Prince of Egypt и немного лингвистики.

Apr 07, 2014 22:05

Два обстоятельства подтолкнули меня к написанию этого эссе: первое - это моё неизбывное любопытство к тому, какие в действительности имена носили всемирно известные исторические личности (т.е. как их называла мама, проще говоря). И второе то, что это (истинное имя исторической личности) является наиболее достоверным и правдивым источником исторической информации. Имена всегда несли смысловую нагрузку, а не были просто бессмысленными словами. Родители выражали (на соответствующих языках) в даваемых детям именах свои пожелания, чаянья, надежды всегда искренние и правдивые. Имена, в отличие от исторических событий, менее всего подвергались дальнейшей интерпретации из-за политической целесообразности и потому это источник информации вроде бы и скудный, но с учетом вышесказанного, необычайно ценный, в сравнении с другими письменными и устными преданиями. Проще говоря, применим ономастику в исторически-прикладных целях.
Обратимся к широко известному пророку Моисею, выведшему народ израильский из египетского плена. Классический иудаизм в Ветхом Завете дает живописное описание его жизни, включая и имя, которое одновременно поддерживает достоверность этого описания (собственно, с имени там всё начинается). Так вот Моисей на древнееврейском звучит как «Моше» и значит «данный водой». Сюжет все знают и описывать его смысла нет. С другой стороны существует другая версия этого имени - «Мозес». Этот вариант имени пророка дошел до нас из древнегреческого через латынь, как и имена фараонов упоминаемых ниже. Древнеегипетское звучание имен фараонов достаточно условно (иероглифы не передавали гласные), потому здесь используется древнегреческий вариант произношения имен фараонов. Но продолжим.
Этимология этого имени менее понятна, если следовать классической интерпретации и забыть где, когда и как происходили все эти библейские события.
Библия дает намек, что это происходило во времена царствования фараонов Сети I и его сына Рамзеса II, когда строились города в дельте Нила (Пер-Рамзес, к примеру, причем надо не забывать, что Рамзес II имел привычку приписывать себе то, что начинал его отец, в том числе и недостроенные города) и к их строительству был привлечен тогда еще небогоизбранный народ Израиля, проживавший там в местности Гошен (Гошем), что вызвало протесты этого народа, закончившиеся исходом под водительством пророка Моисея. Но вернемся к этимологии имени Мозес. Собственно, это уже не секрет и широко дебатируется, что «Мозес» это вторая половина царского имени, означающего «рожденного от», «сына…». К примеру, царское имя Рамзес означает Ра-Мозес - «рожденный от бога солнца Ра». Более того, подобные имена носили фараоны предыдущей XVIII династии: Яхмес I - Ях-Мозес (рожденный от бога Луны Яха» и Тутмосисы - Тут-Мозесы («рожденные от бога Тота»). Если Мозес был воспитан дочерью фараона, то он также мог носить подобное имя, только сыном какого бога был Мозес и каково было его полное имя?
Ответ очевиден, если вспомнить как после исхода стали называть древние евреи единого бога (во время пребывания в Древнем Египте древние евреи поклонялись многим ханаанейским богам, главным из которых был Решеф - бог огня, разрушения и смерти, РШП в древнеегипетском варианте), чьё непроизносимое имя звучало как Яхве - «сущий», что является смысловой модификацией на языке древних евреев названия всё того же египетского бога Луны Яха, бога-мальчика. В египетской мифологии Ях считался воплощением лунных божеств, в первую очередь Тота и Хонсу. По этой причине почитание Яха было распространено в традиционных центрах этих богов - в Фивах и Гермополе. Значит, полное истинное имя Моисея было Яхмес/Ях-Мозес и первую половину ставшего непроизносимым имени «сущего» убрали, оставив бессмысленное «сын»? Вернемся к историческим событиям: Сети I умер внезапно относительно молодым в 40 лет. Ах, эти внезапные смерти владык - сколько смуты они приносят! Рамзес II после утверждал, что последние годы он правил совместно с отцом, хотя такого статуса двойного «живого бога» Египет долго не знал и многие историки справедливо сомневаются в этом, зная Рамзеса II, ухитрившегося изобразить победой поражение от хеттов при Кадеше (египтяне оставили поле боя и прилегающие плодородные местности хеттам). (Впрочем, есть мнение, что практика официального назначения наследника-соправителя при живом фараоне существовала во времена Среднего Царства при XII династии и делалось это с целью избежать анархии в вопросах престолонаследия, но если принять эту версию, то она говорит о том, что возрождение этой традиции через столько веков произошло, вероятно, из-за того, что реальные конкуренты у Рамзеса II были и Сети I мог принять меры предосторожности. Кстати, ничего не известно о совместном правлении самого Рамзеса II и кого-либо из его многочисленных сыновей, которых он почти всех пережил, потому традицией Нового Царства это назвать во всяком случае нельзя). Не была ли подобная «словесная инновация» попыткой Рамзеса II оправдать своё право на престол? А кого ему было бояться? «Я был торжественно возведён, как СТАРШИЙ СЫН, в сан наследника престола…» утверждал сам Рамзес в дальнейшем. Но мы знаем цену словам Рамзеса, кроме того до историков дошла некая непроверенная информация о действительно старшем сыне Сети I от другой, не Туи, жены фараона - сына по имени «хасетнебет». Собственно, в переводе это значит «владычица (нома) Хасет», что в дельте Нила. Наверное, всё же правильней говорить о «хасетнебене», раз разговор идёт о сыне, а не дочери. Но всё равно ведь это не имя, а титул! Известно, также, об обычаях фараонов уничтожать имена ненавистных им предшественников/современников, возможно поэтому собственно имя действительного «старшего сына» не сохранилось? А зная характер Рамзеса II вполне можно предположить умышленное унижение своего проигравшего противника "женским" титулом (но что характерно - без имени!). Им вполне мог быть Яхмосис, сын Сети I от другого брака, рассчитывавший по праву старшинства на престол и лишенный его внезапной смертью отца и поддержкой его соперника родственниками матери Рамзеса II царицы Туи из «генералитета» египетской армии Нижнего Египта. Сам Яхмосис, судя по имени, был по матери из Верхнего Египта (его отец Сети I был из Нижнего Египта, где почитался культ Сета и, возможно, тот брак был не по любви, а по расчету для укрепления единства страны), но находился на высоком посту номарха в стратегически важной пограничной к «азиатам» Дельте, откуда начинал походы его отец Сети I. Что было в тот момент под рукой у отдаленного от родного Верхнего Египта Яхмосиса? Потомки воинственных гиксосов недовольные властью фараона. Попытка захвата власти не удалась и Яхмосис вместе с древними евреями выбрал исход неизбежной смерти во время карательной операции фараоновых войск (собственно, карательная экспедиция их почти догнала). Впрочем, может именно поэтому Яхмосис-Мозес-Моисей и странствовал до самой смерти по синайским и аравийским пескам вместе с племенами Израилевыми, поскольку, остановившись и создав государство на определенной территории, он тут же бы подвергся набегу мстительного Рамзеса II пережившего Яхмосиса. Когда, после смерти Моисея, евреи, наконец, смогли остановиться в "земле обетованной" сын Рамзеса II немолодой уже фараон Мернептах совершил-таки месть, учинив погром Израиля - "Израиль разорён всяческой бедой...и семени его больше нет" гласила надпись на стелле описывавшая поход Мернептаха (это самое первое дошедшее до нас упоминание Израиля, ранее Израиль ни в каких источниках не упоминается). Давайте не будем строго судить египтян, ведь при восстании Яхмосиса в Дельте не обошлось без насилия и грабежей местных египтян и не с пустыми руками ушли сыны Израилевы в пустыню (на это намекает и Ветхий Завет).
Что может подтвердить гипотезу о том, что Мозес был египтянином царского рода, а не сыном бесправных евреев, которого почему-то усыновили и воспитали как сына фараона? Да, собственно, всё на это указывает. Первое то, что он явно не знал «родного еврейского языка» (понятно, что воспитывался у «чужих», но всё же…) и он говорил через Аарона «старшего брата» - это мнение о незнании Моисеем языка древних евреев (не царское это было дело сыну фараона изучать язык презренных рабов-азиатов, это же не жреческая мудрость, но всё случилось так внезапно, что пришлось изучать язык уже в странствиях) также ранее высказывалось. Мозес не мог быть единственным египтянином среди евреев, как царскому сыну и номарху ему полагалась свита и самые верные из нее последовали за ним. Возьмем известных нам «брата» и «сестру» Моисея, наиболее близких ему по Ветхому Завету людей - Аарона и Мириам. Ахарон (так писалось это имя на древнееврейском) не переводится на древнееврейский (перевод «светлый» не убеждает, к тому же у евреев ни до, ни после этого весьма долгое время, пока всё не забылось, таких имен не было, это, кстати, относится и к «Мириам»). Зато на древнеегипетском оно имеет вполне адекватный для имени перевод: Аха-ру «боец-лев». Был ли он братом царственному отпрыску неизвестно, но то, что он владел древнееврейским и был очень полезен и близок Мозесу это очевидно. Мириам на древнееврейский тоже переводится разнообразно: от «звезды моря», до «желающей детей», хотя в Древнем Египте было весьма распространено женское имя Мери-Амон («возлюбленная Амоном»). Кем была Мириам/Мериамон Моисею точно неизвестно, возможно и родной сестрой, поскольку имела право по-царски и по-женски выговаривать брату за многочисленные любовные связи черт-те с кем, что благородному сыну фараона, да и просто египтянину не подобало. Впрочем, учитывая нередкие близкородственные браки фараонов, она могла быть и сестрой и старшей египетской женой Моисея.
Надо добавить, что судя по возрасту отца, умершему в 40 лет, Моисей к моменту исхода был молодым человеком не старше 25 лет и вполне мог прожить еще 40 лет странствий с евреями (желающих полюбопытствовать как возможно мог выглядеть Моисей отсылаю к фото хорошо сохранившейся головы мумии его отца Сети I. Одно это точно - он был безбородым, как все египтяне, и не такой как в одноименном с этим эссе мультфильме). Ему не надо было странствовать до исхода еще 40 лет - всё что нужно он уже знал от египетских жрецов, благодаря письменности накапливавших знания тысячелетиями(!), включая фокусы с посохом и пр. Впрочем евреев к вулкану (предполагается гора Бедр на Аравийском полуострове - ближайший вулкан) он водил и разговаривал с Богом, а тот отвечал ему громом и молниями для вящей веры евреев в 10 необходимых для совместного существования заповедей. Вряд ли Моисей разговаривал с Рамзесом и уговаривал того отпустить евреев - разговор с конкурентом-бунтовщиком у Рамзеса был бы короткий. А насчет 10 египетских казней, то подобные экологические (включая эпидемии) катастрофы у государства со скученным на узкой долине Нила многомиллионным населением за тысячи(!) лет существования такого государства, да еще в месте с жарким климатом просто не могли не случаться. Было бы удивительным, если бы их не было.
Разумеется то, что Моисей поделился египетской мудростью с евреями, дав им не только «10 заповедей» - «краткий курс», то без чего древнее многомиллионное население Египта, жившее на небольшой территории, обойтись просто не могло, но и многочисленные наставления левитам по всем аспектам жизни, а также научил обрезанью, кашруту, прогрессивному единобожию (реформа Эхнатона), непоклоненью идолам (египтяне статуям не поклонялись и не считали их богами, а лишь местом, которое боги лишь могут иногда посещать) доказательствами не являются (выучили, как положено сыну фараона). Но вот завещает Мозес евреям хорошо относиться к пришельцам, поскольку «..и сами ВЫ были пришельцами в земле Египетской» Левит 19/34 - так может сказать египтянин не египтянам, которые вырезали чужаков напрочь. А в своем «политическом завещании» он говорит о себе в третьем лице - «и был он ЦАРЕМ Израиля…» Левит 33/5. Это у вольного-то народа, который не знал царей после этого еще почти 300 лет! Не стал Мозес фараоном Яхмосисом II, зато стал царем еврейского народа, создав у кочевого народа до перехода его к оседлому государству, заранее, а не по объективным причинам, также профессиональную жреческую прослойку-левитов, копируя родное египетское госустройство.
Небольшое отступление: у древних евреев была четкая идентификация по "коленам" - племенам. Ветхий Завет говорит, что после возвращения из вавилонского пленения некоторые возвратившиеся не были приняты в богоизбранный народ, поскольку не смогли доказать свою принадлежность к соответствующему "колену". Так вот - создание отдельной прослойки левитов (т.н. колено Леви) у которых не было привязки к определенному "колену" в полном смысле, т.е племени с компактным, а не рассеяным проживанием, что для самих евреев необычно, наталкивает на мысль, что первые левиты были из египтян, сторонников Моисея. Они были его гвардией и безжалостно подавляли мятежи евреев во время странствий по пустыне. Было бы интересно провести генетический анализ потомков левитов и сравнить его с генетическим анализом потомков древних египтян в южном Египте, думаю тут будут очень интересные результаты. Интересные результаты также могут дать раскопки в недавно открытом археологами городище, которое возможно упоминается в Ветхом Завете как город Ливна, одном из городов среди городов колен Израилевых и Иудиных, который Ешуа бин-Нун (Иисус Навин) дал во владение левитам. Там возможны интересные археологические находки в том числе явные следы египетской культуры. Продолжим.
Вклад Моисея в генезис иудаизма был огромен - сами евреи подтверждают исключительность Моисея «как пророка, которого не было у Израиля и который говорил пред лицом Бога» (добавлю от себя: судя по имени, говорил и как «Сын Божий» - ничего не напоминает из последующей древнееврейской истории?).
В заключение хочу сказать, что вышесказанное отнюдь не колеблет устои иудаизма (их вообще ничего не поколеблет). Кем бы ни был Моисей, он вполне мог всё это сделать по воле Бога, хоть и в борьбе за власть. А вот евреям, как мне кажется, было бы интересно узнать, почему и как избрал их сын фараона египтянин Яхмосис.
Эта теория вполне имеет право на существование хотя бы потому, что подкреплена лингвистическими доказательствами, а не просто преданиями, дошедшими до нас из тьмы веков.
PS. Еще одна особенность такого исторического события, как вполне возможное «царствование» Яхмосиса-Мозеса над совершенно чужым ему ранее полукочевым племенем «азиатов»- предками евреев, это та пропасть между культурным уровнем познавшего тысячелетнюю мудрость управления государством (а сыновья фараонов как возможные будущие наследники безусловно обучались этому у египетских жрецов, готовясь к безграничной власти фараона) Яхмосиса и никогда не имевшими до того своего государства племенем, которое он возглавил.
Эта мудрость, сообщенная в виде заповедей для всего простого народа и знаний для касты жрецов-левитов, образованной среди древних евреев «с нуля», а не в результате длительного накопления знаний и стратификации общества как в Древнем Египте с его невероятно длинной, насчитывавшей несколько тысяч лет историей с письменностью, позволявшей накапливать, сохранять и развивать дальше человеческие знания за эти тысячелетия, была настоящим шоком для племени будущих иудеев и, похоже, была воспринята ими как Божие откровение со всеми известными последствиями.
Такие случаи в истории известны, к примеру Замолксис у гето-даков: он не только дал им знания, позволившие гето-дакам создать своё государство (случай для того региона и в ту эпоху уникальный), но и стал после смерти у них Богом.
Впрочем, я уже вторгаюсь в религиозную область в которую вторгаться с аргументами бесполезно.
PPS. Еще одним любопытным выводом из предлагаемой версии тех давних событий будет то, что самое распространенное на Земле женское имя Мария (Мери, Мари etc) не древнееврейского, а гораздо более раннего древнеегипетского происхождения с прекрасным, истинно первоначальным значением "возлюбленная".
Previous post Next post
Up