ПЛОТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЧУВАШИИ ПОМЕШАЕТ СТРОИТЕЛЬСТВУ ВСМ
23.07.2013-19:21
Версия для печати Жители республики пригрозили вырвать заборы вокруг «триллионного» проекта РЖД
23 июля Чувашия стала первым регионом, где прошли публичные слушания по проекту высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань - Екатеринбург. Уже на следующий день после заседания научно-технического совета РЖД в Москве основные параметры ВСМ были представлены в Чувашии. Официально темой слушаний была экология, но попутно представители ОАО «Скоростные магистрали» сообщили массу вызвавшей резонанс информации. Так, вторая остановка в Чувашии в разных документах имеет три разных названия, а еще железнодорожники зачем-то считают, за сколько можно будет добраться из Москвы в Казань без остановки в Чебоксарах. Чувашские строительные эксперты напомнили, почему на ранних стадиях проекта ВСМ вообще шла по территории Марий Эл: они опасаются, что удельные инвестиционные затраты на километр пути в Чувашии будут наибольшими.
Экологические вопросы на слушаниях сразу отошли на второй план: общественность и СМИ впервые допустили к открытому обсуждению информации по ВСМ. До того все подобные мероприятия на территории Чувашии проводились в закрытом режиме, а консультации с первым вице-президентом ОАО «РЖД» Александром Мишариным 6 июня и вовсе проводились в тесных помещениях чебоксарского аэропорта. Так что ажиотаж был огромным: собравшихся интересовала в первую очередь сама трасса, наличие остановок в Чувашии и не ограничится ли ВСМ для жителей республики перспективой наблюдения за проносящимися мимо поездами. Гости из ОАО «Скоростные магистрали» продемонстрировали небольшой фильм, из которого следовало, что мост через Волгу на границе Чувашии и Татарстана станет красивейшим сооружением, интерес к проектированию которого проявляет испанский архитектор Сантьяго Калатрава. Основное предназначение ВСМ - пассажирское: в «Скоростных магистралях» признались, что не разработан даже подвижной состав для высокоскоростного грузового движения.
Click to view
С одной остановкой на территории Чувашии все понятно: она планируется в Кугесях, «забирая» поток с трасс М7, Р176 («Вятка») и А151 (Цивильск - Ульяновск). Здесь, правда, некоторые вопросы появились у чебоксарской горадминистрации. «Исходя из расчетной нагрузки по станции, которая проектируется, загруженность подъездных путей может сильно увеличиться, и придется их расширять. Поэтому наше пожелание - максимально приблизить станцию к черте города», - заявил начальник управления архитектуры и градостроительства Александр Анисимов.
С другой стороны,
«Правда ПФО» уже писала, что наличие остановочного пункта - вовсе не гарантия того, что поезд будет на нем останавливаться. В фильме были названы цифры, повергшие общественность в некоторое недоумение: в разных частях видеоролика было сказано, что из Москвы в Чебоксары по ВСМ можно будет добраться за 3 часа, из Чебоксар в Казань - за 40 минут, а из Москвы в Казань - за 3 часа 18 минут. Дорога из Чебоксар до Нижнего Новгорода займет 70 минут, а из Нижнего в Казань - 1 час 30 минут. Почему суммы в данном случае не равны результату сложения слагаемых, понятно. Важнее вопрос, кому понадобилось считать время движения по ВСМ без остановки в Чебоксарах, и самое главное - зачем?
Со второй планируемой в Чувашии остановкой и вовсе получается неразбериха: в трех разных представленных документах она имеет три разных названия: в экономической презентации - Нагорное, в экологической - Полянки, в фильме - Анаткасы. Впрочем, все они расположены в Ядринском районе - именно там, где и предсказывала
«Правда ПФО».
Что до основного вопроса слушаний, то экологические проблемы проекта в Чувашии невелики: ВСМ не пройдет по особо охраняемым природным территориям. «Полностью исключить негативное влияние на окружающую среду невозможно, определенное остаточное воздействие все равно останется. Но мы оцениваем его как приемлемое», - полагает Андрей Пузаченко, отвечающий в проекте за экологию. Основная проблема - в неприемлемом уровне шума, который из-за большой скорости составов будет наблюдаться в полосе около 1,5 километра вокруг путей.Пузаченко предлагает провести компенсационные мероприятия, в том числе установить специальные шумопоглощающие сетки, что должно помочь уменьшить это расстояние до 100 метров.
Но здесь возникают вопросы безопасности. Представившийся как «пенсионер Сергей Леонидович» участник слушаний просветил московских гостей насчет чувашского менталитета. «Аварийность будет такая - вы себе просто не представляете! У нас же молодежь совершенно дикая - они ездят на пикники, за грибами, за ягодами, и им все равно, где проехать через железную дорогу! Да поезд со скоростью 300 км просто снесет эту компанию! Можете ставить какие угодно заборы и сетки - вырвут с корнем, потому что привыкли ходить здесь сто лет», - заявил пенсионер. «Концепция ВСМ подразумевает, что все пересечения с коммуникациями будут на разных уровнях. Переездов просто не будет! Есть охрана ВСМ, предусмотрены скотопрогоны и водопропускные трубы», - попытался успокоить собравшихся Геннадий Балабанов, начальник технического управления ОАО «Скоростные магистрали».
С экономикой в проекте дела обстоят лучше. В РЖД уверены, что ВСМ создаст 80 тысяч рабочих мест. «Периодически высказываются мнения, что весь заказ на создание ВСМ может уйти за рубеж. Это ничем не оправданные заявления. Невозможно импортировать миллионы тонн продукции, невозможно построить и обслуживать сотни километров инфраструктуры руками зарубежных специалистов», - заявил Юрий Котлов, заместитель руководителя дирекции по строительству ОАО «Скоростные магистрали». По мнению Котлова, российский бизнес в связи со строительством ВСМ получит заказов примерно на 400 млрд рублей. С учетом называвшейся ранее общей стоимости проекта в 928 млрд получается, что оставшиеся 500 млрд ОАО «РЖД» планирует осваивать собственными силами.
Главную сложность создания ВСМ в Чувашии отметил бывший министр строительства республики Владимир Филатов, уже фрондировавший не так давно во время обсуждения нового генплана Чебоксар. «Во многом наша территория отличается от соседних субъектов РФ. Плотность населения в России - 8,4 человека на квадратный километр, в Чувашии - 68. В этой плотности придется работать. У Нижегородцев в два раза меньше - 44 человека на квадратный километр. И этот показатель явно не в нашу пользу. Кроме того, не в нашу пользу доля городского населения. У нас она намного меньше, чем в России и в соседних регионах: по России 74%, 80% у нижегородцев, 76% в Татарстане, у нас - 60%. И эти 40% сельских жителей надо будет пересечь, разделить, расселить. Кроме того, плотность сельских населенных пунктов у нас просто огромная - 93 деревни на 1000 квадратных километров, а по чебоксарскому району вообще 120! Не говоря уже о нашем сложном рельефе. Таким образом, инвестиционные затраты в Чувашии будут выше, чем в каком-либо другом субъекте», - считает Филатов.
Одним из предложений Филатова стала рекомендация стройкомплексу республики изучить структуру железобетона, предполагаемого к использованию при строительстве ВСМ. Очевидно, бывший профильный министр не хочет повторения истории с казанской Универсиадой, когда находящимся совсем рядом чувашским компаниям подрядов не досталось вовсе. Если власти республики не смогут пролоббировать местных строителей на подряды по ВСМ, это станет еще более показательным прецедентом. Также Филатов повторил совсем недавно высказывавшуюся директором строительной компании «СУОР» Владимиром Ермолаевым мысль про «будущий центр города микрорайон «Садовый», к которому «совершенно необходимо проложить монорельсовую дорогу». Идеи Ермолаева в современной Чувашии живучи настолько, насколько прочным является положение самого влиятельного предпринимателя республики.
«К сожалению, мы имеем определенный негативный опыт, когда строятся широкие современные магистрали - я говорю о реконструкции М7. И жители близлежащих населенных пунктов испытывают определенные неудобства. Они не участвуют в этой работе, и их мнение не учитывается. Поэтому я бы очень хотел, чтобы проектировщики при выборе окончательного варианта трассы учитывали пожелания наших сельских жителей», - заявил министр транспорта Чувашии Михаил Янковский, подводя итог слушаний.
Дальнейшие публичные мероприятия по ВСМ в Чувашии планируется проводить уже на уровне муниципалитетов. После обоснования инвестиций и предпроектных разработок планируется приступить к проектированию. Само строительство ВСМ начнется не ранее 2015 года. А пока специалистов «Скоростных магистралей» ждут публичные слушания в Татарстане. Там им будет сложнее: «Гринпис России» 22 июля выпустил пресс-релиз, где заявляет, что «наиболее вопиющая ситуация с прокладкой ВСМ складывается в Республике Татарстан, где рекомендованный заказчиком вариант проходит по территории Волжско-Камского биосферного заповедника». 30 июля в Казани будет жарко.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.