивающим мнение родителей. впрочем, я была точно таким же ребенком: "А в школе нам так сказали!", и все. и вот теперь у меня растет домашняя третьеклассница. и у нее нет и в помине такого благоговения перед учителями, и она может критически проанализировать, причем совершенно объективно, ведение урока и отношение к детям.
в прошлом году Ида занималась синтезатором (сейчас сменили учителя :)). так вот, я через открытую дверь слышала следующее: Ида играет, учитель посередине такта протягивает руку и хочет сделать замечание. Ида: "Убери руку, ты же мне мешаешь!" (это не наглость, в иврите нет обращения "вы"). Потом возмущаются мне оба: учитель предъявляет претензии, что она не принимает замечаний :), Ида по дороге домой жалуется, что так нельзя делать - ей нужно было закончить такт, и так играть тяжело, а он в середине делает замечание, что ее еще больше сбивает. Ида: нужно, чтобы я доиграла, а потом он высказывался! (мне кажется, что для семилетнего ребенка это был очень высокий уровень осознанности в деятельности). если кому вдруг показалось "не то", спешу сказать, что учителя Ида очень любила и уважала и слушалась. но при этом требовала к себе такого отношения - правда, ведь мы взрослого человека не сбиваем посередине дела, ждем, когда закончит, тогда выскажемся? почему надо к ребенку по-другому относиться, для которого это задание куда более тяжелое и трудоемкое?
свежий пример, из нынешнего учебного года: Ида решила возобновить гимнастику (ходила на спортивную в позапрошлом году). теперь хотела пойти на художественную. приходим - там такая советская тренер - ужас моего детства :) конечно, она внешне прилично себя ведет (родители в зале могут сидеть, и тогда бы ее уволили без разговоров). но все равно проглядывается - как она грубо поправляет девочек, как сильно тянет, несмотря на то, что девочки к чему-то еще не готовы, как плохо объясняет, как повышает голос. у знакомых дочка (на два года младше Иды) покорно ходит и ей "нравится". что нравится? не может сказать: "все нравится". Иде было достаточно одного пробного занятия (пошли на воздушную акробатику в итоге). что меня порадовало - после урока ребенок разложил мне все по полочкам, и проанализировал не хуже меня, методиста :) причем она говорит не из серии "плохая тетя", и не от лени (она действительно хочет и любит учиться новому), а "мама, когда она объясняет, она говорит: "девочки, сделайте так!". это ведь неправильно, правда? мы же не всегда можем смотреть на нее в разгаре сложного упражнения? она должна говорить четкий алгоритм действий. нужно говорить: встаньте из моста на локти, а не "сделайте так!". в итоге мы путаемся, и она же сама недовольна!". "мама, если кто-то неправильно делает и она этому человеку объясняет индивидуально, другим нечем заняться и она даже не дает задания остальным. это очень тормозит урок! мы же можем в это время чем-то заниматься другим, правда?".
при этом, когда нет выбора, она может временно принимать не понравившегося учителя ради результата: два года назад она ходила на танцы, любимая учительница ушла в армию, пришла неприятная. я думала - сразу уйдем, а Ида говорит: "нет, мама. буду ходить - я ведь решила учиться танцам! пока не найдем другое" (другое пока так и не нашли, сидим без танцев, но подход меня порадовал).
мне очень нравится, что в 8 лет ребенок способен критически оценивать не на уровне эмоций (понравилась-не понравилась учительница), а объективно с точки зрения эффективности обучения и анализировать именно деятельность. (если о мне говорить, в 8 лет мне бы такое просто в голову не пришло! учительница - значит, учительница. без никаких!)
я уверена, что это очень пригодится в будущем - что человек не впитывает всю информацию и любые источники информации без разбору, "потому что так сказали", а умеет взвешивать и выбирать.
всем хороших учителей :)