Книга из прежних времен

Dec 15, 2024 11:01

Хапаева Д. Готическое общество 2007
Читаю - и что-то не то. Книга хорошая, написана хорошо, интересная, то есть - читается. Но о чем и зачем? Термин "готическое общество" яркий, привлекающий внимание. Обозначает современное общество. Его называют многими именами, отчего бы автору не придумать свое. Но всё время непонятно - что это такое? Что сказать-то хотел автор, зачем он...

Показалось, что книга без архитектуры, собрание нескольких разрозненных статей, скрепленных разве что настроением автора. То Толкин, то Лукьяненко, то политика...

Потом дошло, плохо я соображаю. Это книга из прошлых времен. Тогда, когда она собиралась, это был вполне организованный текст со своей задачей. Это сейчас она рассыпалась в ненужные листки.

Автор пыталась предупредить - смотрите, к чему идет Россия, смотрите, что это такое. Надо отпрянуть от пропасти, вот же, смотрите, куда мы движемся.

Поскольку сейчас мы пролетаем очередное дно уже внутри этой пропасти - текст совершенно не нужен. Это лишь свидетельство - смотрите, в 2007 году еще казалось, что можно не упасть. Это один из очень многих текстов-предупреждений, с описанием того, куда мы можем свалиться, если...

Пожалуй, сейчас это читается лишь с интересом расшифровщика. Как мы читаем, скажем, отголоски интриг из Средних веков. Вот, мол, если герцог такой-то не прекратит свои сумасбродные выходки, великая империя рухнет...

Ну да. Можно сказать - готическое. Рационализм прекращается, прогресс всякий под подозрением, мораль - это право сильного, все это понимают и принимают. Всякие там идеалы Нового времени - в прошлом. Автор об этом семафорит из совсем еще недавнего прошлого. Смотрите, говорит - Россия же отказалась от исторической памяти...

Нет, конечно. Россия себе придумала другую историю и вовсе не отказалась от памяти - она эту другую теперь лихорадочно дописывает и вспоминает.

Была такая история в пятидесятых годах прошлого века. Тогда началась холодная война и у нас тут резко в цене оказались всякие самобытные истории о том, что Россия искони и всяких героях отечественной истории. И пошла писать губерния про деятелей отечественной культуры. Несколько лет это длилось, а потом стали годы иначе поворачиваться, уже шестидесятые, уже всякие там олимпиады, потом и разрядки, и оттенки славословий поменялись.

Я хочу сказать - все эти игры ненадолго. Игра в "мы и без Запада очень молодцы" - это все считанные годы. Потом опять... Вместе со всем цивилизованным миром. И из недалеких годов дико будут читаться нынешние отчаянные писания "патриотического" характера. Это будет просто маркером ушедшей эпохи - начнешь читать старую книжку, оттуда ка-ак пыхнет удивительное... Подумают - это когда ж такую дичь писали?.. А, это из двадцатых годов. Ну да, было такое. Молодые-то уж не упомнят, а было, было...

А книга Хапаевой еще из предшествующих времен, когда это вот окружающее нас прошлое еще не сбылось, и она думала, что надо сказать о подступающей опасности. Хотя Толкина она зря... Лукьяненко, как оказалось, очень в строку пришелся, он именно об этом самом, а вот Толкин как создатель готической эстетики - это перебор. Он не из этой совсем истории.

Это, понимаете, удивительный дядька. Большинство этих... мифов, метафорических систем - как хотите называйте... Они - шлейф истории. История идет зигзагами и поворотами, и думающих о ней заносит ей в хвост, и вот за недоосуществленными вариантами реальной истории следуют утопии, метафоры и мифы, рассказывающие, как бы там все было, если б оно до конца случилось. И очень, очень многое можно так объяснить. О многих авторах совсем не бессмысленно говорить, к какой идеологии они принадлежат, какие политические идеи их двигали. А Толкин из другого, более редкого рода. Он, понимаете, создал свой мир. Не было такого и не собиралось быть. Его эти самые эльфы с хоббитами - это собственный его миф. Редко, но бывает - он создал свой пузырь, свой миф. Он не за красных, не за белых, не за прогресс и не за Средневековье. Он в своем мире, которого бы без него вообще не было.

Странный дядька. Не надо его вплетать в истории о современном обществе, от этого его облик облезает и тускнеет. Был Профессор, а становится какая-то образина. Ну что вы, не понимаете... Автор же читала, у нее в книге каждая глава с эпиграфом из Толкина. Нечутко это. Так мне кажется.

А это вот... как, говорите? готическое общество? Это пройдет. Нет, безнравственность не пройдет, конечно, и забвение собственной истории не пройдет, и прочее... Это все вечное, оно останется, просто очередной раз взошло. А курс на отдельный путь России - конечно, пройдет. Это время еще не пришло, и другой пока дороги нет, так что суетиться не имеет смысла.


Элементы такого отношения к человеку Толкин вычитывает в средневековом эпосе. В центре драматургии «Беовульфа», как показывает Толкин, находится полное поражение королей, героев и вообще людей. Поэтика поражения вводит одну из важнейших идей готической эстетики

«Он человек, и для него это само по себе трагедия». Этим чувством, как мы увидим ниже, пронизаны тексты современной культуры. Не правда ли, по сравнению с антропоцентризмом культуры Нового времени, которая придала истинный размах теме восхищения человеком, начатой в эпоху Возрождения, стремление отказаться от человеческой природы, понимаемой как трагедия, звучит неожиданно и ново? Прекрасный человек составлял смысловой центр этики и эстетики Нового времени; восхищение человеком задавало неотъемлемый эстетический канон эпохи. Придумать внечеловеческое, такое, которое отодвинуло бы человека на задний план, - вот цена, которую Толкин готов заплатить за спасение своего дракона.

Еще один секрет готической эстетики, который открывает Толкину дракон: нечеловеческая природа делает затруднительным суждение о драконе в соответствии с обычными человеческими критериями. Размывая эстети­ческие и моральные нормы Нового времени и подрывая пропедевтическую эстетику Просвещения, дракон дает в руки своего господина важное оружие. Будучи воплоще­нием зла, дракон субъективен, конкретен и материален21.
Зло, которое несет в мир человеков дракон, не может быть выражено аллегорически ( хотя дракон, конечно, может быть представлен в виде аллегории), поскольку' источник зла, воплощенного в драконе, глубоко не ясен. Так же как не до конца ясен, даже в «Беовульфе», в силу его неокончательной, не полной приверженности христианскому духу, вопрос о том, каковы критерии, позволяющие оце­нивать нечто как зло. Таким зло останется и в современ­ной готической эстетике: материальным и конкретным, а главное - «субъективным».
Дар дракона - и главный прием готической поэтики,- «Иллюзия исторической правды Беовульфа... является пло­ дом искусства». «Эффект реальности» - назовет это Ро­лан Барт почти 40 годами позже. Эффект реальности в литературе достижим, даже если речь идет о хоббитах и драконах, именно это Толкин и будет доказывать своим творчеством. Иными словами, в пространстве художественного текста хоббиты и драконы у Толкина обретут столь несомненную реальность, что она окажет огромное воздействие на нашу действительность.

важно отметить целый ряд отли­чий готической эстетики от эстетики средневековья - такой, какой ее реконструирует Толкин. Прежде всего, как мы только что слышали, наградой герою была похвала равных при жизни и память о нем после смерти, ибо существовали эпос и аристократия. Сегодня дело обстоит со­ всем иначе. Кто будет хранить память о великом подвиге?
Все хранилища памяти повсеместно дискредитированы сфальсифицированной историей, «неизвестным подвигом неизвестного солдата», тогда как история полностью скомпрометирована не только как наука, но прежде всею как событие2'. Во-вторых, в мире Беовульфа трагедия аб­солютного поражения человека отступала перед идеей Страшного суда («но... его враги также враги Господа, так что его мужество само по себе является проявлением пре­данности...»24), тогда как в современном мире спасение через веру окончательно утратило свое значение. Эти пе­ реживания станут еще более обостренными для наследни­ков Толкина - героев современного фэнтези.

Чем интересны нам современные готы с точки зрения готической эстетики? Более всего тем, что это дви­жение дает яркий пример полного и безраздельного господства эстетики над моралью, равно как и над всеми другими представлениями. Точнее, речь должна идти о моде, а не об эстетике, ибо, по сути, готы неописуемы: их следует только фотографировать, потому что одежда со­ временных готов не отсылает ни к чему вне себя и ничего не скрывает: ни программы, ни продуманной эстетичес­кой системы, ни даже разделенного здравого - или готического - смысла. Чтобы точнее объяснить, о чем идет речь, скажем, что отличия семи разновидностей российс­ких готов проявляются только в одежде и в атрибутике.
Бессловесный протест готов - ибо это, безусловно, протестное движение - носит сугубо эстетический характер:
стиль одежды - вместо политического манифеста, сим­ волы - кельтские кресты и орнаменты, черепа и кости, распятия («со стильным дизайном», как выражаются ав­ торы статей о готах), египетский анкх, восьмиконечные звезды и летучие мыши - вместо членского билета.

Кризис эстетической системы Нового времени с ее утрированным рационализмом и нескрываемым преклонением перед человеком и его деяниями был многократно усилен, поддержан, развит, и сам существенно способствовал размаху другого процесса - углублению кризиса научной рациональности. Изменение эстетического канона, павшее на нагаи дни, совпало с радикальным пересмотром научной картины мира и с радикальной сменой в массовых представлениях о свойствах времени.Это совпадение создало почву для укоренения готических тенденций в нашей современности.

Время истории парализовала неспособность совме­стить «прошедшие события настоящего» с тем про­шлым, которое осталось дымиться в Аушвице и порас­ тать травой в Г У Л А Г е, и вообразить продолжение этих событий иначе, чем как «грядущую катастрофу», возникшую на месте крушения прогрессистской увереннос­ти в будущем"'.
Гжическое общество - результат мутации неизжитой концентрационной истории, тлевшей под спудом современной демократии - коренится в опыте концентрационной вселенной.

Российское общество поражено тяжким недугом: расстройством памяти, частичной амнезией, сделавшей нашу память прихотливо избирательной. Можно ли сказать, что наши соотечественники не знают своей истории? Что они недостаточно информированы, чтобы посмотреть в глаза своем)' прошлому? Что общество еще не созрело для того, чтобы задуматься о своей истории, и переживает такой же период антиисторизма, как Германия в 1950-е годы? Все это, безусловно, ложные вопросы. История ГУЛАГа ни для 78 Концентрационное прошлое готического общества кого не секрет и секретом никогда не была: как она могла быть секретом в стране, в которой для того, чтобы каж­дый третий был репрессирован, каждый пятый должен был быть «вертухаем», - в широком смысле этого слова?
Иными словами, мы знаем свою историю, но это история, лишенная памяти о ней. История, на которую населе­ние нашей необъятной родины взирает с отчуждением и отстранением, чисто антропологическим взором, как если бы речь шла не о наших собственных прямых и кровных родственниках, дедушках и бабушках, папах и мамах, а о племени лангобардов эпохи Римской империи.
В нынешней России вопрос о том, как преступления советской власти, размах которых был бы невозможен без соучастия всего общества, влияют на настоящее и будущее этой страны, не вызывает бурных общественных дискуссий и политических разногласий. Мысль о нашей ответственности за прошлое и нашей исторической вине не звучит с телеэкранов и не выплескивается на первые полосы газет. Об этом не говорят политики, не спорят интеллектуалы. Иными словами, из советской истории изгнана политика, и в этом - важная черта уникального российского отношения к своей страшной и позорной истории.

Главным гарантом прибытия России в счастливое на­ стоящее Запада была вера в прогресс. Без убежденности в том, что история человечества есть необратимое движе­ние из худшего прошлого в лучшее будущее, путешествие в современный Запад становилось весьма проблематичным.
Доя того чтобы открыть дорогу России в Запад, советское прошлое должно было исчезнуть в пучине забвения: его присутствие разрушало веру в прогресс. Российским за­падникам предстояло позже эмпирически нащупать и пе­режить то, что в 70-е годы философски осмыслили за­падные интеллектуалы: именно Аушвиц и ГУЛАГ стали теми событиями-разрывами, которые подорвали прогрессистскую уверенность в будущем, поместив на гори­ зонте непредсказуемого грядущего вместо радужных на­дежд зияющую катастрофу. Память о советском прошлом должна была сгинуть в недрах западнических иллюзий, что­ бы обеспечить россиянам - пусть ненадолго - уверен­ность в светлом западном завтра.

Покаяние и раскаяние, как показывает история, не при­ надлежит к особенностям «русского национального харак­тера». Сегодняшнее беспамятство, затянувшее неосужденные и ненаказанные преступления, соучастниками и жертвами которых были миллионы, выглядит удобной фор­мой сведения счетов с прошлым. Урок советско-российской истории получается примерно таким: достаточно полити­кам просто публично игнорировать прошлые преступле­ния, а частным лицам - «не болтать» о содеянном, чтобы в результате сложившегося «общественного договора* людоедское прошлое перестало выглядеть проблемой для государства и общества. Главное, чтобы бесперебой­но качала нефтяная труба, наполняя супермаркеты: оказывается, потребление вполне способно заменить отсутствующие ценности и предстать выражением общественного благоденствия. Стоит ли сомневаться в правильности этой простой и экономной формулы? В действенности такой политики?

«Взрослые», действительно, утаили от «детей» факт причастности к преступлению. Может быть, в этом кроется одна из разгадок «проигранной эстетической вой­ ны», как точно назвала Ирина Прохорова неспособность старшего поколения привить младшему иммунитет про­тив радикальной идеологии, неспособность победить «скромное обаяние фашизма и сталинизма»1 ^?

Замечательный пример готической лояльности в обществе, где нет универсальной морали, а, напротив, всем очевидна ее невозможность, дают отношения героя-обо- ротня «Ночного Дозора» со своим шефом. Лояльность к шефу оказывается единственным критерием, которым ру­ководствуется герой, всегда готовый преступить закон со­ общества ради того, чтобы выполнить задание, приказ, поручение1 6 7 . Показательно, что чем выше становится его положение в Ночном Дозоре, тем радикальнее на место лояльности к суждению шефа приходит субъективность суждения «авторитета».
Отказ от морального суждения, естественно, оборачи­вается культом силы. «Жизнь против смерти, любовь про­тив ненависти... и сила против силы, потому что сила не имеет моральных категорий. Все очень просто».
Неудивительно, что в новой готической системе цен­ ностей убийство начинает рассматриваться как рутинная повседневность169 - ведь кто их, людей, теперь считает?
Эволюция моральных представлений героя «Ночного До­зора», в которой ему сопутствует все тот же чекистский девиз, толкает его на убийство. Только, в отличие от Рас­кольникова, герой не раскаивается, не признает над со­ бой, хотя бы post factum, примата моральных запретов, а легко оправдывает свое решение1

Самым неожиданным результатом перестройки и кра­ха советского режима можно назвать ощущение мораль­ного вакуума в постсоветском обществе, которое сохраняется и по сей день. В России кризис моральных норм оказался тем более силен, чем более радикально была скомпрометирована ханжеская «мораль советского человека-). Полное отсутствие консенсуса по поводу морали - такова основа российской готической морали.

готический университет
Недавно моим соседом за обеденным столом на конференции в Кембридже оказался профессор одного из лучших английских университетов. Начавшись светской беседой, разговор постепенно сделался откровеннее. Он рассказал мне, что его университет управляется админи­страторами, для которых главным делом является строительство. Университет превращается у него на глазах в большой строительный трест, финансированию и интере­сам которого постепенно подчиняются все прочие, «по­бочные», задачи - обучение студентов, научная жизнь. Он сам 5 лет отработал представителем преподавателей в ко­ миссии по строительству нового здания университета, на которое были изысканы и потрачены многие миллионы фунтов. В результате в новом здании, построенном по последнему слову техники, отказала сверхсовременная система очистки воздуха и экологической вентиляции. А по­ скольку открытие окон не предусматривалось проектом, сотрудники и студенты провели жаркое лето, обливаясь потом и наблюдая каждый вечер по телевизору, как архи­тектор здания получал все новые и новые титулы и пре­мии. Профессор рассказывал, что он глубоко не доверяет сегодняшнему английскому правительству по причине его некомпетентности, безответственности и коррумпированности. Что общественное мнение больше не способно оказывать влияние на действия правительства, что средства массовой информации все больше утрачивают способность критически оценивать и оспаривать реше­ния властей. Он говорил об утрате чувства безопасности, о том, как центр английского города по субботам запол­няется толпой рабочей молодежи, становящейся к вечеру неконтролируемой и опасной. О том, что он пытается пе­редавать своим студентам ценности, которыми он живет сам, хотя и отдает себе отчет в том, что эти ценности - честность, бескомпромиссность, порядочность, чувство собственного достоинства - отнюдь не сделают их жизнь легче. Внутренняя эмиграция - так он сам назвал свое со­ стояние.
И хотя между университетами наших стран есть много общего, сходство не надо преувеличивать - в помянутой Англии пока еще нет коррупции при поступлении в университеты, как нет и вытекающей из нее коррупции в процессе обучения. В этом смысле мы далеко опережаем развитые европейские государства.

И хотя очевидно, что процессы, о которых идет речь, далеко превосходят локальный российский масштаб, столь усе очевидно, что в Европе традиция, которая может сопротивляться готическому сценарию, гораздо прочнее. Трагическое европейское прошлое стало предметом переживания и осмысления, глубоко затронувшим со­ знание граждан европейских стран. Осуждение преступ­лений против человечества легло в основу морального консенсуса, предписывающего разделять хотя бы некоторые базовые ценности европейского гуманизма. Полное отсутствие в России иммунитета к законам зоны, проистекающее зачастую от неспособности разграничить зону и общество в силу их неразграниченности на практике, нежелание задуматься о своей концентрационной истории делает эту страну особенно уязвимой для разрастания - пока в экспериментальных условиях - готического общества.
Previous post Next post
Up